Меланхолия. Дюрер. Исповедь...

МЕЛАНХОЛИЯ.ДЮРЕР.ИСПОВЕДЬ СОКРУШЁННОГО СЕРДЦА
Тайна, зашифрованная в картине Альбрехта Дюрера «Меланхолия».                Гравюра, 1514 год. 

   В Россию уже в который раз привезли выставку работ немецкого художника XVI века Альбрехта Дюрера. Самый большой интерес вызывает маленькая гравюра «Меланхолия», размером 23,9;18,8 см, в ней много предметов, персонажей, и веет  трагичностью, безысходностью. И чем больше вглядываешься, тем больше запутываешься в сложном замысле художника. Пять веков пытаются расшифровать загадочную миниатюру, но тайна остаётся не раскрытой. Догадок и предположений много. И всё-таки хочется проникнуть в замысел художника, хотя это, скорее всего, невозможно, - тогда просто порассуждать о загадочном сюжете произведения. Надо учитывать время написания, историчность, религиозность католического общества средневековой Европы эпохи Возрождения. (Гравюра выполнена на меди, в конечном виде представляет собой печатный оттиск на тиснёной бумаге. Имеется несколько экземпляров в музеях Германии).
    «Меланхолия» - это депрессия, подавленность, тоска. Неужели так мелок сюжет произведения? Конечно, нет. Но почему всё-таки «Меланхолия»?
   Понятие меланхолия введено более двух тысяч лет врачевателем Гиппократом, в переводе с древнегреческого означает melaina chole – черная желчь, которая поражает волю и мозг. В XIX веке болезнь стали называть депрессия.
      Самое раннее упоминание признаков меланхолии можно найти в Библии в истории о первом царе иудеев Сауле, жившем в XI в. до н.э. В библейской истории описаны типичные симптомы: подавленное настроение, необузданный гнев и вместе с ним страх, чувство вины. Всё это приводит к тому, что Саул кончает жизнь самоубийством, бросившись на меч. В средневековой литературе описана меланхолия отшельников – пустынников. Поскольку болезнь достигает своего пика именно в полдень, её назвали «бесом полуденным». В тоскливом беспокойстве он может впасть в состоянии апатии или пуститься в бегство. С такими больными особо не церемонились: голод, избиение, держание на цепи, погружение в холодную воду, приложение пиявок, «прижоги на руках», - методы воздействия.  Считалось, что сильная физическая боль отвлекает больных от боли душевной. Так лечили английского короля Георга III, когда тот впал в депрессию, его жестоко избивали, во время «процедуры» король умер. 
    Неужели крылатая женщина Меланхолия на гравюре Дюрера поражена чёрной желчью? Думается, не ради того задумана картина. На первый взгляд - это некоторое расслабление после напряжённого труда, завершённость одного этапа познания и настроенность на следующий.  Но это только на первый взгляд. Скорее - перед нами небесный Ангел– посланник Божий на земле, застигнутый в момент глубокого размышления.
    В облике крылатого Гения первоначально чувствуется сила духа и уверенность в могуществе самого себя и, возможно, человеческого разума. И всё же - почему-то меланхолия. Значит, не всё так просто. Может быть, мыслителю пришло осознание невозможности познания бесконечного и безграничного Божественного мира, и он смирился со своим поражением в соревнования с Всевышним?  Он сожалеет о том, что наука не способна овладеть ключом к самой главной загадке – как устроен мир, а сам художник  горюет о неспособности учёного повлиять на ход предначертанного, и потому инструменты отброшены. В позе Меланхолии напряжение, а во взгляде его -  озабоченность, растерянность и даже трагизм.
     В средневековой Европе, несмотря на сопротивление церкви, учёными открывались тайны математики, физики, был известен секрет создания кристалла (он изображён на задворках картины), Дюрер занимался естественными и точными науками, решил задачу, над которой безуспешно бились арабские и греческие ученые, имел свою обсерваторию и существенные заслуги в геометрии, географии, фортификации.  И потому такое нагромождение инструментов и приборов на картине.
    Сюжет тем и удивителен, что самому Альбрехту Дюреру не свойственна была меланхолия. Третий ребёнок из 18 детей отца - золотых дел мастера, с детства приучен к постоянному труду; юноша из родного Нюрнберга отправляется в Швейцарию, Нидерланды, Италию постигать азы гравюрного дела. Он сам изготавливает инструменты, овладевает мастерством живописи и составления красок. Его художественные полотна, портреты, гравюры, панно к алтарям христианских соборов признаны шедеврами мирового искусства.
    В это время происходит становление духовных взглядов молодого художника. Он погружается в учение раскольника Мартина Лютера, который перевел Библию с латыни на немецкий и пришёл к выводу о неверном толковании Святого Писания. Отлучённый от церкви реформатор восстал против католичества, угнетающего верующих страшным судом, вечной карой, адом, он обличил церковь в продаже индульгенций; вместо этого Лютер трактует Библию как надежду на искупление грехов молитвой и благими делами, на рай для праведников.
    Глубоко погружённый в Библию, Альбрехт Дюрер христовый завет - «Разумейте, пламенейте, радуйтесь», принял как девиз своей жизни. На фоне средневекового невежества, засилья инквизиции, кровопролитных религиозных войн яркими факелами в Европе вспыхнули имена гениев -  Рафаэля, Тициана, Шекспира, Леонардо да Винчи, Микельанджело - современников Дюрера. Подвижники эпохи Возрождения своим творчеством мужественно противостояли человеческим порокам: насилию, алчности, жестокости, праздности, лицемерию, духовному обнищанию личности; трудом своим вели людей от невежества к знанию, к вере, гуманизму, восхищались силой человеческого разума. Гравюра «Меланхолия» тому пример.   
   Возможно, художник обеспокоен - что будет дальше, когда люди откажутся от христианских истин? - И ответ автора печален - мир погрузится в кромешный ад злобы и похоти. И тогда наказание Господне будет жестоким и грозит неотвратимой гибелью всего человечества. Такое пророчество мы находим у Апостола Андрея: «Пришёл на Землю Человек, от Отца-Бога посланный. И видел Человек, что погрязли люди во грехах, что пороки в душах преумножились, что нравы добрые забылись… И видел Человек, что Учение о Законах Божественных люди отвергли, что утратили они знание о сути Писаний, Богом созданных». А далее следует конец света. 
     И привиделось мне, что замысел Дюрера созвучен с замыслом русского художника Крамского Ивана Николаевича «Христос в пустыне». Глубоко выстраданная картина художника написана три века спустя «слезами и кровью» - как он сам говорил. Но та же тревога, сосредоточенность и духовная борьба, оба они приняли на себя тяжёлую ношу заботы о судьбах греховного мира людей.
      «Меланхолия» досталась художнику нелегко, он долго искал  сюжет, расшифровывал аллегории античности, художественные символы Библии. Время шло, а замысел никак не ложился на бумагу: слишком многое хотелось сказать! В это время умирала его нежно любимая мать. Вглядитесь в «магический квадрат» - дата её смерти 15 мая 1514 года зашифрована в нём, как и год создания «Меланхолии». Мало того: как не считай, в сумме всегда будет число 34. В дневнике он писал: «Я видел, как смерть нанесла ей два сильных удара в сердце, и как она отошла в мучениях. Я молился за нее. Я испытывал тогда такую боль, что не могу этого высказать…». Нервное потрясение было столь велико, что что он не мог находиться рядом с усопшей. Когда в доме собрались люди попрощаться, он ушел и долго бродил у реки, затем встал у ограды кладбища, где был похоронен отец и завтра будет покоиться мать. Поднимался туман; вдруг в сумерках он услышал шум крыльев: то ли встрепенулась летучая мышь, то ли сорвалась встревоженная птица. Наступили сумерки – время тревоги и тоски. И вдруг мастеру пришло озарение: представилась эфемерная летящая женщина - ангел, да так ясно, что он оглянулся. Никого. У дороги лежал тощий пес с выпирающими ребрами, он упёрся в человека голодным взглядом. В ту тревожную ночь детали гравюры сами собой сложились в единое целое, и художник ясно представил свою будущую картину. Бездомному псу нашлось место на картине у ног мыслителя.
     В дни напряжённого труда над картиной мастеру приснился вещий сон. Он увидел пустыню, вдали возвышались горы. Будто, стоит он на вершине горы и видит всю землю. Под ним ползут тяжелые тучи, слышится плеск воды. Он понимает, что видит страшную катастрофу - водные потоки захватывают сушу, ветер гудит и гонит волны к высокой горе. Вот она – расплата за грехи. Сон произвёл такое глубокое впечатление, что художник погрузил свою Меланхолию в печальные размышления о бренности пути, конечности бытия. И кажется, что с гравюры в полный голос звучит библейское учение проповедника Экклезиаста: всё суета сует, всё пустота и томление духа; чем больше знаний, тем больше скорбь; с мудростью приходит печаль. Неужели тайну замысла художника удалось расшифровать? Не будем торопиться.
     Много предположений навевает загадочная картина. И всему есть место. Возможно, художник предупреждает о грядущей планетарной катастрофе, о которой еще в Ветхом Завете сказано: «Когда же увидите мерзость запустения, реченную пророком Даниилом, стоящую, где не должно, - читающий да разумеет, - тогда находящиеся в Иудее да бегут в горы». (Матф, гл.24.14-22).  В подтверждение такого предположения мы видим радугу, которая является аллегорией связи с Богом. Вестник в образе летящего существа несет таблицу с названием - «Melanholia 1». Цифра 1 указывает на послание от Господа. А может быть это не цифра, а короткое слово «I». Тогда иной смысл - заклинание Дюрера: «Уходи, вон, Меланхолия!».
     Могучий Ангел, погружённый в глубокую задумчивость, догадывается о скорой гибели планеты, на коленях у него Библия, он ищет способ помочь людям, но книга уже прочитала, она закрыта, но Ангел бездействует в глубокой задумчивости. К стене городского здания приставлена лестница, но здание еще не достроено, до небес не достать, никто не спасётся. Песочные часы, отмеряющие срок жизни, показывают половину истекшего времени. Всё в картине предвещает беду. На стене весы, как символ фортуны. Может быть, ещё есть время? Шансы жизни и смерти пока уравновешены. Почему дремлет Эрот? Маленький пухлый Амурчик грустит, он не парит в облаках и не высматривает жертву, чтобы поразить любовными стрелами. Все персонажи дремлют, в состоянии меланхолии засыпают все земные страсти. Колокол с натянутой веревкой вот – вот готов забить тревогу о надвигающейся беде, - призыв к людям уберечь мир. Пронзительный взгляд умирающего от голода пса символизирует истощенную природу и иссякнувшее Господнее терпение. Собаке покровительствует Сатурн, мрачная планета меланхоликов. Летучая мышь и фонарь указывают на сумерки земли. Злой Плуто - коварный подземный дух, тоже здесь, он притих в ожидании работы. Здесь и череп - символ смерти всего живого. Оторванные жернова - нарушен привычный ход дел на планете.   
     Огромный многогранник, - это кристалл - символ совершенства и гармонии, но он не интересен исследователю и задвинут на задний план. Под ногами лежит деревянный шар, гладко обточенный – это всё, что останется от планеты Земля. А плавильный тигель сообщает, что «мерзость запустения» возникнет при разломе земной коры, и тогда раскалённая магма довершит разрушение. Возможно, катастрофа уже началась: деревья стоят в наступающей воде. У ног озадаченной Меланхолии в беспорядке брошены строительные инструменты, теперь они бесполезны. Четыре ключа на поясе - символ власти, напоминают о четырёх гибельных опасностях для планеты, описанных в Книге Притчей Соломона (гл.30: 21-23). К поясу пристёгнут кошель, дырявый, кому теперь он нужен? Во время всеобщей катастрофы деньги и власть теряют смысл. Голову Меланхолии украшает венок из лютиков -  средство от приступов тоски. В руках циркуль, зачем он, что измерять? Может быть, - знак ограниченности возможностей?
    Как предвестие чего-то неизбежного в небе вспыхнула огненная комета.
Очень похоже на Откровение Иоанна Богослова об апокалипсисе: «Третий ангел вострубил, и упала с неба большая звезда, горящая подобно светильнику, и пала на третью часть рек и на источники вод. Имя сей звезде «полынь»; и третья часть вод сделалась полынью, и многие из людей умерли от вод, потому что они стали горьки» (Откр.8:10-11).
    Ну вот, кажется, всё сложилось: - Альбрехт Дюрер передал потомкам божественное Откровение Иоанна Богослова о конце света. Живописец не пугает, он предупреждает о возможной гибели всего живого на земле и одновременно лелеет надежду на спасение, перебросив над рекой радугу. Ведь в Книге Бытия говорится о завете (договоре) Бога с Ноем и о Божьей благодати – об окончании всемирного потопа и всех бед на земле: «Я полагаю радугу Мою в облаке, чтоб она была знамением (вечного) завета между Мною и между землею». (Бытие, 9:13-15). Значит, ещё не всё потеряно? 
    Но кто же ты, главный герой картины? Уж больно крылатая женщина похожа на самого мастера. А если так, то перед нами духовный автопортрет самого создателя уникального произведения. Картина эта –исповедь сокрушённого сердца мыслителя, гуманиста эпохи Возрождения Альбрехта Дюрера, понимающего более других дальнейшую судьбу человечества. В маленькой его гравюре зашифрован расшифрованный автором огромный философский смысл - это библейское послание, предупреждение человечеству! 


Рецензии