Запас человеческой прочности

   – Жизнь – лучший писатель. И хоть она трудной бывает, но светлое, доброе в ней побеждает всегда. И, когда я это вижу и нахожу, то и в себе всякую печаль и тревогу изживаю, – делится со мной собеседница Тамара,   душа-человек, таких в нашем народе немало встречается и среди мужчин, и среди женщин. Ей уже за семьдесят. Но на жизнь людскую она смотрит очень внимательно, многое замечает и хранит в памяти, как драгоценные находки, неординарные судьбы, случаи и характеры, иногда выдавая их мне по нескольку штук сразу. Грех не воспользоваться пишущему человеку. Ведь потеряться может, а сама она предпочитает бумаге живой, устный  рассказ.
    Я замолкаю в предвкушении удивительного, эмоционального повествования, стараясь  не пропустить ни одного словечка. И Тамара выдаёт мне  очередную  историю:
– Я познакомилась с Татьяной в интернете. Сейчас ей уже сорок пять лет. Восхищаюсь этим человеком безгранично, – продолжает она, – Живёт в Бийске. Работала на заводе, на прессе. Это такой механизм огромной тяжести, с силой давления при прессовке в десятки тонн. Пресс поднимается и бахает, а обслуживающий его человек должен предназначенную  деталь успеть подсунуть правильно да ещё и свои руки убрать. Ловким надо быть. Положишь заготовку не так, вот тебе и брак. Короче, у Татьяны было уже трое деток, а она на прессе работала. И однажды не так положила заготовку, и, попытавшись исправить оплошность, не успела выдернуть руки из-под этой махины, которая бахает. Ну, и бахнуло ей по рукам. Большие пальцы раздробило полностью, их хирурги ампутировали, а другие были повреждены частично – остались  без ногтевых суставов. Ну, и ладони само собой раздробило. Долго лечилась. Инвалидом осталась бабонька! Пенсию из-за производственной травмы ей назначили высокую, она сейчас у неё тридцать тысяч. Но муж ушёл от неё. Не захотел жить с такой неполноценной женщиной. Трагедия!
      Но одна она прожила недолго. Нашёлся добрый человек, замуж она вышла. Но супруг  умер два года назад. Собственные дети выросли – все три девочки. Одна уже замужем. А сама Татьяна, нет, чтобы тихонько жить, внимания не привлекая, занялась благотворительной деятельностью. Детям-инвалидам помогает. Не унывает нисколько! Недавно потряс меня видеоролик. Татьяна на аккордеоне играет этими своими изуродованными ручками, а мальчик поёт, да так славно, красиво, что за душу берёт. Я скорее отзыв свой ей пишу, хвалю, а она отвечает: "Я-то что? Вот этот ребёнок, Тамара, который так задорно поёт, он слепой". На это сообщение всё во мне перевернулось.
          Инвалиды с детства, думаю, это во много раз хуже, чем потом стать таким, когда человек уже и духом, и телом окреп и сопротивляться невзгодам умеет, и терпеть. Жалость захлестнула, размышления долго не покидали меня, пока не нашлось подходящих аргументов. Вот только такие, как Татьяна, думаю, могут по-настоящему поддержать обездоленных детей, без ложного сочувствия, без излишних охов и ахов, да ещё и научат радоваться жизни.
     А ведь и правда, как важно радоваться жизни, невзирая ни на что. Это  пришло мне в голову, когда я однажды в три часа ночи  проснулась, накануне которой  у меня было нехорошее состояние, напали тревога и недовольство собой. А тут вспомнилась мне Татьянина жизнь, и как она к ней, и к людям относится, и что для детей делает. Стало спокойно. Человек может многое пережить, значит запас прочности у него большой. И, оказывается, он  не в крепости плоти, а в невидимом, на первый взгляд, внутреннем глубинном  содержании ума, совести и духа. С этой мыслью я теперь жить буду и себе унывать не позволю!
       Сижу перед Тамарой, которая умеет на главном сосредоточиваться.  Зарок её принимаю, даю себе слово помнить и детям своим передать, что есть у человека неизмеримый запас прочности. Но, чтобы мы об этом не забывали, нам и встречаются такие люди, как Татьяна и как моя рассказчица.


Рецензии