Комарицкий мужик

Брянщина в водовороте исторических катаклизмов.
Село Глоднево Брасовского района Брянской области известно с ХVI века. В XVII-XVIII вв. оно являлось центром Глодневского стана Комарицкой волости,  с 1861 — центром Глодневской волости Севского уезда. 1928-1929 — центром Глодневского района В 1921 году село отметилось серьезным антисоветским вооруженным мятежом против продразверстки, который в те годы охватил значительную часть страны. Части особого назначения, присланные из г. Орел, подавили Глодневский мятеж ценой кровавых жертв с обоих сторон. Вся Комарицкая волость, куда входило в разные периоды село, с давних пор отличалась неспокойным нравом ее жителей, их склонностью к сопротивлению действующей власти. Возможно поэтому здесь и на прилегающих территориях немецкое командование в 1941 году позволило создать независимую, прогерманскую, под присмотром оккупационной власти  «Локотскую республику», в руководство которой вошло много советских начальников этого района, со своей армией РОНА-бригадой Каминского численностью 10 тысяч человек.
"Комарицкая волость часто подвергалась разорению, так как здесь проходила одна из сухопутных дорог на Москву. Комарицкие крестьяне были дворцовыми. Это означало сохранение право присяги государю, в отличие от крепостных крестьян. Крепостных крестьян комаричане называли боярскими.
В 1534г. киевский воевода Немирович и конюший Чиж спалили г.Радощь. Радогощская крепость была пограничной в Московском княжестве.
При Федоре Иоанновиче право взимания налогов с Комарицкой волости было предоставлено Борису Годунову (шурину царя). По 6 рублей с каждого двора на сумму 15 тысяч рублей.
В начале 17 века голод и неурожай привели к скоплению в Комарицкой волости 20 тысяч пришлых людей.
Поводом перехода в 1604г. комаричан к Дмитрию Самозванцу послужил указ Б.Годунова о даточных людях – с каждого двора по 1 человеку. Когда у стен Новгород-Северского самозванец был разбит и с отрядом поляков укрепился в Комарицкой волости, туда пришел 20-тысячный отряд запорожцев. 21декабря 1604г. у дер. Добрыничи, в 7км от Севска, царские войска вновь разбили Дмитрия Самозванца. Он бежал в г. Рыльск. После чего наступило разорение Комарицкой волости.
С помощью запорожского атамана Карелы Шелудивого самозванец захватил Кромскую крепость. 13 марта 1605г. Б. Годунов умер. Федор Борисович Годунов назначил воеводой под Кромы вместо Милославского П. Ф, Басманова. За победу над самозванцем обещал отдать ему в жены сестру Ксению, а в приданое – Казанское и Сибирское ханства. Митрополит Исидор под Кромами привел войска к присяге. Но Басманов сдался в плен Гр. Отрепьеву, т.к. моральный дух у его войска был слабым. За ним последовала и все царское войско.
20 июня 1605г. Григорий Отрепьев вступил в Москву. Самозванец одним из своих указов освободил Комарицкую волость от податей сроком на 10 лет. Так он отблагодарил жителей волости за поддержку в его борьбе за царский трон. А в мае 1606г. Лжедмитрий был казнен восставшими москвичами.
В 1606г. новый царь Василий Шуйский направил в Комарицкую волость войско князя Трубецкого против воеводы Лжедмитрия И. И. Болотникова. В пограничной Комарицкой волости было немало «гулящих людей» - рекрутов для войска Болотникова.
Жизнь в пограничной полосе, в постоянной опасности из-за набегов то ли литовцев, то ли ордынцев и московских князей, разорения, неуверенность в завтрашнем дне, способствовало формированию особого типа «комарицкого мужика» - воплощения разнузданной удали и мятежного непокорства. «Ах, ты сукин сын, камаринский мужик!» - слова из народной песни емко и точно характеризуют такой тип людей. Эта знаменитая песня – гимн комарицких мужиков, появляется в период Смутного времени и восстания под руководством И. Болотникова. Мелодия Камаринской использовались в произведениях композиторов М. И. Глинки и Бетховеном – в фортепьянных вариациях на русскую тему".
Василий Белов так характеризует значение «Камаринской» для народного творчества: ««Барыня», воплощённая Глинкой в его «Камаринской», была основой народной пляски как в музыкальном, так и в хореографическом смысле. Всевозможные её варианты позволяли плясунам быть непохожими друг на друга».
По Комарицкой волости проходили в сторону Москвы отряды Илейки (Ильи Горчакова), выдававшего себя за царевича Петра, «сына» Ивана Грозного. В 1607г. под Тулой Болотников и Илейка были разбиты.
В Комарицкую волость направляется 40-тысячный карательный отряд касимовских татар и мордвы. Каратели казнили всех мужчин, а женщин и детей угнали в полон к себе на Волгу.
О жизни Комарицкой волости в первой половине XVII века: «В 1615-1616г.г. под Орлом, Кромами, Карачевом и Брянском князь Пожарский разгромил польские отряды Лисовского и Закревского – Северский край отошел к Московии. 
В 1624г. крымские татары дошли до г. Карачева и сожгли при этом с. Работьково. В 1630г. царь Михаил Романов издал указ, предписывающий комаричанам иметь с каждого двора на вооружении рогатину, топор или ружье с боеприпасами. Крымские татары совершали набеги в 1627, 1642г.г.
В 1645г. они захватили в полон до 20 тысяч человек, но князь Куракин подоспел и отбил пленных. В 1668г. князь Бутурлин отразил в Северском крае набег крымских татар.
Для заселения пограничной волости и несения пограничной службы царь раздавал здесь помещикам и крестьянам-однодворцам земли. Были восстановлены Орловская, Севская, Карачевская, Болховская и другие крепости.
В 1664г. очередная война с Польшей. После сражения под Стародубом разбитые польские войска отступали через Комарицкую волость и разграбили ее…
Что сеяли, каков был урожай? Рожь, овес, горох, просо, гречиха, лен, конопля. 
Урожай сам-2, сам-3, то есть 24 – 36 пудов с десятины. Мололи на ручных жерновах, реже на водяных мельницах. Ветряных мельниц не было.
Греческий писатель протодьякон Павел Алепский в 1654г. при проезде через Комарицкую волость описал ее.
«По дороге лесом валялись деревья – никто их не убирал. Тем не менее, ямщики гнали своих маленьких лошадей рысью и галопом. Основная пища местных жителей черный хлеб, и они едят его как халву. Во всех селах патриарха Антиохского Макария (отца Павла Алепского) встречали хлебом и солью. Караваи были огромные – их подносили по два человека. Чем больше каравай, тем больше уважение к человеку. Угощали патриарха и хлебным квасом…» 
В Комарицкой волости к тому времени было большое количество церквей – 69. Все церкви – деревянные, только в с. Морево – каменная церковь, построенная греческим зодчим из г.Солуни. 
Моревская церковь возведена на роднике, из которого вытекал ручей (с. Морево 5 км к востоку от г. Дмитровска)».


Рецензии