Иисус Христос... Глава 2. Явление Бога в Сыне

О Боге для Машеньки. Иисус Христос наш Бог, Спаситель и Друг


Содержание:

Вечер восьмой: Иоанн Креститель. Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное. Крещение Иисуса. Ты Сын Мой Возлюбленный, в Тебе Моё благоволение!
Вечер девятый: Сорок дней в пустыне. Не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих
Вечер десятый: Зачем испытания? Иисус возвращается из пустыни в силе Духа Святого. Бог живёт Духом Своим в сердцах любящих Его
Вечер одиннадцатый: Агнец Божий. Еврейская Пасха. Освобождение из рабства
Вечер двенадцатый: Первые ученики
Вечер тринадцатый: Начало чудес в Кане Галилейской
Вечер четырнадцатый: Первая Пасха. Беседа с Никодимом. О рождении свыше
Вечер пятнадцатый: В Иудее. Иоанн Креститель об Иисусе. Заключение Иоанна
Вечер шестнадцатый: Иисус и самарянка. Моя пища есть творить волю Пославшего Меня. Бог есть дух, Он ищет поклоняющихся Ему в духе и истине. Самаряне веруют в Иисуса
Вечер семнадцатый: Исцеление сына царедворца. В Назарете. Дух Господень на Мне
Вечер восемнадцатый: Иисус Христос – Бог Слово и Свет жизни. Всё сотворено через Него, но мир не узнал Его. Тем же, кто принял Иисуса, даровано быть детьми Бога
Вечер девятнадцатый: Чудесный улов. Призвание первых Апостолов
Вечер двадцатый: Книжники и фарисеи. Призвание мытаря Матфея
Вечер двадцать первый: Изгнания нечистых духов


Вечер восьмой: Иоанн Креститель. Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное. Крещение Иисуса. Ты Сын Мой Возлюбленный, в Тебе Моё благоволение!

Ты помнишь, Машенька, что Господь возвестил Захарии и Елисавете, что их сын Иоанн приготовит народ еврейский к приходу Христа Спасителя. Об Иоанне рассказывают нам Евангелия от Марка и от Иоанна в первой главе, а Евангелия от Матфея и от Луки – в третьей главе.
Иоанн жил один в пустыне, как вёл его Дух Святой. Там он питался саранчой и диким мёдом, а одевался в одежду из верблюжьего волоса и кожаный пояс. В возрасте около тридцати лет, к Иоанну было слово Божие: идти проповедывать покаяние для прощения грехов. И пошёл он по Иудее и окрестностям реки Иордан, призывая народ: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное». Много людей послушались и приходили к нему исповедовать свои грехи. Я верю, что Дух Божий открывал Иоанну, когда человек искренне каялся в своих грехах, и тогда Иоанн крестил его в реке Иордан. Крещение, Машенька, на греческом языке Евангелий называется «баптизо», что означает погружать. Иоанн окунал человека в воду на мгновение, и это означало, что он омыт от грехов.

Иоанн говорил людям: «Сотворите же достойные плоды покаяния». Он предупреждал: «Всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь». Видишь, истинное покаяние приносит добрый плод: человек начинает избегать греха и стремится делать добро. Народ спрашивал Иоанна: «Что же нам делать?» Он отвечал: «У кого две одежды, тот дай неимущему, и у кого есть пища, делай то же». Мытарям – сборщикам налогов, он говорил: «Ничего не требуйте более определённого вам». А воинам сказал: «Никого не обижайте, не клевещите, и довольствуйтесь своим жалованьем». Так Иоанн учил людей любви милосердной.
И спрашивал народ, не Христос ли Иоанн? Но он отвечал им: «Я не Христос» и говорил о Господе Христе так: «За мною идёт Муж, Который стал впереди меня, потому что Он был прежде меня. Я недостоин, наклонившись, развязать ремень обуви Его».

И вот, Иисус приходит креститься. Иоанн говорит Ему: «Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?» Но Иисус отвечал: «Оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду». И, крестившись, Иисус молился. Тогда открылось небо, и Дух Святой в теле голубя спустился на Него. И раздался с небес голос Божий: «Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Моё благоволение!» После этого Иоанн свидетельствовал народу: «Пославший меня крестить в воде сказал мне: на Кого увидишь Духа сходящего и пребывающего на Нём, Тот есть крестящий Духом Святым. И я видел и засвидетельствовал, что Сей есть Сын Божий». Видишь, внученька, Иоанн прямо говорил людям, что Иисус – Сын Бога.

Слово Библии. Иоанн Креститель говорит о себе:
Я глас вопиющего в пустыне: исправьте путь Господу, как сказал пророк Исаия.
Иоанна 1:19-23
В другом переводе: «…Голос глашатая в пустыне: "Проложите прямой путь Господу!"»

Размышление: чему учил людей Иоанн?

Вечер девятый: Сорок дней в пустыне. Не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих

Евангелия рассказывают нам, Машенька, что сразу после крещения Дух Святой повёл Иисуса «в пустыню, для искушения от диавола» (Марка 1:12-13, Матфея 4:1-11, Луки 4:1-13). Это означало, что сатана будет стараться заставить Иисуса сделать что-то нехорошее, согрешить.

Иисус был в пустыне сорок дней и ничего не ел. Он очень проголодался. И тогда к Нему подступил дьявол и сказал: «Если Ты Сын Божий, скажи, чтобы камни сии сделались хлебами». Как ты думаешь, Машенька, мог Иисус превратить камни в хлеб?
– Думаю, да, бабушка. Он же тоже Бог, как и Его Папа. Он всё может, правда?
– Правда, внученька. И хотя Иисус был очень голоден, Он не стал делать того, что Ему предлагал дьявол. Мы с тобой тоже не хотим слушать сатану. Он – враг Богу и хочет нашей погибели. Иисус же ответил ему словами из Писания, говоря: «Написано: не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих».
Видишь, Иисус сказал, что у человека есть пища, которой нет у дьявола. Это слово, которое Господь говорит в наше сердце. Оно питает и укрепляет наш дух, а вместе с ним и тело. Слово от Бога может приходить к нам, как мысль или желание действовать. Слово Божие не приносит беспокойства и тревоги, оно успокаивает и радует. А чтобы лучше его слышать и понимать, нам надобно постоянно читать написанное слово Божие, Библию.

И вот, дьявол увидел, что ему не удалось соблазнить Иисуса пищей. Тогда он тоже решил применить слово Божье. Он его хорошо знает, Машенька. Лукавый поднял Иисуса на крыло храма в Иерусалиме, и сказал: «Если Ты Сын Божий, бросься отсюда вниз, ибо написано: Ангелам Своим заповедает о Тебе сохранить Тебя; и на руках понесут Тебя, да не преткнёшься о камень ногою Твоею». Но Иисус ответил ему: «Написано также: не искушай Господа Бога твоего». Это значит, не испытывай Бога лукаво, без нужды.

Наконец, дьявол пустил в ход своё верное средство соблазна: тщеславие. Он возвёл Иисуса на высокую гору и показал Ему оттуда все царства мира «во мгновение времени». Дьявол сказал Иисусу: «Тебе дам власть над всеми сими царствами и славу их, ибо она предана мне, и я, кому хочу, даю её; итак, если Ты поклонишься мне, то всё будет Твоё». Видишь, оказывается, сатане дано управлять царствами и людьми – но это только тогда, если они слушают его, а не Бога. Смотри, чего захотел лукавый: чтобы Сын Божий поклонился ему! Но Иисус опять ответил словами из Писания, сказав: «Отойди от Меня, сатана; написано: Господу Богу твоему поклоняйся, и Ему одному служи». Тогда дьявол оставил Иисуса «до времени», а «Ангелы приступили и служили Ему», говорит Евангелие (Луки 4:13, Матфея 4:11).

Слово Библии:
Итак покоритесь Богу; противостаньте диаволу, и убежит от вас.
Послание святого Апостола Иакова 4:7

Размышление: какое оружие Иисус применял против сатаны?
(ответ: написанное слово Божье)

Вечер десятый: Зачем испытания? Иисус возвращается из пустыни в силе Духа Святого. Бог живёт Духом Своим в сердцах любящих Его

– Вчера мы узнали, Машенька, что Дух Святой повёл Иисуса в пустыню для искушения от дьявола. Но сатане не удалось склонить Иисуса делать то, что предлагал лукавый.
– Бабушка, а почему же Дух Святой хотел, чтобы дьявол искушал Иисуса?
– Мне тоже было непонятно, внученька. Но Господь обратил моё внимание на такие слова: «И возвратился Иисус в силе Духа в Галилею» (Луки 4:14). Мне думается, это было испытание – для укрепления Иисуса в Духе Божьем. Иисус одержал победу. Он был верен Богу сорок дней в пустыне: днём под палящим солнцем и ночами дрожа от холода, без воды и еды, с дикими зверями и в искушениях сатаной (Марка 1:13). Подобно этому, Господь проводит всякого верующего через испытания, Машенька. Так Бог укрепляет нас в Его Духе и вере. Иисус же показал нам, как побеждать греховные соблазны: терпением и словом Божьим.
– Бабушка, а какие там звери были с Иисусом?
– Не знаю, внученька, какие именно звери были с Иисусом. В Библии упоминаются такие животные земель Израильских: львы, медведи, гиены, шакалы и волки.
– Разве Иисусу не страшно было одному со зверями?
– Внученька, я верю, что звери Его не могли обидеть: они ощущали любовь и святость Иисуса. Они узнали в Нём своего Творца. С другой стороны, Иисус не оставался один: я верю, Он был в постоянной молитве к Небесному Папочке. В посте, в пустынном уединении душа Иисуса соединялась с Богом Отцом, готовясь к земному служению, которое Иисус принял во время Своего крещения.
Ты помнишь, что люди, которых крестил Иоанн, как бы смывали в реке свои грехи. Но Иисус, рождённый от Бога, не имел на себе греха. Когда Он крестился в водах Иордана, Он взял на Себя грехи людей. Это стало началом Христова служения. Тяжесть грехов всего человечества легла на Него. И, как Сыну Божию, Иисусу было открыто всё, что Ему предстоит: труд и лишения, страдания и мученическая смерть. Невозможно представить, как страшно было Человеку Иисусу видеть это будущее. Поэтому я верю, что сорок дней и ночей Иисус был в мольбах к Отцу, и Отец укреплял и готовил Его к непостижимому подвигу ради всех нас. Верю, что именно в этом непрестанном общении с Папочкой Небесным возросла и достигла полноты сила Духа Божия в Иисусе.

И мне вспоминается, внученька, древняя история, когда Моисей был с Богом на горе Синай сорок дней и ночей, ничего не ел и не пил. Тогда Господь давал Моисею заповеди для народа Израиля и учил его, как построить скинию – дом для Господа (Второзаконие 9:9, Исход 24:12-18, 25:8).
В этом я вижу некоторый образ того, как сорок дней в пустыне, в общении с Богом Отцом Иисус готовился к устроению святого дома для Господа на земле – не здания, но храма живого, составляемого из тех, кто любит Сына Божия Иисуса Христа. Потому что Бог живёт Духом Своим в их сердцах. Мы – дом Божий, напишет святой Апостол Павел о верных Господу, говоря, что Моисей верен во всём доме Божьем, как слуга, «а Христос – как Сын в доме Его» (Евреям 3:5-6).

Слово Библии:
Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живёт в вас?
1-е Послание святого Апостола Павла к Коринфянам 3:16

Размышление: зачем Дух Святой повёл Иисуса в пустыню?

Вечер одиннадцатый: Агнец Божий. Еврейская Пасха. Освобождение из рабства

– Мы узнали, Машенька, что Иисус вышел из пустыни «в силе Духа». Евангелие от Иоанна рассказывает нам, что Господь вернулся на реку Иордан, к Иоанну Крестителю. Когда Иоанн увидел Иисуса, он сказал своим ученикам: «Вот Агнец Божий, Который берёт на Себя грех мира» (Иоанна 1:29-36).
– Бабушка, а что такое Агнец Божий?
– Агнец, Машенька, это ягнёнок. Иоанн сравнил Иисуса с пасхальным ягнёнком, которого приносили в жертву за грехи народа. Первая еврейская Пасха произошла в Египте. Ты помнишь, что египтяне были жестоки к израильтянам. Фараон, царь Египта, даже приказал бросать в реку каждого новорождённого еврейского мальчика (Исход 1:22). Господь услышал мольбы Своего народа о помощи. Он послал Моисея и его брата Аарона говорить слова Божии к народу Израиля и к царю Египта, чтобы он отпустил народ еврейский.
Фараон же не знал Господа. Египтяне поклонялись истуканам и животным. Бог ожесточил сердце фараона не отпускать евреев, чтобы показать великими и страшными чудесами, что только Господь – истинный Бог Всевышний, и нет иного (Исход 7:3-5). Господь наказывал Египет за его жестокость к народу Божьему. Бог наводил на египтян жаб, мошек, саранчу, песьих мух, сильный град, и другие беды. Но фараон не хотел смириться пред Господом и отпустить народ еврейский (Исход 8-10).

Наконец, Бог объявил ему, что наведёт на Египет последнюю казнь, как Он сказал фараону вначале: «Израиль есть сын Мой, первенец Мой; Я говорю тебе: отпусти сына Моего, чтобы он совершил Мне служение; а если не отпустишь его, то вот, Я убью сына твоего, первенца твоего». (Исход 4:22-23). Господь сказал фараону, что в полночь Он пройдёт по земле Египта, и в ней умрёт всякий первенец: и среди людей, и среди скота (Исход 11:4-8). Но губитель от Бога не коснётся домов еврейских, сказал Господь.
Своему народу Бог объявил, что кровь ягнёнка защитит их. В десятый день месяца Авива каждая семья должна была взять себе здорового ягнёнка без недостатков, чтобы он жил с ними. И вечером четырнадцатого дня его нужно было заколоть, испечь на огне, и съесть с горькими травами. А его кровью надо было помазать перекладины и косяки дверей. Господь увидит кровь, и пройдёт мимо (Исход 12).
Почему кровь могла защитить? Бог объясняет, что в крови – жизнь тела, и говорит народу Своему: «Я назначил её вам для жертвенника, чтобы очищать души ваши, ибо кровь сия душу очищает» (Левит 17:11). Как же кровь животного очищала душу? Мне кажется, когда за грехи людей умирало невинное доброе создание, как тот ягнёнок, который жил с людьми в их доме, они могли своими глазами увидеть смертоносность греха и почувствовать раскаяние и желание не грешить.
И вот, той ночью кровь ягнёнка очистила еврейские семьи и защитила их первенцев от смерти. А египтяне пострадали за свои грехи. В каждом их доме был слышен крик и плач об умерших первенцах. И в ту же ночь египтяне стали упрашивать израильтян поскорее выйти из Египта. Так вывел Господь народ Свой из рабства египетского.
Иисус же, святой Агнец Божий, навсегда очищает от грехов всех уверовавших в Него и освобождает их из рабства греха и смерти (Иоанна 8:34-36).

Библия, Слово Иисуса:
Истинно, истинно говорю вам: всякий, делающий грех, есть раб греха. Но раб не пребывает в доме вечно; сын пребывает вечно. Итак, если Сын освободит вас, то истинно свободны будете.
Иоанна 8:34-36

Размышление: из какого рабства освобождает нас Иисус?

Вечер двенадцатый: Первые ученики

Мы узнали, Машенька, как в каждом еврейском доме маленький агнец, то есть ягнёнок, очистил кровью своею грехи людей в ночь их исхода из Египта. А про Иисуса, Сына Божьего, Иоанн Креститель сказал, что Он – Агнец Божий, Который берёт на Себя грехи всего мира (Иоанна 1:28-37).
Двое учеников Иоанна, услышав это слово, тотчас пошли за Иисусом, и Он беседовал с ними о Царстве Божьем. Одного из учеников звали Андрей. В тот же день он приносит радостную весть своему брату Симону, говоря: «Мы нашли Мессию». Мессия, внученька, – это Помазанник, что означает, Избранный Божий. А по-гречески – Христос.
Андрей привёл брата Симона к Иисусу. Иисус сказал ему: «Ты – Симон, сын Ионин; ты наречёшься Кифа», что значит: камень, а по-гречески Петрос, или Пётр. Видишь, Иисус впервые видел Симона, но Духом Святым Он знал его. Господь знал, что Симон будет твёрдо, как камень, стоять за дело Божье. Поэтому Иисус дал ему имя Пётр.

На следующий день Господь призвал в ученики Филиппа. Найдя его, Иисус сказал: «Иди за Мною». И Филипп остался с Иисусом и слушал Его слова о любви Божией. Дух Святой открыл Филиппу, что Иисус – Спаситель мира, Христос. Радуясь, Филипп пришёл к своему другу Нафанаилу, говоря ему: «Мы нашли Того, о Котором писали Моисей в законе и пророки, Иисуса, сына Иосифова, из Назарета». Нафанаил усомнился и сказал: «Из Назарета может ли быть что доброе?» Но когда он сам услышал слова Иисуса, то очень удивился. Потому что Господь сказал ему: «Вот подлинно израильтянин, в котором нет лукавства». Нафанаил спросил, как Иисус может знать его. Господь же ответил: «Прежде, нежели позвал тебя Филипп, когда ты был под смоковницею, Я видел тебя». Мне думается, в тот же миг Бог открыл Нафанаилу, кто такой Иисус, потому что Нафанаил воскликнул: «Равви! Ты Сын Божий, Ты Царь Израилев». Иисус же сказал: «Ты веришь, потому что Я сказал тебе, что видел тебя под смоковницей? Увидишь гораздо большее». И продолжил: «Говорю вам истинную правду: увидите, как раскрывается небо и как ангелы Божьи сходят к Сыну человеческому и восходят от Него к Богу» (Иоанна 1:43-51).
Так Андрей и Пётр, Филипп и Нафанаил стали первыми учениками Господа Иисуса.

Слово Библии. Иоанн Креститель говорит о Иисусе:
Я не знал Его; но Пославший меня крестить в воде сказал мне: на Кого увидишь Духа сходящего и пребывающего на Нём, Тот есть крестящий Духом Святым. И я видел и засвидетельствовал, что Сей есть Сын Божий.
Иоанна 1:33-34

Размышление: Как Иисус мог знать Симона и Нафанаила?

Вечер тринадцатый: Начало чудес в Кане Галилейской

Вторая глава Евангелия от Иоанна рассказывает нам, внученька, что Иисус и Его ученики были приглашены на свадьбу в Кане Галилейской. Там была и Мария, Мама Иисуса. Ей стало известно, что не хватало вина для гостей. Я верю, Дух Святой открыл Марии, что Её Сын может восполнить всякую нужду. И она в полной уверенности принесла ту нужду к Иисусу. Мария просто сказала Ему: «Вина нет у них». Однако, Иисус ответил Матери, что Его время ещё не пришло. Это звучало, как отказ. Но Мария, ведомая Духом, без колебаний велела служителям: «Что скажет Он вам, то сделайте».
Иисус попросил служителей наполнить водой шесть больших каменных водоносов. Они наполнили. Иисус сказал им: «Теперь почерпните и несите к распорядителю пира». И оказалось, что вода в сосудах превратилась в вино! Распорядитель пира не знал, откуда это вино. И когда ему принесли попробовать его, он удивился, что такое хорошее вино жених не подал к открытию праздника. И Писание говорит: «Так положил Иисус начало чудесам в Кане Галилейской и явил славу Свою; и уверовали в Него ученики Его» (Иоанна 2:1-11).

В этой истории мы также узнали, Машенька, что такое истинная молитва веры. Такой молитвой стали простые слова Мамы Марии: «вина нет у них». Молитва веры – это когда у нас, как и у Марии, нет сомнений, что Иисус поможет. А также, если, как и Мама Господа, мы смиренно принимаем, что только Иисус знает время и способ, как нам помочь. Видишь? Мы можем приносить к Иисусу любую нашу нужду, и спокойно ждать её восполнения.

А Господь Иисус с тех пор стал ходить по городам и селениям Иудеи и Галилеи, творя чудеса милосердия. Силой Божьей Он исцелял, освобождал от нечистых духов и даже воскрешал умерших. Повсюду Иисус учил людей любви к Богу и друг другу. Он призывал их принять спасение Божие, говоря: «Исполнилось время и приблизилось Царствие Божие: покайтесь и веруйте в Евангелие» (Марка 1:15). Евангелие, же, внученька, это радостная весть о том, что Бог прощает наши грехи и даёт нам жизнь вечную, когда мы принимаем Сына Его, Господа Иисуса Христа. Народ шёл за Иисусом, слушая Его слова жизни. И число учеников Его росло.

Слово Библии.
…Чего ни попросим, получим от Него [Бога - НЛ], потому что соблюдаем заповеди Его и делаем благоугодное пред Ним. А заповедь Его та, чтобы мы веровали во имя Сына Его Иисуса Христа и любили друг друга, как Он заповедал нам.
1-е Послание святого Апостола Иоанна 3:22-23

Размышление: что такое Евангелие?

Вечер четырнадцатый: Первая Пасха. Беседа с Никодимом. О рождении свыше

Перед праздником Пасхи Господь Иисус пришёл со Своими учениками в Иерусалим и вошёл в храм. Храм был огромным красивым зданием, Машенька. Но Иисус увидел здесь ужасную картину: в храме Божьем был устроен настоящий рынок. Там продавали животных и птиц, которых по закону Моисея приносили в жертву за грехи: овец, коз, голубей. Сидели и меновщики денег. Они меняли всевозможные монеты на те, которыми платился священный храмовый налог. За эту услугу меновщики брали немалую плату.
Иисус выгнал из храма всех покупающих и продающих и их скот, а деньги меновщиков рассыпал и столы их опрокинул. Продавцам голубей Иисус сказал: «Возьмите это отсюда и дома Отца Моего не делайте домом торговли» (Иоанна 2:13-17). Видишь, Машенька, Иисус называет храм домом Отца Своего, Бога. Он сказал торгующим: «Не написано ли: дом Мой домом молитвы наречётся для всех народов?» (Марка 11:17) Иисусу было больно видеть, что Его народ забыл о святости храма Божьего, забыл заповедь Господа: «святилище Моё чтите» (Левит 19:30). В тот день исполнилось пророческое слово: «...внезапно придёт в храм Свой Господь, Которого вы ищете» (Малахия 3:1).

Праздник еврейской Пасхи продолжался семь дней. Все эти дни Иисус учил в храме и совершал чудеса исцелений. Многие люди уверовали в Него (Иоанна 2:23). Однако, начальники иудейские завидовали Иисусу, видя, как народ идёт за Ним. Но один из них, Никодим, уверовал. Он пришёл к Господу Иисусу ночью, чтобы другие начальники не узнали об этом (Иоанна 3). Никодим сказал Иисусу: «Равви! – а это было почтительное обращение к наставнику. – Мы знаем, что Ты учитель, пришедший от Бога; ибо таких чудес, какие Ты творишь, никто не может творить, если не будет с ним Бог». Иисус отвечал ему: «Истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия». Никодим, хотя и был учителем закона Божьего, не знал, как это – родиться свыше. Иисус объяснил ему, что рождение свыше – это рождение от Духа Божьего, и происходит оно через веру в Сына Человеческого, Который сошёл с небес. «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную», – сказал Иисус. Так в той беседе Господь укрепил веру Никодима.

Слово Библии о Иисусе:
И когда Он был в Иерусалиме на празднике Пасхи, то многие, видя чудеса, которые Он творил, уверовали во имя Его.
Иоанна 2:23
Всякий верующий, что Иисус есть Христос, от Бога рожден…
1-е Послание святого Апостола Иоанна 5:1

Размышление: что сказал Иисус о храме Божьем?

Вечер пятнадцатый: В Иудее. Иоанн Креститель об Иисусе. Заключение Иоанна

После Пасхи Иисус пришёл со Своими учениками в землю иудейскую и там учил в синагогах и проповедывал радостную весть о спасении. Много людей уверовало в Него. Ученики Иисуса крестили тех, кто каялся и исповедовал свои грехи – омывали их водой. В те же дни Иоанн крестил в Еноне близ Салима, где было много воды (Иоанна 3:22-36, 4:2).

Однажды ученики Иоанна Крестителя сказали ему об Иисусе: «…вот Он крестит, и все идут к Нему». Иоанн же, радуясь тому, отвечал им: «Не может человек ничего принимать на себя, если не будет дано ему с неба. Вы сами мне свидетели в том, что я сказал: не я Христос, но я послан пред Ним. Имеющий невесту есть жених, а друг жениха, стоящий и внимающий ему, радостью радуется, слыша голос жениха. Сия-то радость моя исполнилась. Ему должно расти, а мне умаляться». Так Духом Святым Иоанн говорил о Иисусе Христе, называя Его женихом, а себя другом жениха. Невеста же Иисуса, о которой говорил Иоанн, это – Церковь Его, все любящие Господа Христа (2-е Коринфянам 11:2, Откровение 21:2,9, 22:17, Ефесянам 5:24-32).

Но вскоре, Машенька, с Иоанном случилась беда. В Галилее в то время правил царь Ирод, называемый четвертовластником. Был он сыном того царя Ирода, который когда-то хотел погубить младенца Христа. Ирод же четвертовластник заключил Иоанна Крестителя в темницу. За что же, ты спросишь? За то, что Иоанн прямо говорил Ироду о его грехе – что он взял себе в жёны жену своего брата, Иродиаду. Иоанн говорил Ироду, чтобы он не делал этого. Иродиада злилась за это на Иоанна и хотела его убить. Иоанн обличал Ирода и в других его нехороших делах (Марка 6:17-20, Луки 3:1,19, Матфея 14:3-5).

В то время до фарисеев дошёл слух, что у Иисуса уже больше учеников, чем у Иоанна Крестителя. Узнав об этом, и получив печальную весть об Иоанне, Иисус покинул Иудею и пошёл опять в Галилею (Иоанна 4:1-3, Матфея 4:12, Марка 1:14). Путь Его лежал через Самарию – особую область земель Израильских, потому что иудеи не общались с самарянами. Жители Самарии поклонялись Господу на своей горе Гаризим, а не в храме Иерусалимском. Евангелие от Иоанна в четвёртой главе рассказывает об удивительной встрече Иисуса с самарянской женщиной. И завтра мы с тобой об этом поговорим.

Слово Библии. Иоанн Креститель о Господе Иисусе:
…Приходящий с небес есть выше всех… …Тот, Которого послал Бог, говорит слова Божии; ибо не мерою даёт Бог Духа. Отец любит Сына и всё дал в руку Его. Верующий в Сына имеет жизнь вечную…
Иоанна 3:31-36

Размышление: что ответил Иоанн своим ученикам об Иисусе?

Вечер шестнадцатый: Иисус и самарянка. Моя пища есть творить волю Пославшего Меня. Бог есть дух, Он ищет поклоняющихся Ему в духе и истине. Самаряне веруют в Иисуса

На пути в Галилею Иисус подошёл к самарийскому городу Сихарь (Иоанна 4). Господь сел передохнуть возле колодца, а Его ученики отправились в город купить пищи. Вскоре к колодцу пришла за водой самарянская женщина. Иисус попросил её дать Ему пить. Женщина очень удивилась, потому что Иудеи не общались с самарянами. Но Иисус сказал ей: «Если бы ты знала дар Божий и Кто говорит тебе: дай Мне пить, то ты сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду живую». Женщина удивилась ещё больше. Она сказала: «Господин! Тебе и почерпнуть нечем, а колодезь глубок; откуда же у тебя вода живая?» Иисус отвечал ей: «Всякий, пьющий воду сию, возжаждет опять, а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нём источником воды, текущей в жизнь вечную». Живой водой, внученька, Иисус называет Духа Святого, Которого Бог дарует уверовавшим в Сына Божьего (Иоанна 7:38-39).

Женщина попросила у Иисуса такой воды, чтобы ей не жаждать и не приходить больше к колодцу. Иисус же сказал ей: «Пойди, позови мужа твоего и приди сюда». Самарянка ответила, что у неё нет мужа. Иисус подтвердил её слова, и также добавил, что в прошлом у неё было пять мужей. Это была правда, и женщина в изумлении промолвила: «Господи! Вижу, что Ты пророк». Тогда она спросила Иисуса, где должно поклоняться Богу, потому что самаряне поклонялись на своей горе, а иудеи – в Иерусалиме. Иисус ответил ей, что уже настало время поклоняться и не на горе, и не в Иерусалиме. Но «истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе. Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине», объяснил Иисус. Женщина ответила: «Знаю, что придёт Мессия, то есть Христос; когда Он придёт, то возвестит нам всё». Иисус сказал: «Это Я, Который говорю с тобою». Смотри, Машенька, Господь Иисус прямо сказал самарянской женщине, что Он – Христос. Услышав это, самарянка тут же оставила свой кувшин и поспешила позвать жителей города к Иисусу.

В это время Его ученики принесли пищу и просили Господа поесть. Но Он сказал им: «У Меня есть пища, которой вы не знаете». Они удивлялись: «Разве кто принес Ему есть?» Но Иисус объяснил: «Моя пища есть творить волю Пославшего Меня и совершить дело Его».

Между тем, пришли самаряне, которые уверовали в Иисуса по рассказу женщины. Они просили Иисуса остаться у них. И Он пробыл с ними два дня. Ещё большее число их уверовало, и говорили той женщине: «Уже не по твоим речам веруем, ибо сами слышали и узнали, что Он истинно Спаситель мира, Христос».

Слово Библии. Иисус говорит:
Кто жаждет, иди ко Мне и пей. Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из сердца потекут реки воды живой. Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него…
Иоанна 7:37-39

Размышление: с чем Иисус сравнивает Духа Святого, Которого получат уверовавшие в Него?

Вечер семнадцатый: Исцеление сына царедворца. В Назарете. Дух Господень на Мне

Пройдя через Самарию, Иисус вернулся в Кану галилейскую. Жители встретили Его с радостью, потому что были в Иерусалиме на Пасху и видели чудеса, которые творил Иисус.

Один царедворец в Капернауме, что при море Галилейском, узнал о возвращении Иисуса из Иудеи и поспешил прийти к Нему. Он просил исцелить своего сына, который был при смерти. Иисус сказал ему: «Вы не уверуете, если не увидите знамений и чудес». Но царедворец умолял Его: «Господи! Приди, пока не умер сын мой». Иисус умилостивился над ним и сказал: «Пойди, сын твой здоров». Царедворец поверил слову Господа, и пошёл домой в Капернаум, который был примерно на расстоянии пути дневного. В дороге он встретил своих слуг. Они шли сообщить ему радостную весть: «Твой сын выздоровел!» Отец спросил их, в котором часу ему стало легче. И оказалось, это был час, в который Иисус сказал: «Сын твой здоров». И уверовал в Господа Иисуса царедворец и весь его дом (Иоанна 4:43-53).

После этого Господь пришёл в Назарет, где Он вырос, и где жили Его земные родители и родственники. В субботу, по своему обыкновению Иисус вошёл в синагогу и встал читать Слово Божье. Все сидящие смотрели на него, не отрывая глаз. Иисус прочёл из пророка Исаии: «Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушённых сердцем, проповедывать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу, проповедывать лето Господне благоприятное» (Луки 4:18, Исаия 61:1).

О ком же говорит здесь пророк Исаия, Машенька? Оказывается, он предсказал Духом Святым, что будет делать Сын Божий, когда придёт на землю. Читая Евангелия, мы видим, что, действительно, Иисус находит самых обездоленных, больных и несчастных, чтобы их утешить, исцелить и освободить от мучений, которые причиняют им их грехи и сатана.

Господь хотел служить и Его родному городу. Иисус сказал: «Сегодня эти слова Писания, слышанные вами, исполнились». Назаряне удивлялись мудрости и силе Его слов, и чудесам, о которых они слышали, Он творил в других городах. Они тоже хотели чудес, но тут же говорили между собой: «Не Иосифов ли это сын?» Они знали Иисуса с детства, и потому не могли поверить, что Он послан им Богом. Тогда Иисус дал им понять, что без веры Бог не творит чудес. Он сказал: «Истинно говорю вам: никакой пророк не принимается в своём отечестве».
Господь также напомнил им две истории из Писаний, в которых Израиль не верил пророкам Божиим, а чужеземцы поверили, и поэтому Бог для них и совершал чудеса. Услышав это, люди в синагоге страшно разозлились на Иисуса. Они выгнали Его из города и хотели сбросить с вершины горы. Но Господь, «пройдя посреди них», ушёл (Луки 4:16-30).

Слово Библии:
…Бог Духом Святым и силою помазал Иисуса из Назарета, и Он ходил, благотворя и исцеляя всех, угнетаемых диаволом, потому что Бог был с Ним.
Деяния 10:38

Размышление: почему назаряне рассердились на Иисуса?

Вечер восемнадцатый: Иисус Христос – Бог Слово и Свет жизни. Всё сотворено через Него, но мир не узнал Его. Тем же, кто принял Иисуса, даровано быть детьми Бога

После того, как Иисуса не приняли в Назарете, Он пришёл в город Капернаум при море Галилейском и жил там и учил. Так сбылись слова пророка Исаии: «…Галилея языческая, народ, сидящий во тьме, увидел свет великий, и сидящим в стране и тени смертной воссиял свет» (Луки 4:31, Матфея 4:13-16, Исаия 9:1-2). Язычники же, Машенька, это люди, не знающие Господа. И вот, к ним пришёл Сам Сын Божий Иисус Христос. Он-то и есть Свет, Который рассеял тьму греховную, тьму незнания Бога. Так Духом Святым напишет о Нём Апостол Иоанн: «Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир» (Иоанна 1:9).

Мы также читаем, что Иисус, Сын Божий, есть Слово, Которым Всевышний создал всё, что существует. Мы помним, что Словом Своим Бог вызвал из небытия всё творение, нашу землю и всё живое и неживое на ней. Как поёт в псалмах пророк царь Давид: «Он сказал, – и сделалось; Он повелел, – и явилось» (Псалтирь 32:9). И Евангелие говорит: «В начале было Слово, и Слово было с Богом, и Слово было Бог. Оно было в начале с Богом. Через Него всё было сотворено, и ничто не было сотворено без Него. В Нём была жизнь, и жизнь была свет людям. И свет во тьме светит, и тьма не объяла его» (Иоанна 1:1-14). Видишь, Машенька, Слово – это Бог. И Оно же – Источник света жизни для людей.
Что же такое свет жизни? Я верю, это – знать своего Небесного Папочку, благодарно радоваться всему, что Он сотворил для нас и даёт нам, и жить мирно, в любви к людям и всему творению.

И Апостол Иоанн свидетельствует, что Слово стало Человеком Иисусом и обитало с людьми, «полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца», пишет святой Апостол. Славой он называет Божественный свет, исходивший от Иисуса, когда Он преобразился перед тремя учениками. Позже мы поговорим об этом, внученька (Матфея 17:2, Марка 9, Луки 9:27-35).

Написано, Машенька, что никто никогда не видел Бога (Иоанна 1:18). Но мы узнали, что Слово, которое есть Бог, стало Человеком, Иисусом Христом. Он сошёл на землю, чтобы рассказать нам о Боге и показать нам Его. Самим Собой Господь Иисус показал нам Небесного Папочку: Его святость, Его смиренный и терпеливый характер, Его милосердие и нежную отеческую любовь к людям. Иисус призывает нас: «Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдёте покой душам вашим» (Матфея 11:29). И однажды Иисус скажет ученику: «Тот, кто видел Меня, видел Отца. Как же ты говоришь: "Покажи нам Отца"?» (Иоанна 14:9)

Евангелие свидетельствует, что, хотя мир был сотворён через Сына Божьего, мир не узнал Его. Иисус пришёл к своим – народу Израиля, который имел слово Господа в законе и пророках, но они не узнали Его и не приняли. «Тем же, кто принял Его, Он даровал право быть детьми Бога. Это те, кто верит в Него, кто родился… от Бога», говорит Евангелие (Иоанна 1:12-13).
Кто родился от Бога! Какой драгоценный дар Божий получают уверовавшие в Иисуса Христа! Они рождаются свыше от Духа Святого и становятся детьми Всевышнего, чтобы всегда жить с Ним, в Его светлом и радостном Царстве (Иоанна 3:5-8).

Слово Библии. Иисус говорит:
Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни.
Иоанна 8:12

Размышление: почему Иисус называет Себя Светом?

Вечер девятнадцатый: Чудесный улов. Призвание первых Апостолов

Мы узнали, внученька, что Господь Иисус поселился возле моря Галилейского (Матфея 4:13). Это небольшое море также называют озером Геннисаретским или Тивериадским. Иисус со своими учениками ходил по окрестным селениям и городам, проповедуя и уча народ. Множество людей собиралось слушать Eго. Они приносили своих больных, и Иисус исцелял всех.

Однажды Господь учил, сидя в лодке у берега, потому что народ теснил Его (Луки 5:1-11). В это время рыболовы Симон Пётр и его брат Андрей мыли свои сети после неудачной ночной ловли. Ты помнишь, Петр и Андрей стали первыми учениками Господа.
И вот, когда Иисус закончил говорить к народу, Он сказал Петру: «Отплыви на глубину и закиньте сети свои для лова». Пётр отвечал Ему: «Наставник! Мы трудились всю ночь и ничего не поймали, но по слову Твоему закину сеть». Видишь, Пётр сомневался, что что-то поймает, но всё же он послушал Иисуса. И случилось чудо! Они поймали столько рыб, что сеть рвалась от их тяжести. Пётр позвал на помощь своих товарищей, двух братьев Зеведеевых, Иакова и Иоанна. Рыбой нагрузили две лодки, да так, что они начинали тонуть. Тут рыбаков охватил ужас! Они поняли, что этот невиданный улов был дан рукой Божией. В страхе Пётр «припал к коленям Иисуса и сказал: “Выйди от меня, Господи! Потому что я человек грешный”». Наверное, внученька, Симон Пётр принимал в своём доме Иисуса, потому и сказал: «Выйди от меня». Но Иисус ободрил Петра: «Не бойся; отныне будешь ловить человеков». Так образно Господь сказал о том, что Пётр будет спасать людей для Царства Божьего.

И призвал Господь Андрея и Петра, Иакова и Иоанна следовать за Собой. Все четверо тут же пошли за Иисусом, оставив свои лодки на берегу. Зеведей, отец Иакова и Иоанна, продолжал чинить сети с работниками, а его сыновья последовали за Господом (Матфея 4:18-22, Марка 1:16-20).
С тех пор Андрей и Пётр, Иаков и Иоанн постоянно были с Иисусом и внимали каждому Его слову. Они уже не возвращались к своему рыболовному ремеслу. Впоследствии они стали Апостолами Иисуса Христа. Греческое слово «апостол», внученька, означает «посланник».

Призыв Иисуса следовать за Ним мы не раз встречаем на страницах Евангелий. Так Господь призвал ещё одного Своего будущего Апостола, Матфея, который был мытарь. Мытари – это сборщики налогов в римскую казну. Народ еврейский не любил мытарей, потому что они работали на римлян, а также часто требовали больше денег, чем полагалось, чтобы присвоить их себе. Поэтому всех мытарей считали грешниками. И вот такого человека, грешника, Иисус призвал идти за Собой. Как это происходило, внученька, мы узнаем завтра.

Слово Библии. Иисус говорит:
Не здоровые имеют нужду во враче, но больные; Я пришел призвать не праведников, а грешников к покаянию.
Луки 5:31-32

Размышление: почему четыре рыбака последовали за Иисусом?

Вечер двадцатый: Книжники и фарисеи. Призвание мытаря Матфея

Сегодня, Машенька, мы узнаем продолжение истории про мытаря Матфея. Но сначала давай познакомимся с фарисеями и книжниками. Эти люди часто вступали в споры с Иисусом и противоречили Ему. Кто же они такие?
Книжники и фарисеи были образованными людьми и знатоками закона, который Господь дал Израилю через Моисея. Книжников также называли писцами и законниками. Их главной работой было переписывание Священных Писаний для их сохранения и распространения. Зная закон Божий, писцы учили ему народ. Для чтения Писаний люди собирались в синагоге. Кроме учительства, писцы занимались ведением важных документов. В каждом селении был хотя бы один книжник. Он мог составить договор покупки-продажи земли, наследства или женитьбы, или написать письмо. А самые учёные книжники служили в Иерусалиме в синедрионе. Так назывался верховный суд и совет еврейского народа. В этом совете законники консультировали первосвященников и старейшин по вопросам закона Божьего.

Некоторые книжники были фарисеями. Фарисеи верили, что правила, придуманные их учителями, также важны, как и заповеди Божьи. Эти правила они называли «преданиями старцев». Так, фарисеи обязательно мыли руки перед едой. Они думали, что есть немытыми руками делает человека нечистым, то есть грешным (Матфея 15, Марка 7, Луки 11).
Kнижники и фарисеи считали себя праведниками.

Теперь давай вернёмся к мытарю Матфею. Однажды он сидел на улице, собирая пошлины. Иисус проходил мимо с учениками и идущим за Ним народом. Увидев Матфея, Господь сказал ему: «Следуй за Мною». Представь себе, Матфей, которого считали грешником, вдруг видит пред собой Иисуса, говорящего с ним и зовущего за Собой! Матфей, конечно, знал, какие чудеса Бог творил через Иисуса. Я верю, что когда Иисус позвал его за Собой, Матфей вдруг ощутил, что все его грехи прощены. Он был принят Богом! Матфей тут же встал и последовал за Господом, оставив то, чем занимался. Его сердце переполнялось радостью!

Точно также Иисус призвал и другого мытаря, Левия Алфеева. В радости Левий сделал для Господа большой обед в своём доме. Были там и товарищи Левия, мытари. Узнав о том, фарисеи говорили ученикам Иисуса: «Зачем вы едите и пьете с мытарями и грешниками?» Потому что многие фарисеи презирали тех, кого считали грешниками. Иисус же ответил им: «Не здоровые имеют нужду во враче, но больные, пойдите, научитесь, что значит: милости хочу, а не жертвы? Ибо Я пришёл призвать не праведников, но грешников к покаянию» (Матфея 9:9-13, Марка 2:14-17, Лук.5:27-32). Так Господь показывает нам Свою любовь к каждому человеку. Фарисеи же те не имели в себе этой любви…

Слово Библии:
Гордость очей и надменность сердца, отличающие нечестивых, – грех.
Притчи 21:4

Размышление: что сказал Иисус фарисеям?

Вечер двадцать первый: Изгнания нечистых духов

Однажды в субботу Иисус учил в синагоге в Капернауме. Все «дивились Его учению, ибо Он учил их, как власть имеющий, а не как книжники». Конечно, Машенька, ведь Иисус – Сын Божий, потому и слово Его со властью, как говорит Евангелие.
Случилось, что в той синагоге был человек, имевший в себе духа нечистого. Таких духов также называют бесами или демонами. Когда бес услышал Иисуса, то испугался и вскричал: «Оставь! Что Тебе до нас, Иисус Назарянин? Ты пришёл погубить нас! Знаю Тебя, кто Ты, Святый Божий». Видишь, Машенька, дух нечистый знал, что Иисус – Сын Божий, и что злым духам готовится погибель от Господа. Но Иисус приказал бесу замолчать и выйти из человека. Тогда нечистый дух сотряс несчастного и, бросив его наземь, вышел из него с громким криком. Человек же остался невредим. От увиденного все пришли в ужас и спрашивали друг друга: «Что это за слово, которым Он с властью и силой повелевает нечистым духам, и они выходят?» Видишь, они не понимали, что это было слово Самого Господа. Потому что не верили, что Иисус есть Христос – Мессия, о Котором писали пророки. Весть же о случившемся разлетелась повсюду в Галилее, говорит Евангелие (Луки 4:31-37, Марка 1:21-28).

Из синагоги Господь пришёл с учениками в дом Симона Петра. Оказалось, у тёщи Петра был жар: она лежала с высокой температурой. И просили Иисуса исцелить её. Здесь Евангелие называет жар «горячкой», и говорит о ней, как о нечистом духе: «одержима сильною горячкою». Иисус, подойдя, «запретил горячке; и оставила её». И женщина «тотчас встала и служила им».

А вечером к Господу привели множество больных и людей, мучимых бесами. Написано, что «весь город собрался к дверям». Иисус «изгнал духов словом и исцелил всех больных, да сбудется речённое через пророка Исаию, который говорит: Он взял на Себя наши немощи и понёс болезни», повествует Писание.
Бесы же, когда видели Господа, падали пред Ним и кричали: «Ты Сын Божий!» Но Иисус строго запрещал им объявлять о Нём (Луки 4:38-41, Матфея 8:14-17, Марка 1:29-34, 3:11-12).

Господь помог бессчётному числу людей. Однажды Он изгнал духа нечистого из человека немого, и тот начал говорить. Другого Иисус освободил от духа немоты и слепоты – и человек заговорил и прозрел. И все изумлялись, говоря: «Никогда не бывало такого явления в Израиле». Многие же спрашивали: «Не это ли Христос, сын Давидов?»
Услышав такие слова, некоторые фарисеи сказали: «Он изгоняет бесов силою веельзевула, князя бесовского». Представляешь, внученька, они назвали духом бесовским Духа Божьего, Которым Иисус исцелял больных и изгонял бесов. Эти их слова были великим грехом. Господь сказал им в ответ: «Может ли сатана изгонять сатану?» И предостерёг, что любая хула, то есть ругательство, простится людям, но хула на Духа Святого не простится никогда (Матфея 12:22-33, Матфея 9:32-34, Луки 11:14-20, Иоанна 8:48-49, Марка 3:22-30).

Слово Библии:
Но Иисус, зная помышления их, сказал им: всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет; и всякий город или дом, разделившийся сам в себе, не устоит.
Матфея 12:25

Размышление: Какой силой Иисус помогал людям?

ГЛАВА 3. НАГОРНАЯ ПРОПОВЕДЬ http://proza.ru/2024/03/02/79


Рецензии
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.