Мессалина и другие жены императора Клавдия

Клавдий был кособок и невзрачен, но он был императором Рима, и у него было четыре жены. Нет, не одновременно, а в разные периоды его жизни. Одна из них особа известная - это Мессалина. Но у него было ещё три жены. Каждая чем-то примечательна, поэтому расскажу про всех.

Ургуланилла
Первая жена Клавдия, Ургуланилла происходила из знатного рода. Её бабка Ургулания входила в близкий круг императрицы Ливии. Была женщиной влиятельной и властной. Когда её внука, брата Ургуланиллы, обвинили в убийстве жены, она послала ему кинжал с запиской: «Ты знаешь, что нужно сделать». Отрицавший вину внук, исполнил бабушкино указание и свёл счёты с жизнью.
Хотя Клавдий по своим внешним данным не был женихом о котором мечтают девушки, но был из императорской семьи. Поэтому жену ему стали подбирать рано, с пятнадцатилетнего возраста. С первыми двумя невестами бракосочетания не получилось. Одна умерла естественной смертью в день свадьбы, а родителей второй обвинили в заговоре и сослали.
С Ургуланиллой Клавдий сочетался браком в 20 летнем возрасте, в 10 году новой эры. От брака родилось двое детей: сын и дочь. Сын умер в 10 летнем возрасте в результате трагической случайности: играя он, подбрасывал вверх грушу и ловил её ртом, груша проскочила в горло, перекрыв дыхательные пути.
К моменту рождения дочери Клавдий и Ургуланилла вместе не жили. Клавдий дочь не признал, заявив, что отец не он и отправил её в дом, где проживала жена. Через пять месяцев они развелись.

Элия Петина
О второй жене Клавдия известно мало. Происходила из знатного рода. Брак был ориентировочно заключён до 25 года и ранее 41 года расторгнут. От брака родилась дочь – Антония.
Расторжение брака произошло из-за каких-то мелких недоразумений. Во всяком случае, когда Клавдий в 48 году присматривал себе новую жену, то Элия Петина была одной из кандидаток, но, как известно Клавдий выбрал в жёны Агриппину.
Судьба их дочери, Антонии, сложилась трагически. Её второй муж Корнелий Сулла Феликс был казнён императором Нероном, который через три года после смерти мужа предложил вдове руку и сердце. Она отказала, а через несколько дней была обвинена в заговоре и приговорена к смертной казни.

Мессалина
Любимым развлечением Мессалины был разврат. Она устраивала оргии, куда затягивала замужних знатных дам Римского общества. Те, кто подходил к таким развлечениям творчески, изобретательно, всячески поощрялись императрицей. Противники оргий подвергались преследованиям.
Однажды Мессалина устроила соревнование с самой известной уличной проституткой и победила, обслужив за сутки 25 клиентов. Она сама работала в публичном доме под именем Ликиска, и работала добросовестно. С работы Ликиска уходила последней, так и не удовлетворив свою ненасытную плоть.
Среди любовников Мессалины были сенаторы, высокопоставленные политики, адвокаты, врачи, конюхи, гладиаторы и рабы. Те, кто не удовлетворил потребности императрицы или от кого она получала отказ в сексуальных услугах, могли лишиться не только должности, но и головы.
Из рассказов о ней не всегда можно понять где, правда, а где вымысел. Только историки Древнего Рима определенно указывают на завистливый и мстительный характер Мессалины.
Интриги и клевета Мессалины погубили племянницу Калигулы Юлию Левиллу. Вина, которой, заключалась в её красоте и молодости, да непочтительном отношении к самой Мессалине. Когда Юлия взошла на эшафот, ей было чуть больше 20 лет. Та же участь постигла другую Юлию, внучку императора Тиберия, а мать будущей жены императора Нерона, Попею Сабину, Мессалина довела до самоубийства.
Поводом для смерти мужчин служили: отказ от сексуальных услуг или чрезмерное богатство. С подачи Мессалины погиб на эшафоте испанский наместник Юний Силан. Обычно холодный с Мессалиной консул Марк Виницкий был отравлен. Префект преторианцев Катоний Юст поплатился жизнью из-за опасений Мессалины в том, что мог рассказать Клавдию о происходящем во дворце.
Погружённый в государственные дела и часто находящийся в разъездах Клавдий мало интересовался личной жизнью жены. Дворцовая прислуга, задаренная дорогими подарками и одновременно запуганная, молчала.
Уверенная в своей безнаказанности и потерявшая остатки здравого рассудка Мессалина перешла последнюю красную черту. Она решила при живом муже, императоре, выйти замуж за своего любовника консула Гая Силия.
Гай Силий, в надежде, что с императором Клавдием что-нибудь произойдет, развелся со своей женой. Их брак был зарегистрирован.
Императора в Риме не было. Он находился в Остии. Вольноотпущенная прислуга доложила ему о событиях, происходящих в императорском дворце. Бросив дела, Клавдий немедленно выехал в Рим.
В Риме, поддержанный преторианцами, Клавдий произвёл суд над участниками оргий. Гая Силия казнили первым, а затем всех остальных, за исключением одного сенатора, которому сохранили жизнь за прошлые заслуги, но из сената его устранили.
Мессалину нашли в саду. Она рыдала, лёжа на земле. Рядом с ней сидела её мать, которая не общалась с дочерью в период её бурной сексуальной жизни, а сейчас пришла сказать, что лучше ей не дожидаться позорной смерти от рук палача, а самой свести счёты с жизнью.
В руках у Мессалины был кинжал, но руки её тряслись и две попытки покончить с собой оказались безуспешными. Тогда преторианец проткнул её мечом.
Имя Мессалины было вычеркнуто из всех официальных записей, все её изображения были уничтожены. Она первой из римских императриц была предана забвению. Но это забвение только подогрело интерес потомков к её личности.

Агриппина
Четвёртая и последняя жена императора Клавдия – Агриппина, была родной сестрой бывшего императора Калигулы и матерью будущего императора Нерона.
Брак с Клавдием заключён в начале 49 года и был третьим для Агриппины.
Впервые её выдали замуж, когда ей было 13 лет за Гнея Домиция, по прозвищу Агенобарб. Муж Агриппины происходил из знатного рода, восходящему к самому императору Августу, но в то же время это был распущенный и безнравственный человек.
В браке родился мальчик. По этому поводу Агенобарб, трезво оценивая себя и Агриппину, сказал, что у них может родиться только чудовище. И был прав, поскольку император Нерон на троне оказался настоящим чудовищем.
Второй муж Агриппины – консул Пассиен Крисп, добрый отзывчивый человек, хороший оратор и любитель деревьев, опрометчиво завещал всё свое состояние жене и после этого прожил недолго.
Агриппина овдовела, но в это же время овдовел и император Клавдий. Тогда она решила побороться за место под солнцем и преуспела в этой борьбе.
После свадьбы порядки во дворце изменились. Окончательно ушла распущенность, царившая при Мессолине. Теперь правление осуществлялось женской, но жесткой рукой. Царили высокомерие и жестокость.
Сын Агриппины был усыновлён Клавдием и носил титул Нерон Клавдий Друз Германик, а 53 году он вступил в законный брак с дочерью императора Октавией. Таким образом, Нерон стал для Клавдия одновременно и сыном и зятем.
Тут Клавдий словно опомнился и стал приближать к себе родного сына и законного наследника Британика. Такие изменения в поведении мужа, не остались не замеченными женой и вскоре император, съев на ужин любимых грибов, отошёл в мир иной.
Нерон тут же был провозглашён императором. В первое время своего правления семнадцатилетний Нерон не вмешивался в государственные дела, и Агриппина успешно управляла империей. Но постепенно между матерью и сыном начали нарастать противоречия.
Как-то, желая приструнить сына, Агриппина напомнила ему, о том, что именно она сделала его императором и если дела и дальше пойдут также, то она приложит все усилия и посадит на трон законного наследника -Британика.
Такого заявления оказалось достаточно, чтобы на ближайшем семейном застолье, в присутствии гостей, Агриппины и самого Нерона, Британик был отравлен.
Агриппину постепенно продолжали вытеснять со двора и отстранять от правления. Она решила выйти замуж в очередной раз. Избранником Агриппины стал Рубелий Плавт, правнук императора Августа. Возможно, таким способом она хотела вернуть себе власть в Риме.
В марте 59 года от сына неожиданно последовало примирительное приглашение на семейный ужин. Между матерью и сыном состоялась долгая задушевная беседа, они трогательно, по-родственному расстались. Только кораблик, на котором она отправилась на свою виллу, неожиданно рассыпался в море, и она чудом осталась жива, но ненадолго.
На следующий день на её виллу пришли убийцы, которые палками забили императрицу до смерти. Так закончилась жизнь четвертой жены императора Клавдия.


Рецензии