Характеристика

По дороге в магазин я встретила одноклассника, вертлявого выскочку, экспансивного Сашку Хохлова, он размахивал руками  и быстро тараторил:
-Ты характеристику получала?
-Нет.
-Иди быстрее  в школу, получи, ты будешь в шоке.  Многие из нашего класса получили, все в неожиданном удивлении.
-А, что, Нина Ильинична, уже всем  раздала?
-Да, раздаёт, иди скорее.
-И что там особенного?
-Вот получишь, узнаешь. Скажу только, что учительница из параллельного класса каждому ученику характеристику на  трёх листах написала.
 
В этот же день я отправилась в школу.

 Когда я шла за свой характеристикой, то много думала и, размышляя, многое представляла себе и фантазировала о том, что обо мне могут написать,наверное на  пяти листах или больше. Передо мной стоял вопрос, какая я, ведь я сама себя совсем не знаю, мне только 15 лет и что обо мне напишет учительница русского языка и литературы, наша классная руководительница, Нина Ильинична, которая с нами ни один год и должна знать нас, своих учеников, как свои пять пальцев. Собственно ничего плохого я о себе сказать не могу, плохих поступков не совершала, никого не обижала, к старшим относилась уважительно,помогала маме по дому с самых ранних лет.
 
 В школе я поднялась на второй этаж, и в канцелярии у директора получила готовую характеристику. Я даже не успела ступить на лестницу, чтобы спуститься вниз, глянула в почти пустой, единственный листок и прочла:

Ефремова Лида, 15 лет.  Много читает, хорошо передаёт прочитанное.

- Это была единственная строчка на странице в моей характеристике.

Дело происходило в 1966 году. К слову сказать, дочка нашей классной, тоже училась в нашем классе, у  ней такая же, короткая характеристика, интересно было бы узнать?
А сейчас, с высоты птичьего полёта, то бишь возраста, я решила разобрать сей неординарный, правдивый и, считаю, исключительный случай.

Конечно, я  не Карл Юнг и другие психологи, но теперь уже немного знакома с психологией,  так как училась в  медицинском  и знаю, что характеристика,  которая даётся человеку, способна раскрыть его характер, наклонности, эмоциональную составляющую,  увлечения, отношения к окружающим, поведенческие особенности, моральные ценности, да много ещё кое-чего. Характеристика должна помочь  раскрытию личных качеств, лучше понять и описать человека, его уникальность и особенность, например, какой это прекрасный и замечательный  человек.

Я вспомнила классификацию и, если очень коротко, то научно выделено четыре группы людей:

Флегматики, сангвиники,  холерики, меланхолики.

Точнее, очень коротко: адекватный, но безучастный флегматик.
Душевный,адекватный,  сангвиник.
Активный, целеустремлённый холерик.
Ранимый, нерешительный меланхолик.

А ещё бывают зкстраверты  и интроверты – это уже типы личностей.

Экстраверты – это люди энергичные, инициативные, любят обращать на себя внимание, быть  в центре событий, разговорчивые и эмоциональные.
Интроверты – скромные, сдержанные, не любят быть в центе внимания, не стремятся к лидерству и погружены в свой внутренний мир.

Моя характеристика: много читает, хорошо передаёт прочитанное.

Моя знакомая  два раза получала характеристику. Первый раз, выдавая и подписывая её, начальник шутя сказал, что с такой замечательной характеристикой её  должны без экзаменов принять в вуз. К сожалению первый раз она не поступила. Когда понадобилась характеристика во второй раз,а она уже была на другой работе, ей сказали:
-Пишите  сами, нам некогда.
Всё это выглядело так:"Да кто ты такая, что мы тебе вообще должны характеристику давать".
Не мудрствуя лукаво, она переписала туже самую характеристику и принесла на подпись.
Тот, кто должен был подписать, а это был совсем другой человек,  начал читать и ожесточённо вычёркивать из  характеристики слова и строчки. Знакомая  возмутилась:
-Вы же сказали, сами пишите, а теперь зачёркиваете. Говорили, что у вас времени нет писать характеристику,  а читать и вычёркивать то, что написано, время есть?

Да. Много  читала, хорошо передавала прочитанное."Чтение - вот лучшее учение.Следовать за мыслями великого человека - есть наука самая занимательная.(А.С.Пушкин)

Как же распознать себя, если это не могут или не хотят другие?

Я считаю, что если человек в таком возрасте запоем много читает, то это может характеризовать его только с положительной стороны.

 Я росла в такой семье, где книг не было. Я сама по возможности их покупала, и если вдруг было нечего читать, то перечитывала уже прочитанные. Много читала? Да не то слово! В трёх библиотеках была записана.  О чём это говорит? О любознательности, увлечённости познанием окружающего мира. Это давало мне расширение кругозора, интерес к историческим событиям, к выдающимся личностям прошлого и современности, их жизни, ситуации, достижения, судьбы.

Когда читаешь книги – попадаешь в удивительный мир, реальный и иллюзорный,сказочный и волшебный. Живёшь мыслями и чувствами героев и поневоле сравниваешь, а как бы я поступила на их месте. Я уплывала на необитаемый остров  и строила лачугу вместе с Робинзоном Крузо, бродила по пещере вместе с Томом Сойером и Бекки Тэтчер, бросала найденное золото, чтобы выжить, вместе с Джеком Лондоном и, захлопнув книгу, испытывала  "Большие надежды" с Чарльзом Диккенсом.

Бывало уткнусь в книжку и часами в ней сижу. А это кто? Интраверт! Нина Ильинична права. А поскольку книги учили меня жизни, копировать только положительных героев, то  я добрый и отзывчатый сангвиник.

Хорошо передаёт прочитанное.

Нина Ильинична не сказала – пересказывает. Сказала  - передаёт.
А передавать образы это прерогатива артистов. Как-то мы читали тексты по ролям, и она это заметила, моё перевоплощение, взависимости от характера героя. Значит, я обладала в какой – то степени артистичностью и могла бы выбрать себе вместо медицины, какой-нибудь театральный вуз.

Нина Ильинична не отметила то, что я почти не участвовала в общественной жизни класса и школы, но это и понятно для интраверта и то, что я  сама для себя считаю: сначала личное, потом общественное. Зачем выставлять напоказ отрицательные черты человека, только  вступающего в жизнь.

Так же она не отметила про различные кружки. Конечно, я очень хотела и их посещала, но не доводила до конца, потому что мне приходилось постоянно сидеть с младшим братом и заниматься домашними делами, так как моя мама была на инвалидности.

Об эмоциях. Что о них говорить Сегодня я радуюсь, что у меня родился брат или я получила пятёрку, а завтра плачу, что умер любимый дядя или получила двойку.

Много читает, хорошо передаёт прочитанное.
 
На самом деле Нина Ильинична Максимова ,моя учительница и классный руководитель, в подтексте имела ввиду совсем  другое. Известно, что краткость - сестра таланта. Конечно, она бы могла написать и три и четыре листа, как учительница параллельного класса, но по картине размытой воды очень трудно судить и схватить суть. Ты покажи её ясно, как на ладони.Как говорят:"За деревьями и леса не видно".

И, таким образном, моя характеристика полностью соответствовала действительности. А в частности говорила о человеке, глубоко сосредоточенном на своём внутреннем мире, расширяющем свой кругозор. Жизненная энергия этого человека направлена во внутрь, через чтение идёт развитие положительной личности и неудержимой фантазии. То есть через книги человек работает над собой и постоянно совершенствуется.

И если бы сейчас я встретила на дороге своего одноклассника, экстраверта, хорелика, Сашку Хохлова, то сказала бы ему, что, не знаю, как другим ученикам в классе, а мне, Нина Ильинична, дала прекрасную характеристику.


Рецензии