Лунина Татьяна. Расколотое...

По опыту чтения и представления этого интегрального стихотворения Татьяны Луниной в разных аудиториях слушателей, финальные три строки можно назвать фразеологической контаминацией - сильный приём современной поэтики, который хорош в компактных текстах, будучи вовремя и к месту. В авторском распределении строк актуализируется рифма, включая визуальный компонент: ударное "А(з)" под ударным "(с)А", а за финальными "…Х" справа пустое поле… плюс ассоциация с Андреевским крестом - от звукобуквы "Х" ("на рАЗныХ / голоСАХ").

Строфоиды сопоставимы по объёму, но разные по структуре, включая общую метрофоническую арку - "кОЛеСом / гОЛоСах", родственные начальные звуки (к / г) только усиливают эту очень далёкую рифму, тесно связанную с названием ("раСКОЛОтое"). Визуально это нечто "расколотое" несётся и… пробегает по пробелам между двумя частями этого как бы надтреснутого стихотворения, символизирующего некие полюса, континенты, пальцы строк, ветви дерев, нити тканей…

Наблюдаем цельность и свежесть И-формы, преодолевающей ямбичность (в том числе и графическим "нуль-приёмом" длинного пробела), но сохраняющей его - ямба - мелодику как лёгкую интегральную доминанту, очень здесь помогающую, при этом первые две строки невероятно важны!.. Универсальность, современность, ясность сильных масштабных образов (при общей компактности!) и, наконец, тайна... Тот случай, когда есть аура поэтики невысказанного, недосказанного, оставшегося "за кадром". Возможно, такое ощущение потому, что нахожу тут метафизику в духе фильмов Андрея Тарковского.

Отмечу ещё одну из тонкостей строения формы этого И-стихотворения - на уровне всего одного звука, одной буквы. Семь появлений звукобуквы М в первых 6-ти стихах (особенно три финальные М в начальных двух строчках с диссонансной рифмой "колесом / полюсам") противопоставлено всего одной начальной звукобукве М в главном слове завершающего суммирующего строфоида - "…молитвы…".

Текст Татьяны Луниной не обладает эффектностью, однако на Конкурсе Интегрального стиха памяти Людмилы Вязмитиновой общее 13-е место этого стихотворения не помешало мне отметить его Специальным призом "За органичность формы Интегрального стиха" (сайт "ПоэмБук", инициатор и куратор конкурса Ирина Чуднова).

Слово, заключённое в итоге автором в скобки (3-я строка), появилось позже (как 2-я редакция) в связи с вниманием автора к критике коллег и членов жюри на конкурсе. То есть И-концепция продуцирует и интегрирует коммуникативные аспекты, связанные с продолжением работы автора над И-стихом, над более сбалансированной интегральностью, попутно совершенствуя и уточняя сам стиль, и эти аспекты отражаются в тексте последующих редакций. Да, в принципе в этом нет ничего нового, кроме… нового понимания актуальности и тщательности работы поэта в современных условиях, когда, по концепции постмодерна, "всё уже написано"… И остаётся только "переформатировать"?.. Смешать по-новому?.. Интегрировать в… ? Современная концепция И-стиха - это своего рода "VERSИИфикация" всей работы поэта в комплексе, её методологическая интеграция…

Александр В. Бубнов,
составитель Антологии И-стиха.

P.S. Тенденции и особенности И-стиха, аналогичные рассмотренным, наблюдаются также в других стихотворениях автора, приведённых ниже в подборке.


=
АНТОЛОГИЯ (современного)
Интегрального стиха
=

Татьяна ЛУНИНА


РАСКОЛОТОЕ

колесом
по расколотым полюсам
(несётся)
упрямо тянем руки
замри         на выдохе
осокой распрямись

полоски ткани ивовые струи
полощет ветер
творит молитвы
на разных
голосах

2023



ДАГЕРРОТИП

Ты набросил на мои плечи шаль.
Не согреть,
только оценить,
пойдёт ли.
Отступи теперь на шаг,
словно художник.
Вглядись в бездонный морок,
вызванный твоим искусом,
нет - искусством.
Сохрани его на амальгаме.

Твоя шаль изящна и тонка, -
вязь стихов
или сплетение сплетен?
Она не укроет меня от столетнего ветра.

Очень скоро ветер придёт за нами.
Выхолостит до костей парочку цивилизаций.
Останутся клочки,
черепки
и, может быть,
мой образ,
созданный тобой
из тьмы и света.

Ты не хотел меня согреть,
но от чего-то
мне всё равно стало теплее.

2021



КИПАРИС

Сыпятся в глиняные плошки
земля и песок,
пряности и пепел.
То пригоршня,
а то щепотка.
 
Звенит
золотистый холм.
 
Достанется камень или уголёк?
Ни того, ни другого.
Смешались в плошке:
тёплая земля,
красный перец (щедрая горсть)
и крупинки соли.
 
Пусть.
Даже перец без соли
пресен.
А соль без перца
вовсе не взойдёт.
Не раскинется могучим кипарисом.
Не утешит.
Не охранит сон мой.

2022
(ред.2024)


ЛУНИНА Татьяна Сергеевна
По профессии юрист - закончила Российскую правовую академию при Министерстве юстиции. Стихи публиковались в "Сборнике лучших произведений II международной литературной премии «Перископ-2018» (Волгоград: Перископ-Волга, 2019). Обладательница специального Приза "За органичность формы" Первого конкурса Интерального стиха памяти Людмилы Вязмитиновой (сайт "Поэмбук", 2023).
=
Участие в Антологии И-стиха согласовано с автором.
=
к СОДЕРЖАНИЮ Антологии И-стиха
http://proza.ru/avtor/bubnov
=
Редакционный совет Антологии И-стиха:
А.Бубнов, И.Бурдонов, К.Каменский, Н.Лунёва, И.Чуднова.
=
Интегральный стих (И-стих) - нерегулярный по своим компонентам стих, в котором эти компоненты (метрика, рифма, строфика, длина строки, различные приёмы и т.п.) находятся в тесной интеграции, без явного преобладания силы и объёма того или иного компонента над другими.
=
Интегральный - неразрывно связанный, цельный, единый.
Интеграция - объединение в единое целое каких-либо частей.
=
Автор концепции и составитель Антологии (современного) Интегрального стиха -
Александр Владимирович БУБНОВ,
филолог (доктор филологических наук), критик, эссеист, поэт.
AL-DrBubnov@Ya.ru
vk.com/DrBubnov
Телеграм: @DrBubnovAV

© Лунина Т.С., стихи, 2021 ... 2024.
© Бубнов А.В., литературоведческий текст, составление, 2023, 2024.


Рецензии