Царицынская переволока, где ты? 11

На заставке знаменитый Волго-Донской канал на волоке между руслом реки Иловли и истоком реки Камышинки. Канал, сменяя друг друга, строили два английских инженера. Было потрачено пять лет и огромные казённые деньги, но ничего из этой затеи грандиозного масштаба не вышло. Формально строительство было прекращено из-за начала войны со Шведами в 1701 году, но к этому проекту Волго-Донского канала уже больше не возвращались. Всем известно, что Пётр Первый тот человек, который в реализации своих планов идёт до конца. А идея строительства канала между Волгой и Доном жгла мозг русского царя. Это была не просто дурь – канал этот нужен был Российскому флоту как воздух! Если бы был канал, то русский флот, дислоцировавшийся в Азове, при опасности поражения в русско-турецкой войне можно было бы отвести из Чёрного моря в Каспийское. И победив шведов, царь Пётр попытку строительства жизненно важного канала повторил. Для достоверности излагаемой мной информации выложу выдержку из текста, опубликованного на сайте «Лучший путь для грузов: история строительства петровских каналов»: «В следующем году при встрече с королем Вильгельмом III в Лондоне, Петр, воодушевленный занятиями по гидротехнике, рассказывал ему о своем проекте Волго-Донского канала. В годы, предшествующие Великому посольству, Петр I пытался соединить каналом Волгу и Дон в районе Переволоки (рядом с современным Волгоградом). Но приглашенный для проведения работ голландский инженер Иоганн Брекель решил сбежать, испугавшись гнева царя. Труд 35 тысяч человек так и остался незавершенным». Про вторую попытку на этом волоке сайт не обмолвился, но спутниковая карта показывает следы двух попыток. Обратите внимание на почерк мастера прямых линий, таких же, как при строительстве канала Грачи-Ерзовка. Чувствуется в канале на Петровом Валу и в канале близ Царицына рука Бреккеля - посмотрите на глиняную пробку, в которую остриём упирается стрелка в районе Грязнухи. На Ерзовке такую "пробку" приспособили для выпаривания соли, а тут она стоит без дела. Продолжу мысль о амбициозных планах русского царя возвращением на сайт про историю строительства петровских каналов: «После возвращения из Великого посольства Петр задумал очередной амбициозный проект – соединять бассейны Волги и Дона неподалеку от современного Новомосковска. Канал получил название Ивановский, по названию Иван-Озера, и строился с 1702 по 1707 год. В петровские годы по нему прошло около трехсот судов, но канал страдал от недостатка воды и был судоходным лишь во время половодья. Место его расположения и небольшие размеры шлюзов не позволили спасти Азовский флот после оставления Азова. Тем не менее, определенный практический опыт строительства каналов был получен». То есть флот турки всё-таки захватили. Тут у меня возникает вопрос: "А нельзя было увести флот в верховья Дона, например - к Ельцу?". Ведь, туркам отошёл Азов и азовское побережье, а весь Дон остался за нами. Тут я не буду больше умничать, полагая, что на указанном сайте работают специалисты, а я просто старый мент. Но канал, по моему мнению, нужен был для усиления Каспийского, или Черноморского флотов в случае войны. Например – флот противника одолевает русский Черноморский флот, а тут ему на помощь, через Волго-Донской канал, приходит Каспийский флот и противнику приходится извиняться, и отложить свои претензии на Азовское море до лучших времён. Повторюсь, что я не специалист в морских баталиях и в строительстве Волго-Донских каналов тоже. Но есть специалисты, которые этим занимались серьёзно. Почитайте выдержки с сайта «Как царь Петр делал Упу судоходной»: «Канал получил свое имя от названия озера, служившего истоком Дона на границе Веневского и Епифанского уездов. С северо-западной стороны, противоположной истоку Дона, вытекала река Шать, которая впадала в Упу, та в Оку, а Ока уже в Волгу. То есть это был созданный самой природой путь для соединения севера и северо-востока Европейской России с югом. Работы начались в 1702 году. В одном из приказов, изданном на имя Серпуховского воеводы, предписывалось собирать людей «с дворцовых, патриарших, архиерейских, монастырских и всяких чинов, с помещиковых и вотчинных крестьян, с бобыльских и с задворных и деловых людей дворов в Епифанском уезде к Ивановскому озеру». В марте на Ивановском озере уже работали более двадцати тысяч человек, среди них и пленные шведы. Всего к весне 1707 года построили 24 шлюза, а к 1709 году — 31. Первый из них стоял в Туле, возле кремлевского сада. Еще один шлюз на Упе был около деревни Криволучье. Последний — у деревушки Гаи в районе Куликова поля. В 1711 году после неудачной для России войны с Турцией путь к Азовскому морю был опять закрыт. Рабочих с канала распустили и вспомнили о нем, когда для увеличения воронежской верфи понадобилась доставка строительных материалов. 25 января 1717 года на имя Апраксина последовал именной указ, в котором предписывалось изготовить чертежи по шлюзам от Иван-озера к Дону, сверить их и прислать лично Государю. Чертежи не сохранились. Но поскольку в 1709 году был сделан только 31 шлюз, а позже екатерининская комиссия нашла их в количестве 33, можно предполагать, что после этого указа работы продолжались. Окончательно прекратились они около 1720 года». Из вышесказанного следует, что не суждено было царям российским построить этот многострадальный канал. Но коммунисты смогли мечту царя Петра осуществить. Они тоже рассматривали канал, который смог бы соединить две великие реки через Иван-Озеро, но, посоветовавшись, остановились на строительстве канала через реку Карповку, соединив её с речкой Сарпой, впадающей в Волгу. А Иван-Озеро и царские шлюзы, дамбы, да каналы - они затопили, и теперь на месте царского позора плещется Шатское водохранилище. Если вы желаете посмотреть на карте перспективу работы Волго-Донского канала в районе Иван-Озера, то гляньте на карту. Лично я ужаснулся…  Судоходство по Дону начиналось от Каменного Коня на Красивой Мече, а выше по течению Дон был не судоходен. Это я узнал при сборе материала о Куликовской битве. В верховьях Дон истекает в районе Новомосковска (по современной официальной версии), а по версии времён Петра – он тёк из Иван-Озера (это совсем рядом). И тут я, сдуру измерил расстояние, которое надо пройти из устья Дона в районе Азова до Иван-Озера - это 781 км., по прямой. Затем, по речке Шат, при Петре вытекающую из Иван-Озера в, Упу, из которой в Оку, по которой в Нижний Новгород на Волге. По прямой, из истока Шата, до  Нижнего Новгорода - 438 километров. От Нижнего Новгорода до Казани, по прямой - 321 километр. От Казани до Самары, по прямой - 298 километров. Затем от Самары до Саратова, по прямой - 334 километра. Откуда до Волгограда, по прямой – 322 километра. А там и до Астрахани рукой подать – 376 километров. А от Астрахани до чистой каспийской воды ещё 75 километров. Это значит, что по Волго-Донскому каналу, проложенному через Иван-Озеро, срезая все речные повороты на карте – по прямой, от Устья Дона в Азовском море, до устья Волги в Каспии – 2956 километров. Добавим 500 км. на речные выверты – получим три с половиной тысячи километров. А как вы желаете проследовать по этому маршруту – от устья Дона против течения, или от устья Волги бурлаками до Нижнего Новгорода, затем, против течения Оки, Упы и Шата. А ведь триста корабликов проследовали через этот канал, если верить сайту «Лучший путь для грузов: история строительства петровских каналов». Это я пишу для всех сидящих на диване. Такие «сидельцы» уже пытались на десятиметровой лодке пройти от устья Невы до Азова и узнать существовал ли водный путь «из Варяг, в Греки». Они историки и краеведы – авантюристы, в общем. Где-то на волоке они поставили лодку на одноколёсный самодельный «мост на резиновом ходу» и потащили его по степи. Тяжело! Вытащили лодку на автостраду, покатили по асфальту. Тяжело! Значит, не было никакого торгового пути «из Варяг, в Греки»! А во времена волоков, у мужиков не было диванов. А профессора исторических наук, тогда на волоках не подрабатывали – это они сейчас с ума посходили. Головы-то у них умные, а ничего тяжелее ложки они не поднимают. Получилось, что «из Варяг, в Греки» их самих надо волоком тащить. Таскали тогда бурлаки и гружёные баржи, и корабли бечевой, притом добровольно – там платили хорошие деньги. Лошадей купцы жалели, а люди тогда ценились дешевле скота. Однако, вернёмся к изображению над текстом. Движение по каналу планировалось двустороннее – один путь от Волги к Дону, другой обратно. И два прямых пути, выделенных в нижней части карты стрелками не имели дамб и шлюзов, а верхнее гидротехническое соружение включало в себя плотины и шлюзы. То есть - когда по этому каналу, за пришедшим из Волги в Иловлю через Камышенку судном, закрывался последний шлюз, и плавсредство сплавлялось вниз по Иловле, освобождался вход в канал судну желающему пройти из Иловли в Волгу. То есть движение между реками планировалось не быстрое, но не получилось вообще никакого.  Зато все вокруг древнего волока перерыли так, что вообще и посуху было ничего не протащить! А посмотрите на излучину Иловли в районе нижнего прямого канала – там позеленевшие от тины старицы. То есть – там нет течения и река течёт напрямую, через кусты. Думаете, этого никто не предвидел? Вот вам цитата из книги «Государство в государстве», автор которой А. Б. Широкорад: «Астраханский воевода Борис Голицын стройке только мешал, потому что считал это сооружение «делом богопротивным».  И прав был этот воевода Голицын! Что там натворили проклятые англичане!? Это ж волосы дыбом стают! После этого как было спускаться людям по Иловле от Саратовской губернии? До Петрова Вала было старое хорошее русло, а в районе камышинских беспорядков надо было продираться по мелководью через кусты. А может быть, это было сделано специально? Иловлево-Камышинский волок Петру Первому был не нужен – он был далеко от Царицына, а строить таможню на удалённом волоке с незначительным движением купцов и товаров было убыточно. Зато, там нужны были масштабные оборонительные укрепления для того, чтобы отсечь проникновение контробандистов и разбойников за оборонительную линию Петров вал, устроенную по водоразделу волжских и донских притоков. Начало этого вала видно внизу карты - прямо посредине от тракта между Грязнухой и Барановкой, вдоль рва написано слово «Котов», над горизонтальным рвом написано Камышин, а второй вертикальный ров расположен параллельно «Котову». От рва «Камышин», до царицынской оконечности Петрова вала в городской черте Царицына, по прямой 171 километр. И там от захода неприятеля и конробандистов за оборонительную линию с юга, ограждением служили три крепости – Царицынская, Мечетская и Грачевская. А так же две дороги - столбовая ямщицкая, охраняемая казачьими разъездами, а с 1862 года и железная дорога от Царицына к хутору Калачевскому.  Судя по карте над текстом - с севера в районе ныне существующего городка Петров Вал, заход криминальных элементов и диверсионных групп степных народов за оборонительную линию был невозможен, благодаря гарнизону Петрова Вала, трём рвам-каналам английского производства и испохабленным рекам Иловле и Камышинке. Продолжение следует. Я вам покажу, как выглядела дореволюционная река Волжская Царица.


Рецензии