Ока река КамниИки

  (ст."Ока самая русская река",История в историях,2023) "Михаил Леонидович Томилин г.Клин.В Большой Российской энциклопедии написано:«ОКА,река в Европей-ской части России; самый крупный и многоводный правый приток р. Волга. Длина 1500 км, пл. бассейна 245 тыс. км2. Берёт начало в центр. части Среднерусской возвышенности на выс. 226 м. (Исток Оки находится в Орловской области недалеко от д. Гнилец ) До впадения р. Угра течёт на север в долине глубиной 40–60 м и шириной до 1 км, склоны которой сильно расчленены оврагами. Ширина русла от 20 до 80 м. Осн. притоки на этом участке – Жиздра, Угра (левые), Упа (правый). Далее О. поворачивает на восток и северо-восток и огибает с севера отроги Среднерусской возвышенности; ширина долины колеблется от 400 м до 3 км, русла – от 250 до 400 м. Слева впадают Протва, Нара, Москва, справа – Осётр … На Оке расположены (вниз по течению) крупные города – Орёл, Калуга, Серпухов, Коломна, Рязань, Муром, Дзержинск, Нижний Новгород.»«Река Ока (Оца, Ука, Рута) – одна из древнейших рек России. В "Повести временных лет" сказано: "...а Вятко седе с родом своим на Оце". Ее название сохраняется неизменным многие столетия. Так рукопись безымянного автора, датированная 982–983 гг. "Области мира от востока к западу" (Худуд – ал-Алем) сообщает: "Река Ука (Рута) течет с горы, находящейся на пограничье между печенегами, мадьярами и Русью. Потом она входит в пределы Руси и течет к славянам"(И.Н.Осипов,1999).» (Из книги Мамонтова Б.С., Мамонтова Д.Б. «Каменные страницы: Пояс Богородицы»)По определению писателя Константина Паустовского, «Ока самая русская река», и с этим трудно поспорить. Полторы тысячи километров величаво течет она по средней части России, по пути вбирая в себя воды орловского Орлика, тульской Упы, калужской Угры, рязанской Пары, легендарной Москвы-реки и множества других мелких рек и ручейков. Жители семи областей страны считают Оку своей рекой, даже нижегородцы, на глазах которых она впадает в полноводную Волгу. Хотя это еще вопрос, что и куда впадает. На месте слияния двух рек Ока на 187 километров протяженнее Волги, а с научной точки зрения получившаяся при этом река должна носить имя того притока,который длиннее и полноводнее.»(«Там,где рождается Ока»).В «Топонимическом словаре географич-еских названий России» 2008 года издания Е. Поспелов о этимологии названия реки Оки писал: «Известен ряд попыток объяснить гидроним Ока из фин. Joki –« река» или марийск. aka, akai «старшая сестра» сейчас отвергаются. Позже название сопоставлялось с др. -верх. - нем. aha, c др. -верх. – нем ahe «вода», «река» (Фасмер III 127) (отметим словарь Фасмера – это идеологическое оружие против русского языка)В настоящее время получила распространение гипотеза о происхож-дении название Ока из балт. Языков (Торопов, 1986)»Что за балтийские языки?
«В прежние времена к бассейну Оки примыкали литовские земли с запада, северными соседями были фино-угорские племена. Приблизительно в I тыс. до н.э. бассейн Оки заселили славяне. Так что истоки названия реки можно искать у этих народов.
Славянское "око" и литовское "akis" означает "глаз".Сакральным смыслом такого названия может быть "всевидящая река": жившие по берегам реки народы зорко следили за происходящим вокруг и оберегали свои дома от врагов.»(«Откуда произ-ошло название реки Ока?По нашему мнению вода и глаза как зеркало отражали предметы - в этом их сходство, вполне возможно Ока от око.Кто на самом деле заселил берега Оки раньше?А. Клесов говорит о том, что: «ДНК-тесты однозначно показывают прямую связь между этническими русскими и фатьяновцами, и это я считаю, одним из недавних важнейших достижений ДНК-генеалогии. - Существует множество спекуляций на тему якобы финно-угорского происхождения русского народа. Что говорит ДНК-генеалогия на этот счет?… ДНК-тесты определили, что гаплогруппы N1c1, которую неправильно называют «финно-угорской», у современных этнических русских в среднем 14%, но это в среднем. Если переходить от Пскова и севернее, это количество нарастает, и в районе Белого моря достигает примерно 40%. Если переходить на юг России, то в Курской, Белгородской, Орловской областях их количество снижается до 5%, и становится меньше, чем, скажем, на Украине. И причина понятна – простой географический фактор. Чем дальше на юг от Балтики, тем меньше содержание гаплогруппы N1c1. На Балканах, например, ее вообще нет. А у литовцев, латышей, эстонцев наблюдается равенство содержания гаплогрупп R1a и N1c1– по 40% каждой,остальное– минорные по численности примеси, как правило – «визитеры» за последние пару тысячелетий.Литовцы и латыши, как и носители гаплогруппы N1c1 у этнических русских, какие же они «финно-угры»? «Финно-угры» - это по известному научному определению носители финно-угорских языков. А в Литве, Латвии, в Пскове и Курске не говорят на финно-угорских языках. Поэтому вопрос не в том, что быть финно-уграми это что-то постыдное или предосудительное, а в том, что это неверно.… Гаплогруппа N1c1 появилась в Прибалтике и на территории Русской равнины примерно 2500 лет назад, в середине I тысячелетия до нашей эры, причем появилась она сначала на южной Балтике, и ее носители, видимо, уже говорили на языках индоевропейской семьи, как и носители гаплогруппы R1a, а потом на территории современной Финляндии, примерно 1500-2000 лет назад.К тому времени на территории Русской равнины давно уже существовала Фатьяновская культура. Там жили люди, относящиеся к гаплогруппе R1a. (Напомню, что для истории Русской равнины ключевое значение имеют Культура шнуровой керамики и Фатьяновская культура. Первая зародилась примерно 5200 лет назад, а закончилась 4500 лет назад.Именно она перешла в Фатьяновскую культуру,простирав-шуюся от Белоруссии до территории нынешнего Татарстана и Чувашии.»(Профессор Клесов:«Корни русских найдены.Соловьи информационной русофобской войны посрам-лены».Интересная версия названия Оки из статьи Анатолия Мармазова «Москва -река и Ока.К этимологии названий»: ««Оkas» в санскрите - жилище; приют, убежище, а так же родина. Когда-то существовал так называемый «Оковский»( волоковский) лес — лесной массив, который в Раннем Средневековье занимал Валдайскую возвышенность. «Повесть временных лет» описывает Оковский лес как своего рода географический центр Руси: «… Днепр же вытекает из Оковского леса и течет на юг… Двина из того же леса вытекает и течет на север … Очень может быть, что это значение: «okas» - приют, убежище, родина.»Кандидат исторических наук Светлана Жарникова приводит большой список рек междуречья Оки и Волги, соответствующих по названиям рекам из древнего индийского эпоса «Махабхарата». Великая русская река Волга вплоть до II века нашей эры носила имя «Ранха» или «Ра». В «Махабхарате» упоминается и река Ямуна - древнейшее название Оки. В междуречье Волги и Оки до сих пор есть реки Ямна,Ям,Има,Ямуга.Ямуна с санскрита на русский переводится, как слава,известность или почет,уважение.«Ямуна (санскрит) - священная река в Индуизме,по святости уступающая только Ганге,и являющаяся ее основным притоком. Как Ганге и Сарасвати,реке поклоняются как одноименной Богине.В Ведах Ямуна известна как Ями,в более поздней литературе— как Калинди.Считается,что омовение в Ямуне или испитие ее воды смывает все грехи.»

  ""Но почему-то никому не приходило в голову обратить внимание на то, что слово-то, вернее, имя гипербореев – древнегреческое, а древнегреческий язык не был языком населения Восточной Европы, т. е. те, кого сейчас пытаются наречь гипербореями,сами себя по-древнегречески явно не называли.По моей догадке,таким восточноевропейским автохтонным аналогом имени Борея является древнерусское имя Север. В древнерусской истории известна земля Севера/Север, которая, согласно В.В.Седову,географически соответствовала основному ареалу волынцевской культуры конца VII–VIII в., распространившейся от левобережья Днепра до бассейна среднего Дона и Верхней Оки.Носители данной культуры,по предположению Седова,назывались этим этнонимом.Следовательно,можно предположить,что имя Север/Севера изначально было именем первопредка народа,который назвался этим именем, вероятно,после его смерти.Почитаемые предки обожествлялись,поэтому древнегреческая традиция вполне могла отождествить имя обожествленного предка по имени Север с соответствующим древнегреческим божеством,а последнее уже закрепилось в мировой литературе.Сох-ранились ли какие-то сведения о древнерусском божестве с именем,схожим с именем Север? В русском языке слово север имеет вариант сивер.А.Н.Афанасьев писал об этом:«Север– страна холодных ветров…на областном языке она называется полночь и сивер…сивер и сиверик– холодный,резкий ветер».Есть аналогичные значения в слова-ре В.И.Даля: сивер– м.север,особ.в знач.северный ветер.Как известно,у исследова-телей было много хлопот с истолкованием имени Севера и северян.Слово «север» в древности не употреблялось для обозначения северных широт,а употреблялось слово «полуночь»,кроме того,названия стран света никогда и никаким народом не употреб-лялись для самоназвания и т.д.В.В.Иванов и В.Н.Топоров полагали,что рассматри-ваемый этноним мог быть связан с индо-иранским savya-,имеющим различные прост-ранственные значения,т.е.происхождение древнерусского имени «северъ» связывается с индоевропейским субстратом в Восточной Европе.Соответственно,носители имени славян «нарекошася съвер»,когда мигрировали в эти области.В попытках разобраться с именем Север не обращали также внимания на то,что в древнегреческой мифологии, например,понятие северной части земли было также связано с теонимом Борей– богом северного ветра,а уже от этого теонима произошли географические обозначения для северных широт типа borealis.От теонима Борея произвели и имя легендарных гипер-бореев,т.е.не этноним произошёл от стороны света,а сторона света начала называ-ться по этнониму или исходно– по теониму Борей.Древнерусский сивер как северный холодный ветер родственен древнегреческому божеству северного ветра Борею.Следо-вательно,сивер могло когда-то быть и теонимом Сивер/Север– древнерусским «собра-том» древнегреческого Борея.А Север в летописной традиции имел вариант «Севера», в украинском же языке название Северской земли,или Северщины, осталось как«Сiве-рщина».На картах России XVI–XVII вв.Северская земля обозначалась как Severia,т. е.могло быть и именем женского рода,принадлежавшим древней прародительнице севе-рян и сохранившимся в полабской традиции под именем богини Сивы.Все это важно учитывать при исследовании древнейшей истории Русского Севера или русов-северян, которые в греческой традиции назывались скифами гиперборейскими." Л.П.Грот "Пре-рванная история русов".(История в историях,2023)
  "У восточных славян: "В глубокой древности, в эпоху родового строя, возник культ предков. Он строился на убеждении, что жизнь человека продолжается и после физической смерти, но в ином качестве. Умершие не порывали связи с живущими, которым они либо помогали, либо вредили. Покойники-вредители — это, прежде всего, принадлежащие к чужому роду или племени.Предметом благоговения и почит-ания были «чистые»,«добрые» покойники— прародители и родители мужского и женс-кого пола. Они охраняли живущих родичей от бед, выступая в качестве заступников и покровителей перед внешним миром. Родоначальник именовался Чуром или Щуром. Следы культа Чура, защищавшего живущих сородичей, находим в славянских языках. Восклицания «Чур!»,«Чур меня!»,«Чур,это мое!» означали,по-видимому,заклинание, призывание Чура на помощь. Сейчас оно сохранилось в детских играх; украинское(и польское)«Цур тобі» тоже звучит как заклинание.Глагол «чураться» означает держа-ться в стороне,то есть как бы ограждаться Чуром{9}.В современной лексике сущес-твует слово «пращур» (отдаленный предок). Перед нами верный знак того, что Чур-Щур являлся именно прародителем. По наблюдениям известного русского историка В. О. Ключевского, «нарушение межи, надлежащей границы, законной меры мы и теперь выражаем словом «чересчур», значит, чур — мера, граница. Появляется возможность объяснить этим одну черту погребального обряда у русских славян,как его описы-вает Начальная летопись. Покойника, совершив над ним тризну, сжигали, кости его собирали в малую посудину и ставили на столбу на распутьях, где скрещиваются пути, то есть сходятся межи разных владений. Придорожные столбы, на которых стояли сосуды с прахом предков, — это межевые знаки, охранявшие границы родового поля и дедовской усадьбы. Отсюда суеверный страх, овладевавший русским человеком на перекрестках: здесь, на нейтральной почве, родич чувствовал себя на чужбине, не дома,за пределами родного поля,вне сферы мощи своих охранительных чуров»{10}. Элементом культа предков была вера в домовых. Домовой (дедушка, доможил, хозяин) — невидимый покровитель семьи. Живет домовой где-нибудь в потаенном месте — под печкой или за печкой, в подполье, на чердаке. Он заботится о благополучии семьи, но при условии,если оберегаемые им люди трудолюбивы,бережливы,если они соблюдают обычаи предков и оказывают внимание и уважение своему незримому почитателю.В противном случае домовой не даст покоя домашним,станет пугать их по ночам,мучи-ть скот, особенно лошадей, нашлет пагубу.Представление о язычестве восточных славян будет неполным и даже искаженным, если умолчать о богах, олицетворявших явления природы и социальной жизни и составивших,образно говоря,восточнославян-ский Олимп.Письменные источники упоминают Рода и Рожаниц,Перуна,Волоса (Белеса), Сварога,Дажбога,Стрибога,Хорса,Мокошь.В популярной и научной литературе нередко фигурируют имена других божеств: Ярило,Купала,Лель,Лад,Авсень,Коледа.«Но более серьезное критическое изучение источников заставляет современных историков и этнографов с большим сомнением отнестись к этим именам.Они не засвидетельст-вов-аны ни в одном древнем памятнике, но этимология многих из них ясна: Купала — это олицетворение летнего праздника солнцестояния, приуроченного к церковному дню Иоанна Крестителя(крестить— купать); Лель— из игрового хороводного припева («люли-лель»); Лад— «возлюбленный» или «супруг»; Ярило— от древнеславян-ского «яр»— весна(отсюда «яровой хлеб»); Коляда— олицетворение зимнего праздника и обряда колядования»" доктор исторических наук И.Я Фроянов "Загадки крещения Руси".(История в историях,2023)
  (ст."История 11.Мохенджо- Даро.Гнев Богов",Смотри и думай,2019) "Мохенджо-Даро.Развалины древнего города в Индии.Судя по следам разрушений,город был уничтожен взрывом огромной силы, с невероятно большой температурой,плавящей камень.Напоминает ядерный взрыв.Но откуда в те далёкие времена ядерное оружие ? Или мы что-то не знаем о нашем прошлом, и войны "богов" всё-таки были ? Вообще, этот город вызывает очень много вопросов- судя по зданиям,здесь не было явно выраженных храмов,мест поклонения каким-либо "богам".Так же незаметно расслоение общества, как будто здесь не было богатых и бедных,хозяев и рабов.Кроме того, "коммунальные" дела(канализация,водопровод),были устроены на высочайшем уровне! Закрадывается крамольно-фантастическая мысль- а что,если это был город исследо-вателей нашего мира, прибывших из неизвестных миров, уничтоженный или случайно, или "конкурентами" ? И ещё одна странность- местность подвергалась регулярным ежегодным наводнениям и Мохенджо-Даро был построен практически мгновенно,между периодами наводнений,со всей инфраструктурой,возвышаясь над затапливаемой мест-ностью.Вам не кажется это странным ?"
  (ст."Пришлось мириться",История нашего мира 2.0,2024) "1148 год.Русь.Пока в Южной Руси воевали и мирились (смотри публикацию «Дважды заманили к Переяславу») правитель Ростово-Суздальской земли Юрий Владимирович Долгорукий(правил в Росто-ве и Суздале в 1095-1157,в Киеве в 1147-1157(с перерывами)гг.)вёл войну с Вели-ким Новгородом,пытаясь навязать новгородцам свою волю.Его отряды то и дело устраивали набеги на волости Великого Новгорода, его воины грабили новгородских купцов. Своих купцов в Великий Новгород Юрий Владимирович также не пускал. То есть, парализовал торговлю по Волге, что наносило новгородским купцам, особенно тем,кто специализировался на торговле с востоком,немалые убытки.Наконец,в Вели-ком Новгороде приняли решение договариваться о мире.Архиепископ Новгорода Нифонт с группой влиятельных мужей* отправился в Суздаль,где в те дни находился Юрий Владимирович, просить мира.Однако в ходе переговоров Юрий Владимирович выставил неприемлемое для новгородцев условие: они принимают на княжение его сына,а в будущем берут себе князей только из числа его потомков,- то есть,если перевести на доступный язык,признают Юрия Владимировича своим полновластным господином.
Ответ новгородцев был таким: если Юрию Владимировичу будет принадлежать Киев, то его сын сядет в Новгороде, если же нет – не о чем и говорить.Таким образом, мир заключён не был, а в Ростово-Суздальской земле тем временем появились послы из Чернигова.Они просили Юрия Владимировича,который принимал их в Ростове,о военной помощи.Предлагали ему стать великим князем Киевским,правителем Руси.Обещали люб-ую помощь в этом деле. Юрий Владимирович,который склонялся к этому плану,собрал для окончательного решения вопроса совет из ближайших мужей лепших*.На этом совете советник Громило убедил Юрия Владимировича в войну самому не ввязываться. Ограничится посылкой отряда войск во главе с одним из его сыновей.Такой ответ и дали послам из Чернигова.Когда в Чернигове узнали, что серьёзной военной помощи от князя Юрия Владимировича они могут не ждать, то решили мириться с князем Изяславом Мстиславичем (правил в Курске в 1127-1129, в Полоцке в 1129-1132,в Переяславле Русском в 1132, 1142-1146, в Турове в 1132-1133, 1135, в Новгороде в 1133-1135,во Владимире Волынском в 1135-1142,в Киеве в 1146-1154(с перерывами) гг.).Начались переговоры о мире. Обе стороны представляли послы. В составе последних едва ли не главную роль играли духовные лица.Послами Изяслава Мстис-лавича были выбраны белгородский Феодор, печерский игумен Феодосий и двое из знатнейших мужей Киева. Они посетили Чернигов. В ответ Киев посетили епископ черниговский Евфимий и пять знатных черниговцев. Эти же знатные посетили Туров и Смоленск.Таким образом, мир был подписан.Для закрепления мирного договора 9 мая состоялась свадьба князя Романа, сына Ростислава Мстиславича Смоленского, и дочери Святослава Ольговича Северского, одного из главных зачинщиков войны с Изяславом Мстиславичем.До осени на Руси было более- менее мирно,если не считать приграничных столкновений отрядов Юрия Владимировича Ростово-Суздальского и нов-городцев.Однако вскоре шаткое равновесие сил, породившее военно-политический тупик и этот недолгий мир закончилось.* Термин бояре появляется после татаро-монгольского нашествия. До этого знать городов называлась либо старцы градские, либо лепшие(= лучшие)мужи.(Источники: Длугош,ПСРЛ,т.1,т.2,т.15,т.38 и другие, Стрыйковский,Татищев,т.2)"
  (ст."Русы племена, поклонявшиеся божеству - священному медведю Волосу (Велесу) хозяину северного леса",История в историях,2024) "Михаил Леонидович Томилин г. Клин.Существуют разные версии значение слова рос (рус)«Из словаря В.А.Кочерги-ной созвучные слова со словами рос,рус:;;;; ru;(руш)вредить,досаждать,;;;; ru; (руш) вредить,досаждать/оскорбляться,раздражаться,гневаться,(отсюда ;;; ro;a(роша)ярос-ть,гнев),;;;;; ruk;a(рукша)грубый,сухой,нудный,;;;; r;;(руш)украшать/покрывать-пос-ыпать-мазать,;;;; aru;a(аруша)красный… какие из перечисленных слов встречаются в Ригведе(т.е.относятся к более древней лексике).Четыре раза попался корень ru;/ ro; с вредительским смыслом и в большом количестве попадаются слова ru;at "блес-тящий,светлый,белый" и aru;a "красный "(«Есть ли в санскрите слово похожее на Россия?»)..Русый: «Русый о волосах: коричневый, светлобурый, средний между черным или карим и белокурым. Руса коса поминается в песнях и сказках Русский народ русый народ.» («Словарь живого великорусского языка» Даля В. И.)Но есть и другая версия происхождения слова рус (рос).Александр и Марина Леонтьевы слово медведь реконструирует на основе метатезы (то есть взаимной перестановки звуков или слогов в словах,например,ведмедь— медведь)санскритского rksha,что переводит-ся как терзатель разрушитель, латинского ursus в виде основы rus.Значит,медведь в архаичные,древнейшие времена мог называться русом(рушом),откуда легко выводят-ся слова рос,рус,Русь,русский,русские- медвежий народ.»Отметим,что жители города Старая Русса называются рушанами.Есть такой город Рава Русская,что означает наз-вание города? Обратимся к санскриту.Рава(санскр.)– рёв,название города Рава Рус-ская означает рёв медведя),то есть место,где водилось много медведей.Русы– медв-ежий народ доказывает, находившаяся на Севере Восточной Европы – Русском Севере Биармия,которая согласно различным преданиям, существовала до XIII в.,а начало её уходит в седую старину.Как подчеркивают Леонтьевы в своей книге «Биармия: северная колыбель Руси»: «В ходе многолетних поисков происхождения слова Биармия (Бьярмаланд) подсказку авторам настоящей книги сделали друзья из Норвегии— пре-подаватели аграрного колледжа Landbruksskole.На наш «наивный» вопрос о Биармии, заданный с определенным подвохом (откуда,мол,им знать эту злополучную страну на территории России,когда мы с поисками ее вот уже несколько лет «бьемся»),дирек-тор этого уважаемого учебного заведения Гюдмунд Йохансен сразу ответил:«Биармия — это земля русского медведя».Думаем,точнее не скажешь,при этом сразу все стано-вится на свои места…Самое главное,из всего выше сказанного напрашивается вывод: биармы(биармийцы) и русь,а еще раньше их предки бореи(гипербореи),берги— это один и тот же народ,этнос,включающий в себя различные племена,поклонявшиеся в доисторические времена единому тотему,а затем и божеству— священному медведю».А священный медведь– Волос-Велес хозяин северного леса.Так как табуированное имя медведя– бер.Табуирование:«Это отказ от использования некоторого слова и замена этого слова тем,что оно обозначает.» То есть тайное,скрытое имя.А.И. Леонтьев: «Имя медведя,данное славянами,означает животное,поедающее мед или мед ведающий. Это его не настоящее название,а табуированное,запретное.В индоевропейских язык-ах,как убедительно доказал А.Н.Афанасьев,медведя изображали «диким зверем,с раз-рушительными наклонностями и страшным ревом».Приведем цитату из книги А.И.Леонт-ьева и М.В.Леонтьевой "Неведомые земли и народы Севера":«По утверждению извест-ного знатока русского фольклора А.Н.Афанасьева,медведь имел в древних языках табуированное(запретное)название: в санскрите- bhruka,от глагола bhr-ворчать, браниться.От этого же корня образовались bhri- лев,bhru- тигр,русский бирюк - волк…bera,скандинавское— birn,barsi,ирландское— bear— все эти слова означают имя одного зверя— медведя.Добавили бы еще,что в древнеславянских языках медведя так-же называли бером.Ныне его еще можно услышать в слове берлога— логово бера.Поли-став современные иностранные словари,нетрудно отыскать знакомое слово «медведь» и как оно пишется у народов северных стран.Выясняется, что написание имени этого зверя не очень сильно изменилось со временем: английский- bear,немецкий- b;r, голландский- beer,шведский- bjrn,норвежский– bjrn».В древности был на Руси народ берендеи, о нем свидетельствуют распространение огромного количества топонимов с этим названием в северо - восточной Руси в лесном крае, названия урочищ, болот, пустошей, что никак не вяжется с берендеями – кочевниками. По - нашему мнению этимология берендея, может быть, от бер - медведь и дий - див происходящее от древне славянского слова «divъ», что дословно означает нечто чудесное, способное сильно удивить.Слово оберег происходит от имени медведя– бер. Если предположение верно,то от него произошли слова берлога– логово бера,оберег- означающее защиту бера,берег- спасение от воды,берёза- черные метки на бересте,как когти медведя и даже оружие бердыш.«Получается,что Биармия и Русь как хороним– одна и та же тер-ритория,наделившая соответствующим этническим именем все племена,её населявшие биармы и русы– межвежий народ» (Александр и Мария Леонтьевы «Биармия: Северная Колыбель Руси»).Отметим,что не только север Восточной Европы принадлежал русам, а практически большая часть Русскаой равнины,кандидат исторических наук Лидия Грот(Попова)пишет о распространении наиболее устойчивых по времени гидронимов с корнями рас,рос,рус:«Исследователи давно обращали внимание на обилие гидронимов в Восточной Европе, в образовании названий которых участвовал корневой компонент рас/рос/рус. …На пространстве, начиная с Волги/Расы/Рос и до Немана/Рось (Руса), имелись: Рось или Руса, река в Новгородской губернии; Русь, приток Нарева; Рось, знаменитый приток Днепра на Украине; Руса,приток Семи; Рось– Эмбах; Рось– Оскол; Порусье,приток Полиста,…Итак,перед нами гигантская территория от Волги до Балти-ки,очерченная однокоренными гидронимами рас/рос/рус.Наличие на этой территории страны Русь и народа русы– факт безусловный и общеизвестный,а их нахождение на территории между реками с названием Раса/Руса/Рось/Русь говорит о том,что она должна была быть исконной территорией проживания народа с этим именем»(Л.Грот «Русь имеет глубокие корни в Восточной Европе»).Кроме, того: «Река Ока (Оца, Ука, Рута) – одна из древнейших рек России. В «Повести временных лет» сказано: «...а Вятко седе с родом своим на Оце". Ее название сохраняется неизменным многие столетия. Так рукопись безымянного автора, датированная 982–983 гг. "Области мира от востока к западу" (Худуд – ал-Алем) сообщает: "Река Ука (Рута) течет с горы, находящейся на пограничье между печенегами, мадьярами и Русью. Потом она входит в пределы Руси и течет к славянам" (И.Н. Осипов, 1999).» (Из книги Мамонтова Б.С.,Мамонтова Д.Б.«Каменные страницы: Пояс Богородицы»).То есть ,когда-то река Ока называлась также и Рута:«Известно,что в ряде языков "т" и "с" взаимозаменяемы.Тогда выходит,что река Ока могла когда-то называться и как.. УСА!На территориях европейского Севера России(и центра России)к моменту прихода славян проживали в основном потомки древнего индоевропейского населения,которых можно назвать потомками изначальных ариев или русами.Эти племена сохранили: «Архаичнейшие общеиндоевропейские культурные традиции, архаический тип лексики и архаический приледниковый антропологический европеоидный тип.Их контакт и взаим-овлияние со славянскими группами,продвигавшимися на данные территории,были обле-гчены наличием близости языка,антропологического типа и многих культурных тради-ций,доставшихся и тем и другим от их общих индоевропейских предков.» («Наследие С.В.Жарниковой Исторические ремарки» Максименко Юрий)."

  (ст."Петр Великий,Голландский.Самозванец на троне.ч 15",Историк Античности, 2024) "Лежали перед Софьей холодные закуски на серебряном блюде, но она едва попробовала буженину,которую впрочем,всегда любила.Не хотелось есть.Всё думала, чего хочет сказать неизвестный? Потом всё же решила,опять верно,история с кладом Стеньки Разина. Много таких рассказов на Руси ходит, да многие сказочники,кто кричал :«Слово и дело» закончили свою жизнь никчёмную на дыбе закончили.И то, лихой казак попугал царя-батюшку хорошо,до самой Москвы дошёл.И если бы не обма-нул атамана князь Милославский на переговорах, схватив его обманом,кто знает, чем и закончиться всё могло?Тут царевна лишь помотала головой, отгоняя страшный морок. Старое, страшное дело.А сейчас, говорят, Петрушка в Европу собрался.И виданное ли дело, царю Всея Руси, к шпыням заморским ездить, честь свою ронять? Русские цари- древнейшего рода, ещё от Августа-Цезаря, сие всем известно. А он в карету,а в Амстердам?Ну да ладно,он Царь теперь,ему виднее.А указ ей привезли, что в Москве вместо Государя Пятичленный Совет останется,а над ними,понятно,нез-аменимый Фёдор Юрьевич Ромодановский,а воеводой свойственник Михаил Григорьевич.
После обедни взяла книжку, время скоротать. Опять вишь ы латынь, а как без неё? Ну, и если знаешь сей язык, то и всю премудрость книжную одолеть можно. И сейчас учёные мужи свои сочинения только на латыни пишут. Удобно- переводчик не нужен. И,человек не знающий не загрязнит недостойными руками,и не отяжелит свой недос-тойный и тяжкий ум ослепительным сиянием Провидения! И сама с трудом постигла столь немногое, лишь начала двигаться к постижению светлых Истин.Но тут в дверь постучали, отвлекая от столь важных размышлений. Дверь в светлицу скрипнула, и на пороге возникла Палашкина тень:- Матушка, пришёл человек, ожидает.Я уж и фонарь припасла.- Ладно, идём, - произнесла Софья нарочно недавленым голосом.Они быстро прошли по переходам,вышли на мощёшый камнем двор.Грязи хоть не было.И очутились в сторожке.Палашка,умница,закрыла дверь на замок,и обернулась на хоз-яйку, ожидая похвалы.Но та смолчала.Здесь была всего одна комнатка со столом, на котором горела сальная свеча,и стояли четыре стула.Увидев кто вошёл,тайный гость вскочил,и встал у стены.Но царевна,милостиво махнула рукой,разрешая присесть.И сама села напротив.Пелагея встала за спиной хозяйки."
  (ст."В России найден идол Вишну",Смотри и думай,2024) "Существует множество свидетельств - археологических и лингвистических, в поддержку идеи о том. что древняя ведическая (арийская) цивилизация была распространена далеко за пределы Индии и что она возникла намного раньше,чем цивилизации,о которых нам рассказы-вает официальная историческая наука.Давно выдвинута теория о том, что славяно-ведическая цивилизация когда-то была распространена по всему миру и задолго пре-дшествовала греческой,египетской и шумерской эпохам.В 2007 г.во время раскопок в заброшенной российской деревне в Поволжье археологи раскопали древнего идола Вишну.Идол датируемый VII-Х веками,был найден в селе Старая Майна,которое намн-ого старше Киева. Это открытие подняло вопросы о распространенном взгляде на происхождение древней Руси.Идол Вишну изображен с молотом в одной левой руке,а сведенная седьмая рука на правой стороне держит сетчатый серп.И вот тут возни-кает интересный момент:В Ригведе есть такой отрывок:" Итхам аскати пасьят сьямтам, эхам старайатх майнаа -каалам."В переводе это звучит как "Старая Майна - название страны 45 рек (на берегах которой благородные риши совершали знамени-тые конные жертвоприношения),где спускается бог Солнца."Период VI-VII вв.также ознаменован расцветом торговых дел индийских правителей. Палас на севере и Чолас на юге были предприимчивыми династиями.В их времена влияние Индии через торговлю распространилось на Дальний Восток и в регионы за горной границей.Но в данном случае, кроме явных, очень древних торговых связей Индии с Русью,выявляется подтверждение о существовавшем в далеком прошлом общем источнике происхождения санскрита и древнерусского языков."
  (ст."Почему русские не купались после 2 августа",Кириллица,2024) " Именно со 2 августа с водой в реках,озерах,прудах и колодцах происходит такое,что делает ее непригодной и даже опасной для купания.Попробуем разобраться,с чем связан запре-т?Нечисть и грешники.2 августа в народном календаре– день почитания Илии Проро-ка.Именно он, по народным представлениям,катается по небу на огненной колеснице с таким громом,что аж приседаешь.Молнии,при виде которых следует непременно кре-ститься,– тоже его рук дело.Их он «раскидывает» направо и налево,стремясь попа-сть в нечистую силу и грешников.Считалось,что от Ильи нечистая сила прячется в воде,поэтому именно по рекам,прудам и колодцам пророк и «стрелял молниями» в первую очередь.Разбираться слишком не будет– кого заприметит в воде,того и нака-жет.Не хочешь стать случайной жертвой и пасть вместо водяного или неисправимого грешника– обходи водоемы стороной.Чертовы свадьбы.В Архангельске считали, что на «Ильинска неделя черти жонюца»– водяная нечисть устраивает свадьбы,присматривая в качестве «главного блюда» для своего праздничного стола любого зазевавшегося. Верили,что с Ильина дня повышается риск утонуть– быть утянутым на дно водяным,а потому купаться строго-настрого запрещалось.В Белозерье верили,что после Ильина дня вода «испорчена» чертями и водяными,поэтому купаться в ней праведнику не стоит.Особенный запрет касался девушек– их нечистая сила высматривала в реке первыми.До обеда– лето,а после– осень.С Ильина дня по народному календарю лето начинает убывать,встречаясь с осенью.Недаром в народе отмечали:«На Илью до обеда лето,а после– осень».В активную фазу вступала пора сбора урожая:«Святой Илья за-жинает жниво»,говорит пословица.Тут уж,как говорится,не до купаний.В «Месяце-слове» черным по белому написано: «До Ильи мужик купается,а с Ильи с водой про-щается».С Ильина дня вода становится холодной, начинаются дожди, погода может меняться за день несколько раз. В Ярославских областях верили, что одна из лошадей Ильи во время бешеной скачки по небу непременно теряет подкову, от чего вода и становится холодной. Пермяки были убеждены, что «на Илью и камень замерзает»: полезешь купаться, покроешься бородавками – и это в лучшем случае. В худшем – умрешь от разрыва сердца или утонешь из-за судорог.Запрет на купание легко объяснить и другой причиной – с начала августа стоячая вода начинает цвести.Говорили:«Илья-пророк в реках воду мутит».Поэтому купание автоматически превращалось в бултыхание в зеленой воде,а купальщик еще долго на берегу очища-лся от налипшей на тело тины.Сгоришь дотла.2 августа– день,когда перед жатвой давался день отдыха.Работать в поле запрещалось,но было время подготовить инстр-умент,амбар,лошадь и обязательно почтить память Св.Пророка Ильи,устроив послед-ний летний праздник.Как пишет Михаил Забылин в монографии «Русский народ»,Илия был особенно строг к поминанию своей памяти и запрету на работу.Он ревностно
следил – не ослушался ли кто, не взялся ли за соху и не полез ли освежиться в ближайшем водоеме.На Смоленщине верили,что наказанием для непокорных становился пожар от грозы – лишишься и дома, и скота, и даже жизни.Как отмечается в статье «Значимые недели в традиционной народной культуре Русского Севера», Ильинская неделя связывалась с повышенной опасностью. В народе верили: если мало молиться Илье-пророку, «покоритель мира» начнет горячиться и никого не пощадит.Олени и бараны.Еще одной причиной запрета на купание становилась повышенная опасность встретить у водоема диких зверей. Запрет на купание связывали и с уверенностью, что «в Ильин день олень воду переплыл» – в разных интерпретациях животное во время заплыва «справило малую нужду» или «очистило кишечник от газов».Как отме-чает питерский этнограф О.Г.Баранова,в разных регионах бытует вариативное тол-кование запрета на купание: вместо оленя мог выступать медведь,а заплыв заме-нялся «окунанием рогов,копыт или лапы».Интересно, что именно оленей наши предки-язычники приносили в жертву Илье-пророку. атем вместо оленей стали резать быков, баранов и овец. Жертвоприношение со временем трансформировалось в приготовление блюд из этих животных при организации праздника на Ильин День. Как отмечается в статье «Священные природные места Лекшмозерья как маркеры региональной и локаль-ной идентичности»,на Русском Севере замещением жертвоприношения стали «Ильинские братчины» или «Бараньи воскресенья».Обязательной частью этих праздников станов-илась «жертва завичанных бычков или баранов»– замена оленей,которых еще в древ-ности славяне «обещали» жертвовать самому грозному из богов."
  (ст."Глубокие субклады гаплогрупп R1a и R1b викингов расставили все точки над «i»",Б.Новицкий,2024) "И снова о викингах, и снова А. Клёсов в очередном критической материале по моей статье в Дзен о викингах, особенно в той ее части, где я упомянул «славян».Предваряя его критику на мой счет,хочу сразу процити-ровать строки из своей статьи, из которых следует,что я на самом деле отвергал там простое огульное отнесение к славянам всех носителей R1a.Я писал:«На шведс-ком острове Готланд расшифровка ДНК ископаемых костяков «викингов» показала,что подавляющее большинство останков имеет гаплогруппу R1a.И по их мнению(автора статьи в Дзен) является славянской.(У него)выходит, что славянская Y-хромосома в захоронениях викингов в Норвегии и Исландии встречается не реже,чем скандинав-ская или кельтская.К слову,употребляемое по отношению к гаплогруппе R1a опреде-ление – «славяне, славянская» – это соблюдение прав датских исследователей на свое видение полученных результатов. Впрочем, сегодня около половины носителей R1a живут в славянских странах.Поэтому почему бы не пойти навстречу старательным ученым и не цитировать их точно там,где они ведут речь о славянах.Хотя,конечно, отношение к гаплогруппе R1a одним славянством не определяется….Датские ученые разницы между R1a-Z284 и, например, R1a-Z280 не видят. Для них все R1a - это славяне. Хотя разница огромная! Современные славяне и русские в большей степени являются носителями субклада Z280, и вовсе не имеют в своем составе носителей Z284. Притом, что оба этих субклада относятся к гаплогруппе R1a. Но последний это типичный скандинавский субклад.Самые поздние из захоронений викингов были обнаружены на Фарерских островах,где и заканчивается история викингов.На Фарерах также половина останков датируемых 1600 годом,имела гаплогруппу R1a,другая поло-вина– R1b.Ответ на то,насколько одна половина была славянская,а вторая кельтская ,остается на совести(автора «Загадки науки»- Б.Н.)».Так что,говорить о том,сла-вяне здесь появились по моей прихоти,нельзя.Я разбирал статью автора под ником «Загадки науки» под названием "Генетика викингов удивила ученых" в Дзен,и ссы-лался на его слова о славянах.Поэтому эти его слова о славянах не могли не реза-нуть слух.Возможно,в статье в Nature,на которую ссылался автор «Загадки науки» упоминания славян и не было.Значит,именно с его интерпретацией я полемизировал. Тем более,что у него была опубликована и внушительная диаграмма,где он «акку-ратно посчитал долю образцов с гаплогруппами».Ниже я представляю ее исправленный вариант.В скобках он расставил свои соображения относительно этнической принад-лежности субкладов гаплогрупп,что не соответствует действительности,поэтому на показанной ниже диаграмме я зачеркнул его фантазии.Вот цитирование из его ста-тьи:«Ранее считалось,что викинги имеют скандинавское происхождение.Однако,уче-ные обнаружили,что только 34% останков захоронений викингов принадлежат сканди-навам,в то время как 31%- кельтам и 23% славянам.Здесь под славянским происхож-дением понимается гаплогруппа R1a,кельтским- R1b и скандинавским- I1 Не менее сенсационными являются результаты расшифровки ДНК скелетов со шведского острова Готланд,где викинги появились в 975 году.Оказалось,что подавляющее большинство останков имеет славянское происхождение.Таким образом,может легендарный остров русов скорее Готланд или Сааремаа,а не Рюген,как считают некоторые историки?Также неожиданным стал факт,что славянская Y-хромосома встречается в захороне-ниях викингов в Норвегии и Исландии не меньше,чем кельтская или скандинавская».
Вот эта информация автора «Загадки истории» и вынудила меня пояснить ему, что гаплогруппа R1a могла иметь скандинавский субклад Z284, а R1b не обязательно кельтская. Он же ссылался на статью в журнале Nature от 16 сентября 2020 года под названием «Population genomics of the Viking world».Это также и оправдывает меня в том,что я эту информацию не выдумал,а привел для того,чтобы опровергнуть его слова.Понадеялся я также на его точность воспроизведения субкладов.Что каса-ется глубины субкладов, то я не смог их увидеть по определению, хотя и пытался. А. Клесов же полагает, что видел. Если бы я видел, то с радостью опубликовал бы, что значительно усилило бы мои доказательства неправоты автора «Загадки исто-рии».И причина этого элементарна – плата за открытие статьи в журнале Nature да еще в долларах, которые я последний раз держал в руках в 90-е годы, для меня оказалась обременительной. Так что, к сожалению, опирался только на обрывочные данные из статьи в Дзен под ником «Загадки истории».А теперь слова профессора А. Клёсова на мой счет:«На самом деле авторы статьи привели субклады древних обра-зцов,причем довольно глубокие.Они приведены в Приложении к статье,и Б. Новицкий их видел,потому что аккуратно посчитал долю образцов с гаплогруппами I(включая I1 и I1a), R1a и R1b. Причем посчитал их со всеми приведенными субкладами.Так что «не стали утруждать себя» по словам Б. Новицкого – это опять откровенная дезинформация. Видимо, Б. Новицкий не стал разбираться в приведенных субкладах, что для дилетанта на самом деле непросто, поскольку авторы статьи не привели соответствующие снипы, но по классификации субкладов это несложно сделать,во всяком случае для специалистов или продвинутых дилетантов.Б.Новицкий это, видимо ,не осилил,и предпочел свалить их суммарно на «славян» и «кельтов»,сообщив,что это «на совести датских генетиков»[1].Получилось,что вся неточность в интерпре-тации,это на моей совести,хотя конечно,это не так.И я,даже не имея на руках глубоких субкладов,отмечал необходимость различать субклады R1a-Z284 и R1a-Z280, ошибочно полагая,что это датские генетики не продвинулись глубоко в древние суб-клады.Впрочем, возможности А. Клёсова в получении данных много шире,чем у меня, и в своей критической статье на мой счет он всё показал подробно.И ниже с удо-вольствием познакомлю и своих читателей с его информацией.Цитирую:«Из 61 образца гаплогруппы R1a 13 образцов можно условно приписать славянам, но не потому, что так написали авторы статьи, а просто принимая в расчет глубокие субклады. Это не дает гарантии,что это славяне,но существенно повышает вероятность такого отнесе-ния.Так,среди 61 образца гаплогруппы R1a три отнесены к субкладу снипа L1029 (западные славяне),три– к снипу Z92,четыре– к снипу CTS1211,и три– к снипу CTS3402.Это,конечно,могли быть и восточные немцы,в те времена они еще не были онемечены,и говорили на языках славянской группы,то есть были славянами.Среди 61 носителей гаплогруппы R1a 28 образцов имели «скандинавский» субклад Z284 и его подгруппы,то есть в два с лишним раза больше,чем условных славян.Из 84 носителей гаплогруппы R1b восемь имели архаичные или (скорее) недотипированные субклады (M343, P297, M269), девять имели P310 и L151, то есть предковые к тем, которые перешли с Пиренеев в континентальную Европу, и 67 относились к субкладу U106 и его нижестоящим ветвям, то есть северной европейской части гаплогруппы R1b. Интересно, что ни один образец не относился к субкладу Р312, то есть основному субкладу археологической культуры колоколовидных кубков, которые исторически, начиная с примерно 4500 лет назад,занимали центральную и южную часть Европы»[2]. Так или иначе затронутая мною информация по викингам, даже если она и не была глубоко раскрыта,и частично,оказалась ошибочной,тем не менее,позволила получить результаты,которые мне получить не удалось.Как я и писал,из всех выявленных об-разцов R1a большая часть оказались «скандинавского» субклада Z284,и только прим-ерно треть к субкладам,которые условно можно отнести к субкладам «славян».Также интересный ответ получен и на вопрос в одном из комментариев, который звучал так:«раз он (А. Клёсов) назвал R1a ариями, значит, так и следует всем называть».
А. Клёсов отвечает:«Никогда я не называл носителей гаплогруппы R1a «ариями», какие арии 20 с лишним тысяч лет назад, когда образовалась гаплогруппа R1a? К ариям я отношу только носителей гаплогруппы R1a-Z645 и последующих субкладов-снипов,и то только в период с 5900 до 2500 лет назад.Эти временные рамки огра-ничены определенными историческими событиями,о которых я многократно писал»[3]."

  (ст."Камни Ики: тайна предназначения гигантских геоглифов Наска и Пальпа",Зап-ретные Темы Истории,2024) "Мало кому, кроме специалистов известно, что плато Наска – не единственная территория в Перу, покрытая загадочными изображениями. Всего в десятке километров от Наски расположен небольшой город Пальпа, вокруг которого на плато под названием Пальпа Пампа находятся тысячи аналогичных полос, линий и рисунков. Само плато Пальпа по площади раза в два уступает Наске, но разнообразие геоглифов в Пальпе гораздо больше.Как и в Наске,на плато Пальпа подавляющую часть изображений составляют полосы и линии,полосы в десятки раз шире,чем линии,и часто имеют трапециевидное окончание.Полосы могут раздваивать-ся,менять свое направление под прямым углом,переходить в треугольники.Кроме того, комплекс Пальпы значительно отличается своим необычным рельефом. Если плато Наска представляет из себя огромное пустынное плоскогорье, то Пальпа — это множество невысоких холмов, длинными языками выдающихся на равнину, а по их плоским вершинам тянутся широкие рукотворные полосы и линии. Вершины некоторых холмов как будто срезаны гигантским ножом, настолько плоской и выровненной является их поверхность. На плато Пальпа есть полосы, ширина которых достигает нескольких сот метров. Как и в Наске, здесь полосы и линии пересекают друг друга и накладываются одна на другую,что явно свидетельствует о нескольких разновре-менных периодах нанесения изображений.В Наске рисунки не разбросаны по всему плато,а расположены на ограниченной территории шириной около 5 км,примыкающей к долине реки Инхенио. Рисунков известно чуть более 30, в подавляющем большинстве это изображения птиц и животных.Среди птиц могут быть достаточно легко иденти-фицированы колибри,пеликан,попугай и кондор.Животные представлены обезьяной, собакой,ламами и китом.Размеры этих изображений различны.Например,паук имеет в длину 46 м, кондор– 110 м.Самое значительное изображение – рисунок странной птицы со змеевидной идущей зигзагом шеей и вытянутым тонким клювом, составляющем половину всей длины рисунка. Размер этого изображения превышает 250 м. Рисунки сделаны в той же технике,что и линии и геометрические фигуры.Все рисунки конту-рные, выполненные единой линией, которая нигде не прерывается и не пересекает саму себя. Ширина линии может колебаться от 30 см до 3 метров. Часть рисунков, «привязана» к геометрическим изображениям и в ряде случаев заметно, что рисунки выполнены поверх более ранних треугольников и трапеций. С другой стороны, сами рисунки во множестве пересекаются,а порой и перекрываются полосами и линиями. Хотя плато Пальпа по площади уступает Наске,но количество рисунков и их разно-образие в Пальпе гораздо больше. В отличие от Наски (на плато Наска известен лишь один рисунок, изображающий человекоподобное существо, т.н. «астронавт», высотой 30 м) здесь находится около десятка изображений человеческих существ. Выполнены они в различной манере и с различной степенью сложности и значительно различаются по размерам. Они все видны с земли, поскольку расположены не на горизонтальной поверхности,а на склонах холмов.Кроме того,они не связаны компо-зиционно с линиями и полосами. Вполне можно допустить, что рисунки человеческих существ были выполнены как раз представителями культуры Наска.Помимо уже описан-ных типов геоглифов,в Пальпе имеются сложные геометрические композиции,например «звезда», «таблица»,«солнечные часы»,которые,возможно,несут специально заложен-ную в их пропорции информацию.

Запретные Темы Истории
вы подписаны

Вы подписаны
Камни Ики: тайна предназначения гигантских геоглифов Наска и Пальпа
Сегодня
Предыдущую публикацию по данной теме можно прочитать по этой ссылке.

Мало кому, кроме специалистов известно, что плато Наска – не единственная территория в Перу, покрытая загадочными изображениями. Всего в десятке километров от Наски расположен небольшой город Пальпа, вокруг которого на плато под названием Пальпа Пампа находятся тысячи аналогичных полос, линий и рисунков. Само плато Пальпа по площади раза в два уступает Наске, но разнообразие геоглифов в Пальпе гораздо больше. Как и в Наске, на плато Пальпа подавляющую часть изображений составляют полосы и линии, полосы в десятки раз шире, чем линии, и часто имеют трапециевидное окончание. Полосы могут раздваиваться, менять свое направление под прямым углом, переходить в треугольники.

Кроме того, комплекс Пальпы значительно отличается своим необычным рельефом. Если плато Наска представляет из себя огромное пустынное плоскогорье, то Пальпа — это множество невысоких холмов, длинными языками выдающихся на равнину, а по их плоским вершинам тянутся широкие рукотворные полосы и линии. Вершины некоторых холмов как будто срезаны гигантским ножом, настолько плоской и выровненной является их поверхность. На плато Пальпа есть полосы, ширина которых достигает нескольких сот метров. Как и в Наске, здесь полосы и линии пересекают друг друга и накладываются одна на другую, что явно свидетельствует о нескольких разновременных периодах нанесения изображений.

В Наске рисунки не разбросаны по всему плато, а расположены на ограниченной территории шириной около 5 км, примыкающей к долине реки Инхенио. Рисунков известно чуть более 30, в подавляющем большинстве это изображения птиц и животных. Среди птиц могут быть достаточно легко идентифицированы колибри, пеликан, попугай и кондор. Животные представлены обезьяной, собакой, ламами и китом. Размеры этих изображений различны. Например, паук имеет в длину 46 м, кондор – 110 м.

Самое значительное изображение – рисунок странной птицы со змеевидной идущей зигзагом шеей и вытянутым тонким клювом, составляющем половину всей длины рисунка. Размер этого изображения превышает 250 м. Рисунки сделаны в той же технике, что и линии и геометрические фигуры. Все рисунки контурные, выполненные единой линией, которая нигде не прерывается и не пересекает саму себя. Ширина линии может колебаться от 30 см до 3 метров. Часть рисунков, «привязана» к геометрическим изображениям и в ряде случаев заметно, что рисунки выполнены поверх более ранних треугольников и трапеций. С другой стороны, сами рисунки во множестве пересекаются, а порой и перекрываются полосами и линиями.

Хотя плато Пальпа по площади уступает Наске, но количество рисунков и их разнообразие в Пальпе гораздо больше. В отличие от Наски (на плато Наска известен лишь один рисунок, изображающий человекоподобное существо, т.н. «астронавт», высотой 30 м) здесь находится около десятка изображений человеческих существ. Выполнены они в различной манере и с различной степенью сложности и значительно различаются по размерам. Они все видны с земли, поскольку расположены не на горизонтальной поверхности, а на склонах холмов. Кроме того, они не связаны композиционно с линиями и полосами. Вполне можно допустить, что рисунки человеческих существ были выполнены как раз представителями культуры Наска.. Помимо уже описанных типов геоглифов, в Пальпе имеются сложные геометрические композиции, например «звезда», «таблица», «солнечные часы» (фото 110), которые, возможно, несут специально заложенную в их пропорции информацию."Звезда".При всем обилии гипотез о происхождении и назна-чении геоглифов Наски и Пальпы, сегодня ученые ничуть не приблизились к разгадке этого загадочного феномена. Трудно предположить, что такой огромный объем работ, сравнимый по масштабам разве что с сооружением Великой китайской стены, был выполнен с какой-то одной утилитарной целью.Все грандиозные и значимые сооруже-ния человека всегда преследовали конкретные, хотя иногда и не понятные нам сегодня,задачи.Макро комплекс изображений Наска-Пальпа отличает одна принципи-ально важная черта, которую можно назвать «условной скрытностью». Ведь все эти изображения могут быть увидены только с воздуха,т.е.их изготовление не было ориентировано на самих людей,живших в данном регионе.Тогда для кого?

Запретные Темы Истории
вы подписаны

Вы подписаны
Камни Ики: тайна предназначения гигантских геоглифов Наска и Пальпа
Сегодня
Предыдущую публикацию по данной теме можно прочитать по этой ссылке.

Мало кому, кроме специалистов известно, что плато Наска – не единственная территория в Перу, покрытая загадочными изображениями. Всего в десятке километров от Наски расположен небольшой город Пальпа, вокруг которого на плато под названием Пальпа Пампа находятся тысячи аналогичных полос, линий и рисунков. Само плато Пальпа по площади раза в два уступает Наске, но разнообразие геоглифов в Пальпе гораздо больше. Как и в Наске, на плато Пальпа подавляющую часть изображений составляют полосы и линии, полосы в десятки раз шире, чем линии, и часто имеют трапециевидное окончание. Полосы могут раздваиваться, менять свое направление под прямым углом, переходить в треугольники.

Кроме того, комплекс Пальпы значительно отличается своим необычным рельефом. Если плато Наска представляет из себя огромное пустынное плоскогорье, то Пальпа — это множество невысоких холмов, длинными языками выдающихся на равнину, а по их плоским вершинам тянутся широкие рукотворные полосы и линии. Вершины некоторых холмов как будто срезаны гигантским ножом, настолько плоской и выровненной является их поверхность. На плато Пальпа есть полосы, ширина которых достигает нескольких сот метров. Как и в Наске, здесь полосы и линии пересекают друг друга и накладываются одна на другую, что явно свидетельствует о нескольких разновременных периодах нанесения изображений.

В Наске рисунки не разбросаны по всему плато, а расположены на ограниченной территории шириной около 5 км, примыкающей к долине реки Инхенио. Рисунков известно чуть более 30, в подавляющем большинстве это изображения птиц и животных. Среди птиц могут быть достаточно легко идентифицированы колибри, пеликан, попугай и кондор. Животные представлены обезьяной, собакой, ламами и китом. Размеры этих изображений различны. Например, паук имеет в длину 46 м, кондор – 110 м.

Самое значительное изображение – рисунок странной птицы со змеевидной идущей зигзагом шеей и вытянутым тонким клювом, составляющем половину всей длины рисунка. Размер этого изображения превышает 250 м. Рисунки сделаны в той же технике, что и линии и геометрические фигуры. Все рисунки контурные, выполненные единой линией, которая нигде не прерывается и не пересекает саму себя. Ширина линии может колебаться от 30 см до 3 метров. Часть рисунков, «привязана» к геометрическим изображениям и в ряде случаев заметно, что рисунки выполнены поверх более ранних треугольников и трапеций. С другой стороны, сами рисунки во множестве пересекаются, а порой и перекрываются полосами и линиями.

Хотя плато Пальпа по площади уступает Наске, но количество рисунков и их разнообразие в Пальпе гораздо больше. В отличие от Наски (на плато Наска известен лишь один рисунок, изображающий человекоподобное существо, т.н. «астронавт», высотой 30 м) здесь находится около десятка изображений человеческих существ. Выполнены они в различной манере и с различной степенью сложности и значительно различаются по размерам. Они все видны с земли, поскольку расположены не на горизонтальной поверхности, а на склонах холмов. Кроме того, они не связаны композиционно с линиями и полосами. Вполне можно допустить, что рисунки человеческих существ были выполнены как раз представителями культуры Наска.. Помимо уже описанных типов геоглифов, в Пальпе имеются сложные геометрические композиции, например «звезда», «таблица», «солнечные часы» (фото 110), которые, возможно, несут специально заложенную в их пропорции информацию.

"Звезда"
При всем обилии гипотез о происхождении и назначении геоглифов Наски и Пальпы, сегодня ученые ничуть не приблизились к разгадке этого загадочного феномена. Трудно предположить, что такой огромный объем работ, сравнимый по масштабам разве что с сооружением Великой китайской стены, был выполнен с какой-то одной утилитарной целью. Все грандиозные и значимые сооружения человека всегда преследовали конкретные, хотя иногда и не понятные нам сегодня, задачи. Макро комплекс изображений Наска-Пальпа отличает одна принципиально важная черта, которую можно назвать «условной скрытностью». Ведь все эти изображения могут быть увидены только с воздуха, т.е. их изготовление не было ориентировано на самих людей, живших в данном регионе. Тогда для кого?"Солнечные часы".Я не буду подробно останавливаться на описании комплекса геоглифов Наски-Пальпы, этому посвящены сотни трудов многочисленных исследователей. Здесь же нас интересует связь рисунков Наски с камнями из собрания доктора Кабреры. Серия изображений рисунков Наски на камнях Ики достаточно ограничена. Но ее анализ позволяет выявить ряд любопытных особенностей. Во-первых, как уже упоминалось, в коллекции доктора Кабреры имеются только копии рисунков плато Наски, другие графические объекты с этого плато отсутствуют. Возможно, это связано с тем, что рисунки, судя по тому, что они перекрыты линиями и полосами, являются более ранними, и создатели литотеки Ики наносили свои изображения в то время, когда линии в Наске еще не были нанесены. Но это всего лишь предположение.Во-вторых, набор рисунков на камнях ограничен, здесь можно встретить только треть объектов из известных на плато Наска. Это фигуры обезьяны, странной птицы «змеешейки», собаки, паука, кондора, ящерицы и колибри. Причем, обезьяна представлена наиболее массово, как на камнях с комплексными изображениями, так и отдельно на маленьких камушках. Почему остальные рисунки не были отображены в комплексе камней Ики? Или они просто не попали в собрание доктора Кабреры?В-третьих, изображения фигур Наски не являются точными копиями самих геоглифов. Их сравнение показывает, что древние граверы, нанося свои рисунки, не особенно заботились о точной передаче деталей. Так, геоглиф обезьяны в Наске изображает длиннохвостую макаку, чей ареал обитания находится в сотнях километрах от плато – в джунглях восточных склонов Анд. Характерными особенностями этого рисунка является закрученный в четыре кольца хвост и разное количество пальцев на руках животного: на одной – четыре, на другой – пять. Как давно было отмечено специалистами, такая разница не является случайной, но несет определенное закодированное значение. На камнях Ики рисунок обезьяны имеет по пять пальцев на обеих руках, хвост чаще всего имеет меньшее количество колец. Ноги обезьяны изображаются с пятью пальцами, тогда как на геоглифе они имеют по три. Пропорции тела также не соответствуют оригиналу. Но это вряд ли свидетельствует в пользу недостаточного знакомства древних художников с самими геоглифами.Скорее можно предположить, что такие камни являются более поздними копиями, при изготовлении которых не уделялось особого внимания подобным непонятным «мелочам». Хотя на одном небольшом камне, на котором изображено несколько геоглифов Наски, рисунок обезьяны имеет соответствующее количество пальцев на руках (четыре и пять) и по три – на ногах. Правда, при этом хвост изображен с меньшим количеством колец. Так же следует отметить, что на некоторых рисунках той же обезьяны, собаки, кондора отражены линии (не являющиеся частями тела животного), которыми данные геоглифы на местности соединены с остальной частью геометрических композиций. В случае с обезьяной,это полоса,выходящая из под ее хвоста и соединяющая рисунок животного со сложной системой пересекающихся линий, чья геометрическая правильность и математическая строгость просто вызывают изумление.И,наконец,еще одна особен-ность этой серии рисунков на камнях Ики заключается в том, что во многих случаях рядом с копиями геоглифов животных изображался человек и ряд символов.Причем, человек держит в руках либо подзорную трубу,либо какое- то растение.Человек с астрономическим инструментом, казалось бы, подтверждает самую распространенную гипотезу о назначении комплекса Наски – астрономическую. Хотя не менее популярна сейчас другая – о связи насканских геоглифов с культом плодородия, в пользу чего могут свидетельствовать изображения растений рядом с рисунками Наски на камнях Ики. Но, вероятно, все не так просто.Символы растений отличаются определенным разнообразием.Что характерно,чаще всего эти символы расположены рядом с рисунком обезьяны.Это может свидетельствовать о том,что именно этот геоглиф имел особое значение.На одном из камней в центре изображен рисунок кондора,окруженный с трех сторон людьми с подзорными трубами.Рядом присутствует изображение обезьяны,дер-жащей в руках рыбу.Символ рыбы,как уже указывалось выше,– типичный элемент в иконографическом комплексе камней Ики.И его связь с рисунками плато Наска также должна была иметь важное значение.Наличие на этих камнях изображений людей с подзорными трубами еще не говорит в пользу гипотезы об астрономическом предназ-начении рисунков Наска-Пальпа.Поскольку геоглифы целиком видны только с воздуха, наличие рисунков небесных наблюдателей вполне может быть объяснено именно этим.
У меня нет никаких оснований для предположения о том, что комплекс изображений в Наске и Пальпе и литотека Ики были созданы одним и тем же народом. Скорее, можно полагать, что рисунки на камнях были сделаны позже. И древние художники уже не осознавали истинного предназначения этих гигантских геоглифов."(А.Жуков)


Рецензии