Дети войны. Пятилетний Коля - глава семьи

Годы жизни 28.10.1936 – 29.05.2022г.

  Я помню себя с довоенных лет. В 1939г., мне было три года. То время осталось только в памяти, фотографий не было.
  Я с родителями – отца звали Василий, мать Мария – жил в деревне Карантрав, Белокатайского района, Башкирской республики.
У нас был большой бревенчатый дом – пять окон на улицу, два окна в садик (так назывались палисадники с цветами и растительностью), окна во двор и в огород.
В доме были деревянные дощатые полы. Однажды их покрасили, застелили доской–тропинкой, чтобы можно было проходить, ведь краска была ещё свежая. Я решил помочь в работе: взял доску, с двух сторон были наживлены гвозди, приложил к полу и вбил гвоздь с одной стороны доски, а с другой – гвоздь так и остался торчащим. Я прокрутил эту доску, очертив остриём гвоздя окружность на свежей краске. Так я открыл циркуль, а родители отругали меня, но не били, может быть увидели во мне будущего инженера.
  Иногда мы вместе ходили в гости. Я любил бывать у дяди Феди, у них был патефон. Они заводили пластинку с песней: «Ой вы, кони, вы кони стальные, Боевые друзья — трактора, Веселее гудите, родные — Нам в поход отправляться пора» ( музыка Исаака Дунаевского, слова Василия Лебедева-Кумача из фильма «Богатая невеста» 1937г.)
Так меня занимал этот патефон – невидаль и я никак не мог понять – где и кто в нём сидит и поёт? Всегда разглядывал его с интересом и прислушивался.
Вернувшись из гостей мы почему-то спали на полу — папа, я, мама. Может быть, после самогона, родители боялись упасть с кровати или предохранялись так. Когда отец ко мне поворачивался, от него пахло перегаром, тогда я отворачивался. С тех пор перегара не переношу.
  Когда в июле 1941г. на всех мужчин деревни прислали повестки, призывали через правление колхоза, только двоих не взяли на фронт — хозяина патефона, он был безногим, ходил на деревянном протезе и слепого мужика, всех остальных признали годными и моего отца тоже.
  Помню, шли мы с ним в правление, я по-детски доверчиво держал отца за руку. Потом я остался на ступеньках его дожидаться. Так радовался, что с отцом ходил по важному делу.
 А только выяснилось, что он получил фронтовой паёк на долгую дорожку на фронт — один килограмм муки. Без слёз трудно вспомнить.
 Сбор был на станции Ункарда, мы туда поехали все вместе на телеге, отец правил лошадью.
Приехали, остановились на постой в чьём-то доме. Рано утром родители пошли на станцию на сборы, отца забрали, определили со всеми призывниками в «телячий» вагон. В таких вагонах перевозили скот, кроме дощатых заграждений в них ничего не было – ни сидений, ни лежанок.
Отец хотел ещё раз проститься со мной, но родители забыли, в каком доме остановились на ночлег, практически потеряли меня. А я проснулся, вышел из дома и нашёл маму.
 Новобранцев выстроили в ряд вдоль вагонов, напротив стояли жёны с детьми. Детям разрешили подойти к отцам. Я подбежал к отцу, и он сказал мне:
–  Я послужу и вернусь, привезу тебе гармошку...
Потом скомандовали:
– По вагонам!
Состав тронулся. Мы с мамой долго махали вслед.

 Обратно ехали молча, я – пятилетний мальчик – правил лошадью, мама всю дорогу плакала. С этих пор я стал взрослым. Сажал с матерью капусту на берегу речушки, сам таскал воду и поливал, косил траву, заготавливая сено для нашей коровы. Мать работала в колхозе дояркой, а зимой их отправляли на лесозаготовки. В лаптях, по колено в снегу, ежедневно на рубке древесины.
В бараках, где жили, одежда и обувь не успевали просушиться, так одевали всё сырое на следующий рабочий день. Мать тяжело страдала ревматизмом.
  А я ждал, ждал, ждал отца. И гармошку ждал, но так и не дождался.
В 1942 году пришла «похоронка», в ней сообщалось, что отец пропал без вести.

***
Мой отец: Василий Семенович Останин, 1906г.р., служил рядовым стрелком в 641 (443) саперном батальоне 359 стрелковой дивизии, был ранен в 1942 году, лежал в госпитале (или медсанбате дивизии), госпиталь попал под бомбежку.
Василий Семенович пропал без вести.

***
Он до сих пор не найден в захоронениях, нет сведений о нем в архиве военно-медицинских документов Минобороны РФ, на сайте «Память народа», а также нет сведений в поисковых отрядах. 


   

©2018г., (в редакции 2024г.)
Фото Коли из семейного архива 1958г. На фото ему 22 года.
 


Рецензии
Вечная память всем погибшим на этой войне. Раба Божия Татьяна

Георгиевна   21.03.2024 23:34     Заявить о нарушении
пусть Василий и сын его Николай превратятся в белых журавлей

Светлана Останина   25.03.2024 16:52   Заявить о нарушении