Рекомендовано к прочтению на МАрсе-1

предыдущая часть: http://stihi.ru/2023/12/14/1434

К концу лета 1947 года Марии удалось создать конструктивно прочное пространство. Конечно, возвести крышу помогли колхозные строители, но весь дом Мария создала сама.
Глядя на белоснежные лепные украшения из гипсовых панелей в гостиной и столовой, над дверями в спальни, не догадаешься, что их создали изящные женские руки. С единственной целью – дополнить оригинальный карниз и стены, щедро выкрашенные синей краской.

Бабушкины руки были открытой книгой. Глядя на её ладони, которыми она отполировала кирпичную кладку кухни, можно было прочесть историю её жизни.
– Всё началось отсюда, – говорила бабушка и обводила взглядом просторную кухню, – вот с него и началось.
И Мария клала руку на обеденный стол ХIХ века с изогнутой столешницей, найденный на рынке в Павшино и теперь занимавший положенное место в столовой.
Глянцево-синие стены в столовой и на кухне будто приглушали тусклый северный свет в задней части дома, где все стены в спальнях – белые или бежевые, сверкали, как бурбонский ванильный крем.

В каждой комнате дома была своя отправная точка. В спальне Марии – это старые фотографии с изображением улочек старой Москвы – родного и любимого бабушкиного города – и, грузинский ковёр ХVIII века. В ванной комнате – старинный шкаф из красного дерева. Там же стояла раковина с расписными ягодами земляники по фаянсовому бордюру и синей каймой, которую бабушка приобрела у старьёвщика за пятьдесят копеек. В маминой спальне – портрет маленького мальчика, чем-то напоминавший ей брата в раннем детстве. В гостиной старый красный диван «Харродс», который Мария купила у соседки Веры Павловны, бывшей графини, жившей в доме напротив. Диван пришлось поднимать через окно, потому что в двери он не проходил. В кабинете – библиотека ХVIII века работы неизвестного французского мастера. От библиотеки, когда бабушка привезла то, что от неё осталось из развалившейся усадьбы Константиново, сохранились лишь двери (без стекол) из самшита – остальные утраченные детали пришлось восстанавливать. В коридоре – люстра ХIХ века. В прихожей – лампа Джеймса Монта 1940 года. В гостиной висела небольшая икона «Взыграние младенца». Древний иконописец написал икону в бежево-золотистых тонах, и золотой свет, льющийся от лика Богоматери, будто наполнял комнату божественным теплом.

Всё это тщательно подобранное в гармонии содержимое наполняло дом космическим смыслом и космическим якорем удерживало его на месте, чтобы дом не сорвался с места и не поплыл по отведённой ему орбите, как вполне самостоятельное небесное тело со своим, исключительно интересным, неповторимым миром…
Бабушкин дом напоминал лабораторию, в котором постоянно ведут исследовательскую работу, проводят опыты, эксперименты с фактурами, материалами, цветами. Она была и Ван Гогом, и Василисой Премудрой.

– Я закрываю глаза и вижу природу, – всякий раз говорила бабушка, – незабудки непременно сделаны из бархата или замши, а лилии – из тафты, яблоневые цветки – из шёлка. Так же, как и шёлк вполне можно заменить яблоневыми лепестками, а отполированные стены на кухне – лепестками магнолии, а керамику – апельсиновой кожурой… Как бы я хотела, чтобы мой дом стоял на одиноком, цветущем острове!

– Почему же на острове? – удивлялась я.
– А лучше на другой планете! – мечтательно улыбалась Мария. – Почему? Потому что я по натуре авантюристка и мечтаю отгородиться от всего мира глубоким и широким рвом! Потому что я – беглянка! И мои глаза видят гораздо больше, чем видят глаза других людей.

– А на какой остров ты хотела бы сбежать? – не отставала я с расспросами.
– На Ямайку, наверное. Представляешь, идёт дождь, такой сильный, что за его завесой ничего не видно. Вокруг джунгли, райские птицы, колибри, стрекозы летают. И я бы никогда больше не стояла у плиты. Наняла бы домработницу, и она каждый день готовила бы мне рыбу и омаров. Но не слушай меня, внучка. Это невозможно.
– А на другой планете возможно?

– Наверное. На Марсе вполне может быть… Может быть, ты осуществишь мою мечту и построишь дом, такой же, как у меня, но где-нибудь на равнине Исиды…
Я представила себе завесу тропического дождя, чьи струи, коричневые и толстые, как прутья бамбука, застилают влажную туманную стену цветущего сада из гибискусов, апельсинов и жасмина.

Я обожаю дождь, а проливной вызывает у меня бурю восторга!
– А кто такая Исида? – поинтересовалась я. В семь лет я ещё не знала, кто такая Исида.
– Египетская богиня, мать всех богов.
– Тогда, конечно, только там строить и надо, – согласилась я, – а ты со мной не полетишь на Марс?

Бабушка ласково погладила меня по голове:
– Как жаль, что я не бессмертна. Я бы обязательно с тобой полетела, когда ты станешь большой и очень-очень умной.

14 декабря 2023 г., Бангалор, Индия


Продолжение: http://stihi.ru/2023/12/14/1534


Рецензии
очень увлекательно и познавательно

Исабэль   02.03.2024 12:37     Заявить о нарушении
Спасибо, Исабель!

Елена Грозовская   05.03.2024 07:46   Заявить о нарушении