Царицынская переволока, где ты? 10

Практически все основные волоки к реке Царице мной уже указаны. Но в предыдущей публикации я намеревался поискать третью по счёту крепость, защищающую основные волоки из Волги в Дон, для которых Петр Первый оставил «окна» в оборонительном вале от Иловлевско-Камышинского волока до истока реки Волжская Царица напротив железнодорожного посёлка Бирюзовый.  Крепость называлась Грачевской. Над этим текстом фрагмент спутниковой карты, запечатлевший посёлок Грачи и два посёлка Кузьмичи. И у каждого Кузьмича свои секреты. А у Грачей секретов нет. Эти Грачи построились в месте слияния двух водотоков, стекающих к Грачам со стороны Волги. Из космоса это смахивает на рогатку. А при увеличении разрешения карты обнаруживается, что мимо нижних Кузьмичей протекает речка в балке Конная, а мимо верхних течёт просто речка Грачи. Будь я государем расейским – я бы поставил крепость рядом с местом объединения водных потоков в один, но не между ними, чтобы не мешать навигации, а на некотором удалении в сторону Царицына. Так оно и оказалось – следы цитадели видны до сих пор. Они обозначены деревьями, росшими по периметру оборонительных сооружений, на месте которых сейчас пустырь  Крайняя со стороны Волгограда улица посёлка называется Промышленная, что подтверждается цехами и ангарами промышленных производств вокруг пустыря исторического значения. Но меня поразило больше не это. на пути от Грачей к верхним Кузьмичам речка таит множество гидротехнических сооружений, состоящих не только из прудов, дамб и вдающихся в пруды площадок, на которых я бы разместил пушки. От истока речки Грачи к верховьям впадающей в Волгу Ерзовки прокопан настоящий канал! Настоящий! Притом он имеет сложную геометрию – исключительно прямая линия чётко направлена в сторону огромного земляного сооружения, как пробка затыкающего воды Ерзовки в месте названия одноимённого села на спутниковой карте. Затем, канал меняет направление строго под углом сорок пять градусов и такая же чёткая прямая линия упирается в исток Ерзовки. Четко посредине, вторая прямая линия зажата с обеих сторон оборонительными прямоугольниками Петрова вала. То есть - строительство канала в этом месте было официальным! Длина этой канальной геометрии восемь километров! Большой интерес у меня вызвало место соединение канала и Ерзовки. Сейчас этот контакт искусственного водоёма и природного русла реки ликвидирован - канал в этом месте  пересыпан многими тоннами грунта, а при его строительстве, балка выполняла функцию отправной точки из Волго-Донского канала в Волгу. Обратите внимание на то, что от места совокупления канала и балки стартует продолжение канала вдоль русла реки.   И, посредине третей стрелки канал опять наглухо пересыпан, но видно, что были времена, когда в этом месте в него вливалась вода и из верховий Ерзовки и из балки, упирающейся в стрелку снизу. В районе основания наконечника стрелы автор прямых линий отошёл от правил и сделал элегантную дугу завершённую у острия третей стрелки. Там канал пересыпан подобием плотины, от которой он опять вернулся к традициям прямой линии, упирающейся в озеро. На озере ясно просматривается место, где поставили мельницу, от которой остался прямоугольный след на воде. А может быть это причал? Странно, что от русла реки озеро защищено внушительной дамбой и река обтекает искусственное озеро сверху. Значит, в том месте, где в исток речки упирается остриё второй стрелки, осуществлялась регулируемая подача воды на мельницу. А может быть эта подача воды способствовала судоходству? Если мельница не работала, то вода шла по руслу реки, а при помоле зерна, струя подавалась в канал на мельницу, и только потом из озера перетекала в Ерзовку. Но, такая сложная схема канала гарантирует систему затворов и плотин. Допустим надо тебе на лодке пройти от истока речки Грачи в исток Ерзовки - закрываешь затвор на плотине поперёк канала, перекрывающий воду на мельницу, и открываешь затвор в русло ерзовского истока. Во время половодий, воды хватало на всё, а её избыток сбрасывался по двум направлениям. Ну а при малой воде два процесса соблюдали очерёдность. Лодочка прошла, закрываешь плотину между речкой и основным каналом и открываешь затвор в канал на мельницу. И наоборот. Итак - до канала на мельницу "колено" между истоками Грачей и Ерзовки протянулось на восемь километров.  А общая длина земляных работ с мельничным "рукавом" приблизилась к четырнадцати километрам! Это ещё что! Пробка посреди реки, длиной семьсот метров, оказалась с секретом. Полагаю, что ручеёк, протекающий по ней в сторону устья Ерзовки, тоже крутил колесо водяной мельницы. Но это ещё не секрет! Секрет в том, что на верхней площадке этого речного чуда местные предприниматели открыли соляные копи. То есть – выпаривают соль из водоёма, что образовался между мельничным озером и пробкой. И по изображению со спутниковой карты можно даже узнать технологию солезаготовительного процесса. На «верхней палубе» семисотметровой пробки расстилается чёрная гидоизоляционная пленка. Я даже знаю её размеры – 24 на 12,5 метров. Но пока солевары отвернулись, вторую такую плёнку ветер завернул по диагонали, а оператор спутниковой камеры успел сфотографировать этот «косяк». Как знал, что мне это будет интересно. Я бы сомневался в разработке соляных копей на Волго-Донском канале давно минувших дней, но выяснилось, что почвы в районе населенного пункта Ерзовка ещё до революции значились как солончаковые. А «голь на выдумку хитра» - «Не нужен вам канал, так купите у нас соль»! И это только новости с водной трассы Грачи-Ерзовка. А для водопоя скота, хозяйственных нужд, полива садов и огородов построили насосные станции и подают воду в Городищенский магистральный канал. Уверен, что сами местные жители пьют воду, качаемую из той же Волги в городской водопровод. Весёлые и находчивые люди там живут. Думаете, в балке Конной будет скучнее. А вот и нет! Там тоже официальный волок был, судя по смещению от центра оси  петровских земляных фортификаций, между которыми остался зазор для волока. Сейчас там, традиционно, разрабатывается песчаный карьер. Карьер называется Орловский, как и расположенный ниже по течению речки пруд и одноимённый с речкой населённый пункт. По этой примете легко догадаться, что речка называется Орловка. Истоки речки находятся в карьере, один из них, с характерной дамбой, образовал позеленевший пруд, второй пруд над первым, тоже имеет дамбу, но не позеленел – видимо на дне много ключей. А вокруг этих раритетов экскаваторы вырыли огромный карьер, на дне которого образовалось несколько свежих тёплых озёр. Речка Орловка, почти у самой Волги впадает в Мокрую Мечетку. А исток, который был основным в пору процветания волока, сохранился до сих пор и от карьера не пострадал – в него тычет острием красная стрелка, берущая начало из истока балки Конной. Между водоёмами 1,8 километра. Не то чтобы рядом, но не четырнадцать же! То есть – из Мокрой Мечетки можно было и в Царицын попасть, и в впадающую в Дон Карповку  и, опять же – в Дон в районе Паньшина городка, через Орловский волок. Я бы поставил караулы у основания Орловского волока и Грачевского канала, усилил бы их таможенниками, а крепость оставил бы для защиты соединения двух торгово-транспортных путей от организованного нападения военного противника. Теперь можно сделать общий обзор: Пётр Первый сознательно оставил несколько самых перспективных волоков, на стыке которых Российская таможня собирала пошлину в государственную казну. Первоначально он пытался соединить каналом истоки речки Грачи и Ерзовка - потому что это близко к Царицыну. Но его не устроили глубины цепочки рек - Грачи, впадающей в Сакарку, Сухого Каргона и Паньшинки, сливающейся с Доном. И хотя от устья Паньшинки до истока речки Грачи всего 83 километра, царь выбрал Иловлю, по которой до Камышинки более двухсот километров. Она была глубже, а путь от Дона к Волге по ней был прямее. Да и волок начинавшийся с Иловли был от русла реки, а не от истока. Но когда копали канал от истока речки Грачи к Ерзовке, информация о месте проведения работ была засекречена, а по сплетням все знали, что Волго-Донской канал копают на Волжской Царице. Вот и появилась "правда очевидца" о том что тридцать пять тысяч землекопов делали вид, что работают, а работы то не видно. Когда Пётр выбрал самые перспективные волоки, встала проблема обеспечения безопасности движения по рекам, которые они соединяют. И меры были приняты беспрецындентные. С юга путь к Царицынской переволоке ограничивала столбовая ямщицкая дорога, на которой через каждые 25-30 километров были ямщицкие станции с караулом. На карте перед текстом №2, ямщицкие станцы обозначены маленькими кружочками. Если вам лень смотреть - станции от Волги к Дону носили названия Царицынская, Яблоновская, Денисова, Кривомузгинская, от которой шла развилка дорог на задонские станции Голубинская и ниже по течению Дона располагалась Пятиизбинская. Столбовую дорогу патрулировали казачьи разъезды. А три гарнизона были готовы встретить врага в вышеуказанных крепостях. Физически труднопреодолимое препятствие представляла Царицынская сторожевая линия протяжённостью пятьдесят четыре километра. Средняя глубина рва в ней равнялась семи метрам, ширина восьми, а высота земляного вала надо рвом - три метра. Она простиралась от берега Волги в Царицыне до берега Дона в районе станицы Качалинской. Кроме того – по водоразделу между притоками Волги и Дона, от Царицына до современного городка Петров Вал, Петр Первый приказал вырыть земляные фортификации пресекающие возможность использовать отдалённые от Царицына волоки. По прямой между крайними точками укреплений, ведущих от губернского города к переволоке в районе речки Камышинки - сто семьдесят один километр. Но реальная протяжённость укреплений близка к двухстам километрам! Впоследствии, ограниченность доступа к Волжской Царице усилилась железной дорогой от хутора Калачевский на Дону, до Царицына. Затем «кинули ветку» к району Царицын в современном Волгограде, чем отсекли от реки Волжской Царицы древнюю «Яблоневую влочь». Думаю – эта ветка была проложена вместе с основной железной дорогой в 1862 году. С тех пор таможня «трясла» купцов только в районе Мечетской и Грачевской крепостей. Использование других волоков для торговли было запрещено и строго контролировалось. Хочу добавить свои рассуждения по поводу мельницы на канале: Никто не станет специально строить шести километровый канал для мельницы - он стоит в миллион раз дороже любой мукомольни. Для сравнения, я измерил протяжённость канала между Иловлей и истоком Камышинки в Районе населённого пункта Петров Вал. Его длина оказалась четыре километра двести метров. То есть, изначально, "вторая очередь" Гачевско-Ерзовского канала была частью судоходного Волго-Донского канала, построенного по велению императора Петра! Смысл строительства "второй очереди" был в том, что исток представлял собой мелководный ручей и был непригоден для прохождения по нему крупных речных судов. В истоках реки Грачи эта проблема была решена строительством ряда плотин и шлюзов, которые сохранились до наших дней. А к Ерзовке рыли канал до того места, где река была глубокой. Но, возможно, канал нужен был для двустороннего движения - спускаться вниз по истоку  было в разы легче, чем тащить лодки против течения вверх по ручью. То есть - по истоку Ерзовки спускались в Волгу, а по "второй очереди" канала - из Волги поднимались к основному каналу, и далее двигались к Грачевской крепости на таможенный досмотр. Из этого следует, что мельница появилась на канале позже - после того, как судоходство по нему оказалось невозможным. А, может быть, канал работал, пока в нём была нужда, но это не афишировалось. Поэтому, для отвлечения внимания, со скандалом строили каналы в районе Петрова Вала. К таким выводам меня подталкивают претензии "очевидца", клянущего лодырей землекопов, которые тысячами сидели на берегу реки Царицы и плевать хотели на амбиции царя Всея Руси.

Посткриптум.

А теперь, слушайте страшную историю советских времён, о грандиозном канале, который вы видите на этом фрагменте спутниковой карты. При Петре Первом, от речки Грачи был только волок к Ерзовской балке, по которой текла маленькая речка Каменка. И никаких земляных работ, в этом районе, он проводить не собирался. Но в середине 80-х годов двадцатого века, Брежнев решил "переплюнуть" Сталина и начал строить  Волго-Донской канал (номер 2), чтобы перебрасывать воду из Волги, выше гидроэлектростанции, в Дон. Так, он планировал увеличить площади поливных земель и объёмы грузоперевозок. К 1990 году были освоены финансы в размере почти половины суммы, запланированной на строительство - что-то вроде ста тридцати миллионов рублей (советских). А из 64-х километров канала вырыли 31 (если брать в зачёт озеро длинной прямоугольной формы в районе хутора Кузьмичи). А точнее - прошли шесть километров от русла реки Паньшинки, впадающей в Дон, и двадцать пять километров  от устья речки Ерзовки, до Кузьмичей.  То есть - копали углубляя и расширяя русла Паньшинки и Ерзовки и истоки речки Грачи, впадающей в Паньшинку. Чтобы удобно было строить канал, на берегу Ерзовской пади, построили рабочий посёлок Ерзовка и, рядом с ним, насосную станцию, для перекачки воды через возвышенность водораздела. Всё шло, "как по маслу", но тут - социализм кончился, а с ним и деньги. А строили - "как учили!". Дно канала вылаживали бетонными плитами и соблюдали ГОСТ при проведении всех работ. В том числе - при установке стальных шлюзов. Ох, как, этому обрадовались воры "девяностых"! Строители, ведь, бросили стройку, как будто рядом взорвали атомную бомбу... И результат был сопоставим с ядерным взрывом! Украли всё - и строительную технику, вплоть до башенных подъёмных кранов, и бетонные плиты, и насосы, и всё, что плохо лежало. Но демократы, сменившие коммунистов, заявили, что так и было нужно. Либеральные политики страны, можно сказать, спасли Волгу и Дон от экологической катастрофы! Ну, мало ли - "новые русские" стали бы нефть возить из Каспия, через Волгу, в Дон, а там, из Азовского и в Чёрное море, а оттуда в Средиземное, и в Европу. "Сто пудов", они купили бы дешёвые дырявые танкеры, и, ещё бы и перевернули бы эти "посудины", чтобы всё загадить. Но, ведь, они и так разлили нефть из двух танкеров по Азовскому морю  в декабре 2024 года. А как назывались эти посудины? "Волгонефть-212" и "Волгонефть-239". То есть - они, таки, прошли в Азовское море через канал имени Сталина. А это значит, что русские либералы не могут спасти Волгу, Дон и Каспий от "новых русских", "зарубив" Второй Волго-Донской канал.  Но, людям, от этого, была другая польза! Порезали шлюзы на металл и увезли в Китай, а те, вышли на первое место в мировой экономике. Из бетонных плит, "крутые", не тратя денег на стройматериалы, построили магазины, автомойки, гаражи и много ещё чего. А на вырученные от бизнеса доллары, купили нефтяные танкеры. Теперь, нужно радоваться тому, что они не могут проплыть из Волги в Дон по двум Волго-Донским каналам и "засрать" обе великих русских реки до "нужной кондиции" и выше, и ниже плотин ГЭС. Хватит и того, что они их "засрали" всякими стоками, не собираясь строить очистных сооружений на объектах своего бизнеса. Так что - всё, что ни делается, всё к лучшему!

Казалось бы - моя писанина пустое захламление Интернета. Но, на спутниковых картах, после этой публикации, то что ранее обозначалось речкой Ерзовкой, в настоящее время подписывается Волго-Донской канал - 2. Так я и узнал про то, что не Пётр-Первый строил этот канал, а советские "строители коммунизма". Оказалось, что об этом судоходном канале, есть информация и на Википедии. Только, там занизили темпы работ, сообщив, что было закончено около 20% строящегося канала. Но, современные спутниковые карты дают возможность измерять расстояние на местности. И 31 километр - это почти 49% от запланированной длины в 64 километра. Поэтому, я и разглядел неизвестный россиянам Волго-Донской канал, даже из космоса.
 Продолжение следует. Есть ещё одна интересная карта.


Рецензии