Нафталин

История явно двинулась в обратном направлении – от фарса к трагедии.

Советский строй на излете был скучен и анекдотичен.
Взять, к примеру, нафталинные конкурсы военной и патриотической песни.

Помню, как в пионерском лагере «Звездочка» на Азовском море, в страшную жару, мы репетировали – ходили друг за другом по спортивной площадке и бубнили: «Эль пуэбло унидо хамас сэра венсидо». Слова записывали на слюнявых бумажках. Их нужно было четко проговаривать. А вечером выстраивалась в две шеренги на сцене и пели, сжимая руки в кулачки и выбрасывая их в энергичном жесте. Источая поддержку и сочувствие чилийским коммунистам и проклиная далекого диктатора Пиночета.

Но чем старше становились школьники, тем неохотнее они участвовали в подобных затеях. Там, где классный руководитель имел вес, удавалось отобрать группу «добровольцев», пригрозив плохими отметками. У нас же классной была робкая, глубоко уставшая женщина, мать троих детей, по слухам, побиваемая мужем. Авторитета у нее не было никакого, поэтому школьной обязаловкой мои одноклассники дружно манкировали. Я же всегда была жалостлива. И когда она то униженно упрашивала, то переходила на крик, который никого не пугал, я не могла развернуться и пойти домой, как остальные. Такими же жалостливыми уродились и две мои подруги – Лена и Юля, моя тезка, ставшая, кстати, потом учительницей.

Сценарий нашего выступления на инсценированном конкурсе военной песни (так он официально назывался) придумала классная. А придумщицей она была знатной. Но мы и не пытались что-то изменить, ибо все одно – тягомотина. Я была ведущей, Лена – снайпером, Юля – медсестрой. Из реквизита имелись только огромные листы географических карт, потому что классная руководительница преподавала географию. На них решили положить раненого Сережу Исаева – самого маленького в классе и единственного из мальчиков безотказного.

Наша выступление не задалось с самого начала. Я взяла микрофон и пошла с ним на сцену, но запуталась в проводах и вылетела к зрителям плашмя на животе. Когда Юля в белом халате начала тащить перебинтованного Сережу Исаева, сдвинуть его ей никак не удавалось, поскольку он оказался маленьким, но очень тяжеленьким камушком. Я бросилась на помощь, мы вдвоем пыжились, но только разорвали политическую карту мира. Сережа остался лежать на поле боя. Снайперша Лена без винтовки – младший брат отказался выдать ей оружие, – прикрывала глаз и отстреливалась руками.

Хорошо, что зрителей в зале было немного. Классы по очереди выступали и сразу смывались. Мы заняли последнее место, но с главной задачей справились – «приняли участие».


Рецензии