Гнездо

               

Этот  год преподнёс мне сразу два чудесных сюрприза. Живём мы в очень живописном, хоть и городском, уголке, на третьем этаже девятиэтажки. Наш дом стоит на холме, поэтому кажется, что ты находишься на высоте птичьего полёта. А когда вокруг стелется туман, то вообще, впечатление такое, что летишь на борту космического корабля, слегка планируя в этом тумане, и очертания домов медленно плывут навстречу, рискуя столкнуться с тобой в белой пелене.
Вокруг нашего дома насажено много деревьев, в основном, это сосны, ели, лиственницы. Причём, посажены они настолько близко, что кажется, достать их можно вытянутой рукой. Дом построен давно, поэтому и сами сосны уже давно выросли, и своими мохнатыми лапами  с раннего утра и до позднего вечера машут мне в окна в радостном приветствии.

Но не только хвоя растёт у нас перед окнами. Под самым нашим балконом раскинулось огромное дерево сирени. Поразительно, но таких сиреневых экземпляров я сроду не видала. Да, кусты понятно, кустов сирени я насмотрелась во всю, но, чтобы так – настоящее дерево с толстым стволом, с раскидистыми ветвями, высотой в три этажа, что можно, не выходя из квартиры, а прямо с балкона нарвать благоухающий букет, нет, такой природной роскоши мне встречать не приходилось.
Но рассказ мой не об этом. На высокой пышной сосне, растущей прямо перед окнами моей спальни, в густой заросли сосновых иголок сидело, в прямом смысле этого слова, огромное сучковатое гнездо. И дело вовсе не в том, что в нём никто никогда не жил, как нам виделось и казалось. Это гнездо было совсем не похожим на птичье. Оно было большим, сплетено из толстых прутьев, с каким-то узким удлинённым входом, вроде небольшого коридорчика. Какая птичка его свила, ломала голову вся наша семья? И только на второй год нашего здесь прибывания мы поняли, что это жилище белок! Две белочки жили у нас под боком, а мы даже и не подозревали об этом. Чудеса!

Какими же скрытными оказались эти пушистые создания! Да, мы видели белочку, прыгающую по нашим деревьям. Ну и что? Рядом лес, может она просто прогуливается. И потом, мы даже не понимали, что это не одна, а две белочки. Ведь они так похожи.
А на днях к нам на сосну и именно на ветку, где находится беличье гнездо, приземлился сокол. Никогда эта птица не пересекала границ нашего двора. А тут – нате вам! Ох и гордая же это птица! А какая красивая! Правда, шороху навёл немалого. Дворовые голуби, которых мы определили как «домашние» (потому как есть ещё и горлицы, и вяхири) мгновенно оседлали соседнюю сосну в полном своём составе – пятнадцать особей. Я не знаю, почему они вдруг стеной встали на защиту беличьего гнезда. Может, там уже живут маленькие бельчатки, а может, они защищали свои гнёзда, не знаю, но все пятнадцать защитников зорко следили за соколом и не разрешали ему даже передвинуться по ветке. Улетел красавчик не солоно хлебавши, а наша стража ещё немного посидела на сосне, покурлыкала, потом все вместе взмахнули крыльями и закружились в полном круге над крышами высотных домов.
                *      *     *
Но не только белки стали нарушителями общего спокойствия. Что-то сороки очень расшалились. Эти суетливые птицы всегда нас волновали, когда в период  появления птенцов, они быстро прилетали к чужим гнёздам, шумно хлопая крыльями и громкой стрекоча. Я никак не могла понять, почему они именно сейчас крутятся возле наших окон, ведь сезон гнездования ещё далеко.
И как же я ошибалась. Оказывается, сезон гнездования уже начался. Сегодня первое марта и первый день весны. На улице светит солнышко, ветра нет, теплынь, и пахнет вовсю весной. Мы с внучкой пошли гулять. У Есеньки какие-то непонятные каникулы. Хотя, какие каникулы могут быть в садике, не ясно. Ну да ладно. Вышли мы на тропинку возле своего подъезда, и нас сразу оглушил птичий гомон. И синички громко поют, и воробышки звонко чирикают. Но больше всех стрекочут сороки-белобоки. Да что же такое случилось? Что за суета?

Поднимаю глаза и вижу, как в ещё совсем голых ветках, на самом верху огромной осины, сороки вьют гнездо. И что самое интересное, они не подбирают сухие палочки с земли, куда бы проще. Нет!  Они откусывают своими клювиками живые веточки и прутики с других деревьев и очень аккуратно вплетают их. Очевидно, сороки понимают, что сухая палочка может треснуть в неподходящий момент, а гнущую живую веточку не сломать. Или сломать очень трудно.
Эврика! Легендарное восклицание Архимеда – нашёл!  Вот и мы, словно Архимед, нашли своё новое открытие - оказывается, сороки не только разоряют гнёзда, но и очень умно умеют их строить.


Рецензии