Автокалендарь. 2 марта Мы сделаем вам красиво
Но спорить о красоте автомобилей – занятие бессмысленное. Это как спорить о женской красоте: автомобиль, как и женщину, можно любить или не любить. Поэтому не будем спорить, а лучше вспомним, что ровно 99 лет назад, в марте 1925 года в Штатах поступил в продажу «Франклин-11», нарисованный одним из основоположников американского автомобильного дизайна Фрэнком де Коссом.
«Дерзкий «Тандем Спорт» - новейшее индивидуальное творение де Косса на великолепном новом шасси «Франклин» - это без преувеличения жемчужина дизайна и мощи. Расстояние от крыши до дороги всего 165 см, но при этом достаточный запас пространства по высоте для четверых пассажиров. Роскошно отделанный, полностью оборудованный и обладающий всеми техническими преимуществами марки, включая новейшие достижение авиации - автомобиль, о котором вы будете мечтать», так писали о машине в одном из нью-йоркских журналов.
Американец Джеймс Франклин де Косс родился во Франции, изучал архитектуру и историю искусств в Париже и поступил рисовальщиком к известнейшему парижскому кузовщику Жоржу Келльнеру. В 25 лет он дослужился до помощника управляющего, еще через 10 лет, осенью 1914-го, Фрэнк получил приглашение от фирмы «Локомобил». Американцы искали европейского мастера, который смог бы придать французского шарма их роскошным дорогим моделям. Де Косс стал руководителем особого отдела заказных кузовов, и вскоре в списке клиентов «Локомобила» появились миллионеры и звезды Бродвея – Ригли, Карнеги, Вандербильдты, Лолита Армор и генерал Першинг с удовольствием заказывали модные и стильные авто: «Представьте, милочка, фонари в этих машинах от «Тиффани»!
В 1916 году для владельца сети универмагов Родмана Ванамакера де Косс спроектировал «дабл-каул» фаэтон с двумя ветровыми стеклами и отдельными отсеками для передних и задних пассажиров, первый в мире кузов такого типа. А для модели 48 в 1917-м – опять же, первым в мире - разработал целую линейку кузовов, а не просто несколько отдельных заказных работ. После смерти президента компании С.Т. Дейвиса «Локомобил» пошел ко дну, а де Косс в 1921 году открыл собственную контору в Нью-Йорке, которая выполняла заказы частных и корпоративных клиентов.
Летом 1923 года дилеры фирмы «Франклин» во главе с калифорнийским дистрибьютором марки Ральфом Хэмлином, который вот уже несколько лет жаловался на убогую внешность машин (особенно раздражала торговцев решетка радиатора в виде хомута), выдвинули Герберту Франклину ультиматум. Тот обратился к де Коссу, и в результате в марте 1925-го появилась модель 11.
Уязвленный конструктор фирмы Джон Уилкинсон покинул компанию в 1925 году, а Фрэнк за пару лет полностью пересмотрел всю линейку марки и возглавил новый отдел индивидуального дизайна кузовов на заводе в Сиракузах. Такие машины, как «Тандем Спорт», продавались подразделением Franklin Custom Body и быстро вывели «Франклин» в лидеры в области стиля в конце 20-х годов. При этом индивидуальная отделка «от де Косса» стоила $660, что составляло почти треть цены стандартной модели 11 в $2190. Но машины покупали! Если в 1924-м продажи «франклинов» едва превысили шесть тысяч, то в 1925-м выросли до 8595, а в 1929-м достигли 14 432. Американские автомобилестроители тут же смекнули, что стиль может приносить хорошие деньги. И в Штатах сразу появились дизайнеры, готовые помочь конструкторам опустошать кошельки клиентов.
Но Фрэнк этого уже не застал: 10 мая 1928 года он умер от рака горла всего-то в 48 лет. Имя де Косса быстро забыли, а основоположником американского автомобильного стайлинга стали считать Харли Эрла. Еще бы, ведь тот работал на гигантскую «Джи Эм». А, как известно, «что хорошо для «Дженерал Моторс», то хорошо для Америки».
Свидетельство о публикации №224030200844