Генерал-майор Федор Иванович Краснощеков

Федор Иванович Краснощеков, известный донский военачальник, родился в 1710 году в семье атамана Ивана Матвеевича Краснощекова. Он начал свою военную службу в подростковом возрасте как казак и приобрел боевой опыт в походах против закубанских татар, а также в Кабарде и Персии. Быстро продвигаясь по службе, он стал командиром небольшой казачьей команды и заслужил славу героя Войска Донского. Краснощеков успешно сражался с персидскими кавалеристами, освобождал пленных русских и грузин и одерживал победы над войсками калмыцкого хана Дундук-Омбо.

За свои подвиги в 1730 году он был повышен до есаула. В 1733 году Федор Иванович и его казаки храбро отбивались в течение четырех дней от персов, кубанцев и крымцев у урочища Мажар на реке Куме, пока не прибыла помощь. Этот подвиг был замечен бывшим генерал-фельдцейхмейстером Принцем Людвигом Вильгельмом Гессен-Гомбургским.

В период с 1733 по 1734 годы Краснощеков совершил несколько походов в Кабарду и Персию, за что был неоднократно отмечен начальством и быстро продвинулся по службе, получив звание полковника к 1736 году.

Примерно в это же время Федор Иванович Краснощеков вступил в брак с Ефимьей Федоровной Грековой. У них родились сын Алексей и дочь Марфа. Алексей Федорович позднее служил в полку Матвея Ивановича Платова и принимал участие в штурме крепости Измаил и в Персидском походе.

В период с 1735 по 1739 года Федор Краснощеков активно участвовал в русско-турецкой войне. Во время взятия турецкой крепости Азов он принимал участие в захвате двух замков, которые перекрывали реку на подступах к крепости. Он также был послан генерал-фельдмаршалом графом Буркхардом Христофором фон Минихом для помощи генералу Ульриху фон Сперейтеру во время захвата крепости Лютик. Отряд Краснощекова вышел с запада, а отряд Сперейтера приблизился с востока. Гарнизон Лютика попытался покинуть крепость и уйти в Азов, но большая часть его была уничтожена или взята в плен. В результате взятия Лютика войска фельдмаршала Миниха смогли пройти к морю, минуя Азов. Краснощеков командовал отрядом казаков, который укрепился у моря и разместил орудия для отражения турецких судов, которые могли проникнуть в устье Дона.
В мае 1736 года, в устье реки Дон, взойдя мелякам, турецкий флот капутан-паши прибыл для помощи осажденному Азову. Однако, из-за неглубокости реки, османские корабли не смогли продвигаться вперед, и русские артиллерийские плавучие прамы под командованием лейтенанта Костомарова и укрепленные редуты с орудиями Краснощекова, построенные казаками, не позволили туркам проникнуть в устье на шлюпках. Капутан-паша, получив значительный отпор и не смогший прорваться к Азову, отступил.
В этом же году, полковник Федор Иванович Краснощеков, уже находясь на должности, был послан во главе казачьего отряда на реку Кубань, где разгромил сильный татарский отряд вблизи турецкого города Ачуя.
В 1738 году, полковник Федор Краснощеков дважды был отправлен в походы в Крым.
Федор Иванович, вместе со своим отцом, бригадиром Иваном Матвеевичем, походным атаманом донских казаков, участвовал в боях во время русско-шведской войны 1741-1743 годов, где Федор Краснощеков-старший героически погиб. Под командованием генерал-фельдмаршала графа Петра Петровича Ласси, Федор Краснощеков-младший неоднократно выделялся в сражениях на территории Финляндии, особенно под Фридрихсгамом и Борго. Шведы были бессильны противопоставить действиям казачьей конницы в этих сражениях. После этой войны, Федор Краснощеков стал известен как один из военных лидеров донского казачества.
С 1746 по 1751 годы, полковник Федор Краснощеков, возглавляя шеститысячный казачий отряд, выполнял службу в пограничной крепости Смоленск на "польском рубеже" и в Лифляндии.
19 февраля 1755 года ему был присвоен чин бригадира согласно указу императрицы Елизаветы Петровны, который признавал его заслуги и усердную службу как отца, так и самого Федора Краснощекова.
Во время Семилетней европейской войны (1756-1763 годы), в которой русская армия сражалась на стороне антипрусской коалиции, Федор Краснощеков стал известным во всей Европе. С самого начала войны он был назначен походным казачьим атаманом Дона вместе с Данилой Ефремовичем Ефремовым. Во время этой войны донским казакам пришлось сражаться с превосходящей армией прусского короля Фридриха II Великого - лучшей армией того времени.
Под командованием Федора Краснощекова, донские казаки в составе русских войск первыми перешли на вражескую территорию. Одно из крупных сражений Семилетней войны произошло 19 августа 1757 года недалеко от деревни Гросс-Егерсдорф, где армия прусского фельдмаршала Иоганна фон Левальда столкнулась с русской армией под командованием генерал-фельдмаршала Степана Федоровича Апраксина. В начале сражения русские полки были атакованы прусской пехотой и начали постепенно отступать. Казачьие сотни появились на левом фланге отступающей русской пехоты и использовали свою тактику "вентерь", привлекая прусскую кавалерию под огонь русской пехоты и артиллерии. После разгрома прусской кавалерии, русские дивизии перешли к контрнаступлению. Решительный удар по боевым порядкам прусской армии нанесла дивизия Петра Румянцева. В этом сражении особенно отличились полки Василия Машлыкина и Ефима Кутейникова.
Генерал-фельдмаршал Степан Федорович Апраксин, одержав победу в битве, не пытался преследовать противника. Только 5 сентября он предпринимает попытку обойти правый фланг прусского фельдмаршала Иоганна фон Левальда, но тот отступает и не принимает боя. Через два дня, 7 сентября, Апраксин внезапно отдает приказ об отступлении и выводит русскую армию из Восточной Пруссии, которую они только что победили.

Императрица Елизавета Петровна неодобрительно относится к такому поведению и увольняет Апраксина с должности главнокомандующего, арестовывая его и приказывая вернуться в Санкт-Петербург. Однако Степан Федорович умирает от инсульта в тюрьме 6 августа 1758 года, не дожидаясь суда. Новым главнокомандующим становится генерал-аншеф Виллим Виллимонович Фермор, которому была поставлена задача полного завоевания Восточной Пруссии.

В 1758 году новый главнокомандующий Виллим Фермор вновь вторгается в Пруссию и начинает наступление русской армии. У него полная свобода действий, и донские казаки успешно выполняют разведывательные, снабженческие и другие задачи. Одним из мемуаристов отмечено, что каждое появление казаков в междуречье Мемеля и Неман вызывало тревогу, и богатые жители Кенигсберга бежали в Данциг, а окрестные жители - в Кенигсберг.

Король Фридрих II Великий отказывается защищать Восточную Пруссию силами своей армии, что позволяет русским войскам занять провинцию, а ее население присягает верность императрице Елизавете Петровне.

Русская армия отправляется в "Европу" через приморскую Померанию, проходя через север современной Польши. На переднем крае идет легкая иррегулярная конница - полки донцов под командованием атамана Краснощекова. Они успешно взяли город Кониц.

Когда русская армия осаживает крепость Кюстрин, казачья конница начинает рейды по вражеской территории, атакуя и разрушая коммуникационные линии и склады пруссаков.
Сражение при деревне Цорндорфе состоялось 14 августа 1758 года. Фредрих II, король Пруссии, возглавлял прусскую армию, которая спешила на помощь осажденной русской армии в Кюстрине. Несмотря на его попытки сохранить все подготовки в тайне, начиная с 10 августа, разведывательные отряды начали отслеживать движение противника к Кюстрину.

В начале 14 августа, боевая атака прусской пехоты врезалась в русскую армию и успешно сместила ее. Русскому командованию удалось восстановить положение после огромных усилий, однако Фредрих II готовился вовлечь в огонь битвы своих несокрушимых гусар Фридриха Вильгельма фон Зейдлица-Курцбаха. Однако русский главнокомандующий Виллим Фермор успел направить казачьи полки в тыл прусским боевым порядкам. Казаки захватили вражеский обоз и подожгли деревню Цорндорф, чтобы создать панику среди врага. Принужденный отразить атаку казаков, прусский король вынужден был снять часть своих сил с главного направления удара, что ослабило натиск на русские дивизии. Обе стороны понесли колоссальные потери, но ни русские, ни пруссаки не получили решающего успеха.

В то время как русское командование восстанавливало регулярные полки после сражения при Цорндорфе, донские казаки Федора Краснощекова выполняли задачи по разведке, вступая в схватки с прусской кавалерией Фредриха II и захватывая пленных, продовольствие и трофеи. Это продолжалось до глубокой осени, когда русская армия перешла на зимние квартиры.

В начале 1759 года на казаков Краснощекова возложили обязанность нести аванпосты вокруг расположения русской армии и проводить разведку на "неприятельскую сторону". Часто эти задачи приводили к стычкам с пруссаками. Сам Краснощеков был постоянным участником таких боевых действий.

8 мая 1759 года главнокомандующим русской армии в Познании стал генерал-аншеф Петр Семенович Салтыков вместо Виллима Фермора. Фермор был смещен из-за его нерешительности в битве при Цорндорфе и неудачной осады Кюстрин. Салтыков сразу приказал Краснощекову проводить активную разведку на обоих берегах реки Варты.

Не прошло много времени, и 12 июня 1759 года состоялось новое большое сражение у Пальцига. Казачья конница, включая донцев, была сосредоточена на правом фланге русской армии под командованием графа Петра Ивановича Панина. В этой битве прусская армия потерпела полное поражение и бежала. Русская конница преследовала бегущих пруссаков, захватывая множество пленных и трофеев. Преследование закончилось только на берегу Одера, так как переправа через реку находилась под контролем прусского короля. 21 июля донские казаки приняли участие во взятии города Франкфурта, который был важным театром военных действий.
1 августа 1759 года в небольшой деревушке Кунерсдорф было разыграно важное сражение Семилетней войны, которое сказалось на силе прусской армии. Сам король Фридрих II лично руководил своими лучшими дивизиями в этой схватке, которая развернулась на высотах Юденберг, Шпицберг и Мюльберг. Хотя казаки не принимали непосредственного участия в этом сражении, они все же внесли свой вклад в общую победу, особенно проявившись в преследовании разбитой королевской армии. Однажды они даже побили и захватили в плен кирасирский эскадрон. В своих донесениях на берега Невы граф Петр Семенович Салтыков особо отметил храбрость и неустрашимость бригадира Краснощекова.

Фридрих II едва не попал в плен к казакам, когда остался на время один. Он уже слышал крики "Ура!" скакавших на него русских всадников. Однако благодаря усилиям поручика Притвицу, ему удалось собрать около сорока гусар, которые в сабельном бою защитили своего монарха и позволили ему сбежать. Поздним вечером, при свете колеблющейся свечи, Фридрих II диктовал письмо своему другу Карлу фон Финкенштейну, выражая свою печаль о значительных потерях и отсутствии власти над своими войсками. Он считал, что все потеряно.

Казаки были награждены серебряными медалями с надписью "Победителю над прусаками" за их отличие в Кунерсдорфском сражении. Командиры казачьих полков также были удостоены специальных золотых медалей с профилем императрицы Елизаветы Петровны и надписью "Победителю над прусаками. Августа 1 дня 1759 года".

Несмотря на тяжелое поражение в этой битве, король Фридрих II смог быстро восстановить свою армию и продолжить войну. Русское командование решило нанести удар в центр Пруссии и захватить столицу Берлин. Донским казакам предоставилась возможность побывать в этом городе впервые.

Экспедиция на Берлин была задумана как кратковременное предприятие с морально-политическим смыслом. Отряд, сформированный русским командованием специально для этой цели, включал в себя два гренадерских, три гусарских полка и четыре отдельных батальона пехоты. Он был возглавлен генерал-майором Готлибом-Генрихом Тотлебеном. Подумав, главнокомандующий русской армией Петр Семенович Салтыков приказал усилить ударную мощь отряда и стал вести свои войска на Берлин под командованием графа Захара Чернышева.

Донским казачьим полкам было поручено двигаться на Берлин в составе обоих отрядов: у Тотлебена были полки Луковкина, Попова и Туроверова, а у Чернышева - казаки Краснощекова, Дячкина и Абросина. Казачьи полки были под руководством боевых командиров, которые уже прошли испытания в сражениях и имели многочисленные раны и награды. Однако бригадир Федор Краснощеков выделялся даже среди таких героев. Он в ранге походного атамана вел казаков на Берлин. Он продолжал преследование пруссаков в Потсдам, пригороде королевской столицы, и занимал позицию на правом берегу реки Шпрее, где был лесистый и болотистый участок.
Утром 22 сентября 1760 года генерал Тотлебен прибыл к Берлину с главной частью своих войск. В городе в это время находились три батальона пехоты и несколько эскадронов конницы. После осмотра ситуации, Тотлебен послал офицера с письмом к коменданту Берлина, предложив ему сдать город без сражения и обещая сохранить неприкосновенность жителей и их собственности. Письмо было передано прусскому офицеру у Бранденбургских ворот. Надеясь на прибытие принца Евгения Вюртембергского с десятитысячным войском, комендант города Ганс Фридрих 2-й фон Рохов отказался от ультиматума и отверг предложение сдать Берлин.
После этого началась осада Берлина. В ночь на 23 сентября русские войска атаковали город после артиллерийской подготовки, но были отбиты. Тотлебен был вынужден отступить к Кепенику и ждать подкрепления. Вскоре к Берлину подоспел корпус Чернышева, усиленный 8-тысячным корпусом Панина, а также австрийский корпус Ласси, и прусский корпус Вюртемберга. Войска Чернышева четырежды вступали в бой за Берлин, сражаясь с кавалерией Зейдлица-Курцбаха у стен города. Противник истощался и вечером 27 сентября решил отступить из-за численного превосходства противника. Той же ночью прусские войска покинули город без сражения. Погоня за ними началась со стороны Панина, Краснощекова и молдавских гусаров, и им удалось захватить более тысячи пленных при минимальных потерях своей стороны. 28 сентября прусские парламентеры прибыли с предложением о капитуляции. На вид казаков, прошедших по улицам Берлина, очевидец описывал их как страшных, но величественных воинов с необычным оружием, которые заняли деревни и жили в назначенных им квартирах.
В самом городе были захвачены оружие и ружья, взорваны пушечный завод, суконная фабрика, пороховые и оружейные склады. Граф Захарий Чернышев захватил королевскую казну и получил огромную контрибуцию в 1,5 миллионов талеров от городских властей. По приказу командования, союзники покинули столицу Пруссии после приближения прусского короля Фридриха II с основными силами. Русские войска отступили за Одер, а австрийцы ушли к Торгау. Донские казаки защищали отход русских войск.

Главнокомандующий русской армией генерал-фельдмаршал Салтыков осознавал значимость казачьей конницы на территории врага и хотел, чтобы количество донских казаков достигло шести тысяч человек. На Дону был объявлен новый набор, но в действующую армию успело прибыть только пять тысяч всадников. Большая часть из них вошла в состав войскового атамана Федора Краснощекова, который уже имел золотую медаль с портретом императрицы Елизаветы Петровны.

В 1761 году Федор Краснощеков со своими донскими казаками оказался в Померании, где два казачьих полка и Грузинский гусарский полк были оставлены для защиты армейских тылов. В сентябре того же года Краснощеков получил полную свободу действий и был приказан не отступать и постоянно беспокоить врага.

Смерть императрицы Елизаветы Петровны 25 декабря 1761 года предотвратила полное поражение прусского короля. Новый император Петр III прекратил войну и вернул Пруссии все занятые русскими войсками территории. Затем был заключен мирный договор между Петром III и прусским королем, что избавило Пруссию от поражения. После дворцового переворота Екатерина II отказалась участвовать в большой континентальной войне.

За свои подвиги в Семилетней войне Федор Краснощеков был награжден золотой саблей императрицы Екатерины II, которая стала семейной реликвией рода Краснощековых. Донские казаки также получили жалованное знамя с золотым тиснением от императрицы за их храбрость и боевые успехи в войне.

В 1763 году Федор Краснощеков был повышен в звании до генерал-майора, однако он скончался в следующем году в возрасте 54 лет и был похоронен в Черкасске с воинскими почестями.

26 августа 1904 года 6-му Донскому казачьему полку было присвоено имя генерала Федора Краснощекова за их заслуги перед Отечеством.


Рецензии