Второй ребёнок

Да, я хотела второго ребёнка, как хотела и первого. Тот, кто мог стать хорошим отцом моим детям, мне почему-то так и не встретился.

Первого сына я растила одна, с помощью моих родителей, но он серьёзно заболел, я боялась, что он останется один без чьей-то помощи. Мне уже было за тридцать, последняя возможность родить и успеть вырастить ребёнка, потом уже будет поздно. Но кто может стать его отцом? Не обращаться же к первому встречному с такой просьбой.

Попробовала обратить внимание на разделы знакомств в газетах, выбрала несколько наиболее подходящих предложений, написала им. Кто-то не ответил, кто-то не подошёл, а с одним завязалась сравнительно постоянная переписка, и даже договорились о встрече. Я отвозила сына в санаторий в Липецке, решила, что успею заехать в Смоленск, где жил мой избранник.

Билет в Липецке я купила сравнительно легко, но время в пути оказалось для меня неожиданностью. Семь часов! Не думала, что так много. Получается, в Смоленске я могла пробыть всего несколько часов и нужно сразу же возвращаться назад. Ладно, всё равно поехала.

Евгений меня встретил на вокзале, мы немного погуляли по городу. Не могу сказать, что он мне сразу понравился, но видно, что неглупый, преподаватель института, возможно, сумеем найти общий язык. Он пообещал приехать ко мне в свой отпуск.

Жила я в это время вроде бы в своём доме. Отец подарил мне этот дом и получил трехкомнатную квартиру, куда прописал моего старшего брата, разведенного с женой. Брату не нравилось такое решение отца, он считал, что хозяином дома должен быть он, жизнь с родителями его не устраивала. Но брат сильно пил, постоянно терял работу, доверить ему дом отец не мог. Дом отец любил, сам перестраивал, поселив на нижнем этаже свою сестру. Отец предупредил меня, что, если я захочу отдать или продать дом, он повесится, не сможет жить без него. Это заставило меня отказаться от квартиры, которую мне выделяли в воинской части, где я работала. Жильё тогда можно было иметь только одно.

Брат в тот период, который я описываю, жил у женщины с двумя девочками в её однокомнатной квартире на окраине города, в одном из заводских районов. Трудно сказать, что руководило братом и его подругой, когда они узнали о возможном приезде Евгения. Им срочно понадобилось познакомить меня с одним из сотрудников брата, также разведенным с женой. Я стала встречаться с этим сотрудником и написала Евгению, чтобы он не приезжал. А сотрудник вдруг исчез, как оказалось, помирился с женой.

Переписка с Евгением через какое-то время возобновилась. Я объяснила ему всё, что произошло и пообещала приехать в Смоленск уже в своём отпуске дня на два.

Летела в этот раз самолетом, Евгений забронировал мне место в гостинице. Два дня я провела в Смоленске, ходили по городу, побывали в их прекрасном соборе, заходили в институт, где работал Евгений, много разговаривали. Не могу сказать о Евгении ничего плохого, просто выяснилось, что у нас очень мало общего, точек соприкосновения почти нет. Прощались прохладно. Мне долго пришлось сидеть в аэропорту из-за нелетной погоды, я нервничала, Евгению надо было ехать на работу.

Какие-то письма ещё были, но когда я поняла, что беременна и сообщила об этом Евгению, он ничего не ответил. Ребёнка я хотела оставить, но тут опять вмешались брат и его подруга. Она выведала о моем положении, а брат доложил всё родителям. Начались скандалы. Особенно неиствовала мать, что она кричала и в каких выражениях трудно передать. Самое мягкое: «Я не намерена из-за тебя ходить мимо соседок, как сквозь строй!» Отец говорил:
– Ты выйди замуж, а потом разойдись.
– Как же я могу выйти, зная, что не буду жить с ним? Я так не могу!

Моя близкая подруга, врач-гинеколог, оказавшись свидетелем такого скандала, сказала, что я не смогу выносить ребёнка в таких условиях. От ребёнка пришлось избавиться.


Тётя Нина, сестра моего отца, познакомила меня с квартирантом своей подруги. С трудом вспоминаю его имя, кажется, Александр. Приехал в наш город из села, работал ветеринаром.

Какое-то время мы с ним встречались, он приходил ко мне, познакомился с моими родителями. Вместе отмечали день рождения тети Нины у неё в гостях. Александр почему-то с большим выражением стал читать стихотворение «Ленин и печник». Дошло до сближения, но узнав о возможном ребёнке, Александр исчез с горизонта. Этого ребёнка я сама не захотела оставить. Александр мне стал крайне неприятен, и я не хотела видеть в ребёнке его черты.


Ещё одна попытка с другом брата. Этот друг мне нравился, но он предупредил, что детей от него быть не может, с женой он разошелся из-за этого. Беременность наступает, продолжается два-три месяца, потом происходит выкидыш. Причем дело именно в отце, его жена, выйдя второй раз замуж, благополучно родила ребенка. Я пыталась сохранить его ребёнка, не получилось.


Потом было самоубийство отца. В тот день мы с ним поссорились, и я не смогла его удержать. Он был очень сильно пьян.

И приехал человек, которого я любила уже десять лет, но знала, что мы никогда не будем вместе, он был женат. Он и стал отцом моего второго сына. Мне было уже тридцать восемь лет, боялась, что не успею вырастить. Успела.


Дом я брату отдала по просьбе матери. Подруга его в очередной раз выгнала, мать не смогла бы с ним жить без защиты отца, пьяный брат был очень дурной. О ребёнке я матери не говорила до последнего, опасаясь скандалов, сказала, когда уже ничего нельзя было изменить. Мать была согласна и на ребёнка. Брат пропил всё, что было в доме, за семь лет, покончил с собой.


Смогла бы я вырастить сыновей без помощи мамы? Наверно, нет. Уже через полгода после рождения Павлика почувствовалась нехватка денег, надо было работать. В ясли детей брали только с года. Мама была уже пенсионеркой, но продолжала работать оператором в котельной. График скользящий, дневные и ночные смены. На неделе в мои рабочие дни у мамы получались одна или две дневные смены. В эти дни я брала отгулы в счет своего отпуска, который мне позволили растянуть на полгода, неофициально, конечно. В год сын пошёл в ясли.

Учиться Павлик пошел с шести лет в специальную школу с обязательным продленным днем. Я работала на двух работах по двенадцать часов, забирала Павлика из школы мама, уроки у него были сделаны в школе.

Все это происходило в девяностые годы. Мы держали вдобавок до четырех земельных участков, старший сын помогал нам обрабатывать эти участки.

Не знаю, как удалось всё это выдержать. Наверно, потому что действительно очень хотела детей.

Больше я никого не искала. Дети выросли, а тот, кто рядом со мной уже много лет, нашел меня сам.


Рецензии
Грустная история,Галина!
А конец рассказа оптимистический!
Зеленая.с уважением -

Федоров Александр Георгиевич   03.03.2024 17:26     Заявить о нарушении
А самое главное то, что у меня есть сыновья, которых я очень люблю, в них смысл моей жизни.

Галина Вольская   03.03.2024 17:44   Заявить о нарушении
Семья - это главное!

Федоров Александр Георгиевич   03.03.2024 18:30   Заявить о нарушении