Семеро смелых из ЛЦК

Двадцатые годы XX века — интереснейшее время создания бесчисленного множества новых литературных течений и групп на любой творческий вкус: футуризм во всех его проявлениях (включая эго-, и психо-), имажинизм, экспрессионизм, биокосмизм, люминизм, форм-либризм, ничевоки, фуизм, эмоционализм и, конечно, конструктивизм.
По утверждению одного из ведущих деятелей конструктивизма — Алексея Гана, возглавлявшего наиболее радикальное крыло движения, призывающего полностью заменить традиционные виды изобразительного искусства дизайном и кино — конструктивизм, как отражение действительности, провозглашенный 1-ой рабочей группой конструктивистов в 1920 году в Москве, возник именно в среде левых живописцев и идеологов массового действа. Конструктивизм — стройное дитя индустриальной культуры, освобожденное пролетарской революцией, которое долгое время гноил его в подполье капитализм.
В качестве трех основных составляющих конструктивистами определены довольно смутно три понятия: Тектоника, Фактура, Конструкция.
Истоки конструктивизма в советской литературе восходят к воззванию «3наем. Клятвенная Конструкция (Декларация) Конструктивистов-поэтов», которую провозгласили и опубликовали в марте 1923 года Алексей Николаевич Чичерин и Илья Сельвинский. 
Пункт 7 Декларации ЛЦК гласил:
Конструктивизм, перенесенный в область искусства, формально превращается в систему максимальной эксплуатации темы, или в систему взаимного функционального оправдания всех слагающих художественных элементов. Т.е. в целом, конструктивизм есть мотивированное искусство.
Пункт 8. В формальном отношении такое требование упирается в так называемый принцип грузофикации, т.е. увеличения нагрузки потребностей на единицу материала.
Пункт 10. Принцип грузофикации в применении к поэзии превращается в требование построения стихов в плане локальной семантики, т.е. развертывания всей фактуры стиха из основного смыслового содержания темы. 

Конструктивизм не течение в искусстве, как считало большинство. Всем своим существом провозглашенный конструктивизм отрицал искусство, как продукт буржуазной культуры. Конструктивизм — это идеология, возникшая в пролетарской России, во время революции, и как всякая идеология, — конструктивизм только тогда может быть жизнеспособным и не построенным на песке, когда создает себе потребителя; а потому — задачей конструктивизма является организация коммунистического быта через создание конструктивного человека. Средствами к этому является интеллектуальное производство — изобретательство, и совершенствующее производство — техника.
По мнению авторов нового направления, поэтическая конструкция должна состоять из частей, названных поэтическим неологизмом — конструэмами. Конструэмы не располагаются, не размещаются, а «стелятся» вдоль стержня конструкции, но вынутые из нее они в себе замкнуты-целостны, каждая суть — конструкция с иерархией своих конструэм; таким образом, каждая конструэма — законченная форма, принесшая себя в жертву стойкости целого.
Конструэмы разделяются на: главные, вспомогательные и орнаментальные. Главная конструэма — задание; в ячейке ее находится матка конструкции. Вспомогательные конструэмы — подготавливают, ведут к главной. Орнаментальные — служат для украшения стиха. Главная или магистральная конструэма; зависимости от характера организуемого, определяет строй всей конструкции.
«Конструктивизм, как абсолютно творческая (мастерская) школа, — писали Сельвинский и Чичерин, — и утверждает универсальность поэтической техники; если современные школы, порознь, вопят: — звук, ритм, образ, заумь и т. д., мы, акцентируя «И», говорим: «И» звук, «И» ритм, «И» образ, «И» заумь, «И» всякий новый возможный прием, в котором встретится действительная необходимость при установке конструкции. Мы знаем, что Мир необъемлем, несчётен и неповторим. Жизнь и цель человечества — бесповоротное достижение — творчество; творчество: актуальность — движение — жизнь. Основа нашего творчества — организация жизни — организация локализаций. Конструктивизм есть высшее мастерство, глубинное, исчерпывающее знание всех возможностей материала, и уменье сгущаться в нем. Конструктивизм — это организация Конструктивистом себя в форме форм. Смысловая доминанта, максимальная «эксплуатация» центральной темы, организация произведения в виде конструэм. Повышение смысловой нагрузки на единицу литературного материала («грузофикация») —  потенциальный схематический сгусток — эмбрион «содержания».
Содержание в нас естественно: природные свойства нудят материализовать его в слове, в нем конструируем мы пути нашего роста; мы клянемся: небывалые формы тесать — дальше некуда... Наш залог: воля, хитрость, верность, и знания железобетонный упор».
Принцип так называемой «локальной семантики», заключающийся в подчинении образов, метафор и рифм главной теме произведения, использование локализованного приема — центростремительной организации материала.
Группа конструктивистов — «семеро смелых» — нет-нет, не высадилась в Арктику как в фильме 1936 года, снятом на основе реальных событий, а объединилась в Литературный Центр Конструктивистов (ЛЦК). В августе 1924 года в Москве была опубликована Декларация ЛЦК, подписанная Верой Инбер, Диром Туманным, И.А. Аксеновым, Евгением Габриловичем, Борисом Агаповым, Корнелием Зелинским и одним из идеологов направления — председателем ЛЦК Ильей Сельвинским.
Производство продукции — поэтической и теоретической — по производственной особо-ударной линии ЛЦК за 1924 год составило: Агапов — поэма и пять стихотворений, Габрилович — рассказы, Инбер — две трети книги «Цель и путь» и книжка юморесок, Сельвинский   — эпопея «Улялаевщина» и поэма «История одной лисицы», Туманный — поэма «Человек в зеленом шарфе».
На фото из газеты «Известия ЛЦК» вся группа в сборе. По логике вещей чистый прозаик Евгений Габрилович изображен художником Борисом Ефимовым в виде кота, замыкающего строй поэтов, ибо как утверждала Инбер проза Габриловича по сути своей авантюрна и разворачивается в клеточке мозга ничтожной величины.      
На смену эпохи воинственного футуризма пришла эпоха конструктивизма — времени хозяйственного литературного строительства.       
Лучше и понятнее всего рассуждают о конструктивизме дети. Один мальчик сказал: «Я иду посмотреть мавзоленина», произведя в этом сконструированном слове максимальную нагрузку потребности на единицу материала. Одна девочка сказала о своем учителе физики: «Он движется прямолинейно и равномерно». Мама детей заметила девочке: «Распусти свою косичку — в ней ты похожа не единицу». Так конструктивистская семья локализовала свои образы.               
Эти смельчаки — конструктивисты, эпоха которых, согласно диалектике, более или менее закончится в 30-ых, на мой взгляд заслуживают того, чтобы поговорить о творчестве каждого из них в отдельности.


Рецензии