День Ангела

Известно, что у христиан существует день ангела, который высчитывается по церковному календарю и находится в зависимости от даты рождения.
С девятилетнего возраста Вера Новикова знала, что православный праздник Веры, Надежды и Любви совпадает с днём её ангела. Высокая миловидная девушка за неделю до наступления своих повторных именин неустанно думала об этом дне. И вот оно настало – 30 сентября!
Утро было пасмурным. Накрапывал мелкий дождь. Главное здание Московского университета казалось ещё более мрачным, чем обычно. Вера жила в корпусе «В» вместе со своей старшей сестрой Лидией. Они обе были студентками химического факультета.
Между ними два года разницы. Когда сёстры шли рядом, всем казалось, что это идут две приятельницы, слишком уж девушки не были похожи друг на друга. Рыжеволосая Лидия была полногрудой красавицей среднего роста. Стройная шатенка Вера производила впечатление хрупкого подростка с невинным выражением лица. Сёстры жили дружно и, если ссорились, то исключительно по пустякам.
Резким движением руки именинница сбросила с себя одеяло и быстро поднялась с постели. Одев шорты и майку, она первым делом включила радио. «Сегодня синоптики обещают ливневые грозы», – прозвучало в эфире. Заиграла быстрая музыка. Из соседней комнаты раздался сонный голос старшей сестры:
- Выключи! Не выводи меня из терпения своими выходками!
«Начало дня не предвещает ничего хорошего», – подумала Вера и вдвое увеличила громкость радио.
– Что за противная девчонка! – возмутилась Лида и полураздетая вышла из своей комнаты.
– У меня сегодня особенный день! Мне хочется петь и танцевать! – обнимая сестру, сказала Вера.
– Прекрати! Дважды в год именины не празднуют. Ты одна такая на планете!
– Нет, не одна! Считается, что у каждого человека есть свой ангел-хранитель. В этот день именины у ангела!
– Подарков от меня не жди и поздравлений тоже! – категорично заявила старшая сестра.
– Ты только не ворчи, мне ничего не надо! – миролюбивым тоном попросила Вера.
Даже хмурым утром Москва пробуждается рано, ибо в столице любая погода в любое время бесподобно хороша! Этот город прекрасен и снежной зимой, и знойным летом, и дождливой осенью, и тёплой весной. Стремительный ритм столичной жизни облагораживает и раскрепощает горожан. Московский воздух словно состоит из кислорода, дающего человеку избыток жизненной энергии!
Вера Новикова провела полчаса у зеркала, прежде чем вышла на улицу. Она сделала себе аккуратную прическу и, как всегда, не слишком заметный макияж. Кудрявая девушка сияла свежестью и какой-то тихой радостью. Прохожие обращали на неё внимание, провожая ласковым взглядом.
Излюбленным местом отдыхающих считается смотровая площадка Воробьёвых гор. По вечерам молодые люди, москвичи и гости столицы, собираются у мраморного парапета для того, чтобы полюбоваться панорамой ночного города.
В это утро именинница направилась именно туда. Держа в руках темно-синий зонт, она шла не спеша, глубоко вдыхая влажный аромат осеннего утра. На ней был длинный плащ кофейного цвета и модные туфли последней модели.
В праздничный день приятно сознавать, что некуда торопиться! Можно позволить себе побродить по аллеям и мокрым асфальтовым дорожкам, понаблюдать за тем, как по проспекту проносятся автомашины, и в тумане утопает Москва. Около сорока минут Вера наслаждалась прогулкой в одиночестве.
Неподалёку от смотровой площадки белеет небольшая православная церковь. Войдя туда, девушка перекрестилась трижды. Как и все, пришедшие с улицы, она с удовольствием вдохнула горячий, специфический запах благовонных курений. Как обычно, в этот женский праздник в церкви было людно. Благообразные старушки, чей внешний облик напоминал смиренных праведниц, и молодые грешницы со следами раскаяния на бледных лицах держали в руках зажжённые свечи и молча молились. Вера прошла к алтарю и шёпотом произнесла: «Господи! Пусть мне сегодня повезёт!».
В день своих именин она всегда ходила в церковь. Ей казалось, что в такие, особые дни, души верующих озаряются таинственным светом и уверенностью в том, что молитвенные слова, сказанные на Земле, звучат на Небе.
Выйдя из церкви, очаровательная именинница направилась в редакцию газеты «Московский университет». Сегодня должны были увидеть свет её восемь восьмистиший. По дороге к Главному зданию начинающий стихотворец мысленно проговаривала слова благодарности журналистам за то, что они сочли возможным опубликовать несколько её стихотворений.
Грандиозный архитектурный памятник эпохи социализма, поражающий своими размерами, внушительно величествен не только снаружи, но и изнутри. Здесь есть всё необходимое для полноценной студенческой жизни: продуктовые и книжные магазины, аптечные и газетные киоски, отделение Сбербанка, Почта, бассейн, парикмахерская, театр и многое другое.
Купив свежий номер газеты, Вера просмотрела все страницы и ничего не нашла. Недоумевая, девушка вошла в комнату № 102, где находилась редакция, и обратилась с вопросом к немолодой женщине, сидящей за столом:
– Вы обещали, что сегодня состоится мой дебют. В чём дело?
– Кто вы?
– Новикова Вера.
– Ваше имя мне ни о чём не говорит. А впрочем, подождите!
Просмотрев бумаги, лежащие на столе, женщина печальным тоном объявила:
– Редактор сказал, что лирика нас не интересует.
– То есть как?! У вас ведь есть поэтическая рубрика?!
– Вам отказано, – сухо ответила женщина.
Выяснять отношения не имело смысла.
Девушка была огорчена. Она уже успела проинформировать всех своих знакомых о том, что в ближайшее время появится публикация её стихов. За неё были рады, её поздравляли. И что теперь? Какое оправдание придумать? Простую правду говорить не хотелось.
Тяжело вздыхая и никого не замечая, она спустилась в столовую, взяла поднос и встала  в очередь.
– Верунчик! Здравствуй! – широко улыбаясь, произнесла подошедшая блондинка.
– Олеся? Привет. Я тебя не заметила.
– Какая ты печальная! Несчастная любовь?
– Не поняла.
– Я имею в виду то, что твои чувства безответны, и ты страдаешь день и ночь? – пояснила блондинка.
– Вовсе нет, – коротко ответила собеседнице задумчивая девушка и прекратила разговор.
К порции ленивых вареников и пирожному Вера так и не притронулась, выпив только компот.
Посмотрев на часы, она поспешно встала. Было 11 часов утра, в 11.30 у памятника Михаилу Ломоносову её должен был ждать молодой человек, аспирант биологического факультета.
За полчаса до встречи именинница успела побывать у себя в комнате, в корпусе «В» на десятом этаже. Оставив зонт и слегка изменив прическу, в нужный час она пришла на свидание.
С Кириллом Васильевым Вера познакомилась на университетском стадионе во время тренировки. Поэзия, танцы и спорт – вот любимые её занятия! Два раза в день, утром и вечером, она усердно занималась лёгкой атлетикой и три раза в неделю посещала университетский клуб латиноамериканских танцев. Молодая девушка танцевала румбу, джайв и ча-ча-ча не хуже, чем преодолевала препятствия на спринтерской дистанции.
Как-то раз к бегунье подошёл широкоплечий брюнет. Он улыбнулся обаятельной улыбкой и спросил:
– Можно с Вами познакомиться? Я встречаю Вас здесь каждое утро.
Физкультурница небрежно ответила:
– Я вижу Вас впервые.
– Меня зовут Кирилл. А Вас?
– Если Вы хотите узнать моё имя, – гордо сказала девушка, – то приходите послезавтра в ДК МГУ на конкурс чтецов.
– Вы будете в жюри? – лукаво спросил молодой человек.
– Я буду в зрительном зале, – насмешливо ответила Вера, уверенная в том, что отказала в знакомстве красиво.
Однако Кирилл не только пришёл на конкурс, но и прождал её весь вечер, в то время, как она в сопровождении своей подруги посещала один из московских бутиков.
Сначала, когда они вновь встретились на стадионе, её удивили его вполне серьёзные обиды. Потом девушка заметила, что молодой человек довольно мил. И вот уже месяц, как они знакомы...
В назначенное время Кирилл Васильев не пришёл.
Неприятная неожиданность всегда удручает.
«Что могло случиться? – мысленно вопрошала девушка, проходя мимо университетского рынка. – Он мог бы позвонить мне и предупредить об отмене встречи».
– Непростительно! – произнесла она вслух.
Подойдя к станции метро, студентка вспомнила о своём давнем друге, который проживал на Юго-Западе и давно приглашал её в гости. «Чем просто так бродить по Москве, лучше проведаю Фимку!» – решила она.
Ефим Уланов был старше её на четыре года и приходился ей дальним родственником. Он был двоюродным братом Вериной тети, с которой девушка состояла не в кровном родстве.
Сойдя на конечной станции, именинница без труда нашла дом на Проспекте Вернадского, в котором была всего несколько раз. Нажав кнопку домофона, она радостно сказала: – Фима, здравствуй!
– Кто это? – спросил недовольный мужской голос.
– Твоя племянница.
– Привет, малютка! Извини, но ты не вовремя... Подожди, я сейчас спущусь к тебе.
Спустя минуту невысокий мужчина в замшевой куртке вышел из подъезда. Военно-спортивная стрижка подчёркивала привлекательность его лица . Вера неохотно подставила щёку для поцелуя.
– Я не так часто прихожу к тебе в гости, Фима! Неужели тыне угостишь меня горячим чаем? Я замёрзла.
– Только не сейчас! У меня в квартире... женщина. Она ревнива до безумия! Ей будет не под силу поверить в то, что такая обворожительная дальняя родственница навещает меня всего лишь раз в году.
– Сегодня у меня день ангела.
– Да? И сколько тебе лет?
– Двадцать два.
– Невероятно! Так ты уже старуха? Не сердись, я шучу!
Беседа перешла на общие темы. Через пятнадцать минут они расстались...
Взглянув на яркие вывески магазина «Универмаг», девушка с сожалением подумала о том, как быстро бежит время. Несколько лет назад в такой же сумрачный день они с Фимой обсуждали вечную тему любви, гуляя по Арбату.
Он спросил её:
– Ты любила кого-нибудь?
– Нет. А ты?
– Я был влюблён, но никогда не испытывал большого, истинного чувства.
– Ты удивишься, – сказала тогда Вера, – но я никем не была увлечена. Очень долго в моём сознании не существовало понятия «мужчины и женщины», окружающие были просто люди: молодые и старые, приветливые и сердитые, хорошие и плохие. О любвеобильности я не помышляла, ещё в детстве решив, что смогу принадлежать только тому, кто создан для меня! Я верю в настоящую любовь и не могу иначе.
– А каким ты себе представляешь своего суженого?
– Добрым и сильным, умным и честным! Как только я его увижу, я сразу почувствую, что это он, тот, кого я терпеливо жду! Иногда мне кажется, что он так же ищет меня, как и я его...   Быть может, в ту минуту, когда я, изнывая от одиночества, стою у окна, глотая слёзы, он находится поблизости и тоже тоскует. И тогда мне хочется крикнуть: «Любовь моя! Я больше не могу без тебя. Найди меня! Приди ко мне!».
– Ты обязательно будешь счастлива, поверь мне! Такую, как ты, нельзя не полюбить, – уверенно сказал ей Фима.
Прошло три года. Ничего не изменилось в жизни Веры. Она по-прежнему была одна...
Чёрные тучи заволокли небо. Подул холодный, пронизывающий ветер. Девушка ускорила шаг.
«Куда теперь? – мелькнуло у неё в голове. – В музей? В галерею? На выставку? Нет, лучше в МГУ!».
Прогремел гром. Сверкнула молния. Ливень начался!
Вера вышла из станции метро «Университет» около часу дня. Не обращая внимания на грозу, она шла по улице с букетом алых роз, купленным в подземном переходе. Мимо неё бежали люди.
Вдруг кто-то ей повелительно крикнул:
– Подожди!
Она оглянулась и увидела сестру, идущую под зонтом.
– Лида? Что ты здесь делаешь в такую непогоду?
– Тебя разыскиваю.
– Зачем?
– Несколько раз звонили из Липецка наши родители, хоте-ли тебя поздравить, интересовались, где ты. Какой-то Кирилл беспокоил меня своими звонками через каждые десять минут, спрашивая, не пришла ли ты. Объясни мне, что происходит? Ты решила простудиться? Откуда эти розы?
Вера грустно улыбнулась и ничего не ответила.
Когда сёстры подошли к Главному зданию, именинница спросила:
– Что говорил тебе Кирилл?
– Он просил передать, что к нему приехал сводный брат, у которого большие неприятности. Не было возможности оставить тебе сообщение, Кирилл просил извинить его.
– Если он ещё раз позвонит, скажи ему, что я его прощу вначале следующего тысячелетия. Да, и поставь цветы в вазу!
– Что это значит? Почему ты не можешь всё это сделать сама?
– Потому что я спешу в трёхзальный павильон. Я только что вспомнила! Там сегодня финал игры по волейболу. Первенство между мужскими командами всех вузов Москвы!
– Переоденься! – крикнула Лидия вдогонку стремительно убежавшей сестре.
Первая мужская сборная МГУ по волейболу выигрывала у Московского авиационного института в решающей партии. Болельщиков и с той и с другой стороны было много.
– Какой счёт? – с интересом спросила вошедшая у двух студенток философского факультета, с которыми она была знакома.
– 12:10.
– Кто на подаче?
– Капитан сборной Максим Кольцов.
Вера внимательно посмотрела на игрока под номером семь. Планирующая подача высокого симпатичного парня принесла команде МГУ ещё одно очко.  Она смутилась, глядя на него. Старательный и аккуратный, он действовал так, словно вкладывал в игру всю свою душу. Максим Кольцов был из тех людей, которые осознают свою природную красоту, но не особенно гордятся ею. Он повторил подачу, и в зале раздались аплодисменты. Снова был успех! С этой минуты девушка перестала следить за игрой на площадке. Её внимание было приковано к одному-единственному человеку! Каждое движение высокорослого спортсмена заставляло её сердце колотиться сильнее. Позабыв обо всём на свете, она, как школьница, влюбилась в него с того самого момента, как увидела!
У каждого человека рано или поздно наступает такая минута, когда его линия жизни совершает решающий поворот. Людские судьбы пересекаются в нужной точке, в нужный час, и никакая сила не может им помешать!
– Откуда он? – с волнением спросила Вера. – С какого факультета?
– С нашего! – с гордостью ответили её соседки.
– С какого курса?
– С третьего.
– А вы не могли бы... меня с ним познакомить?
– Запросто!
Вскоре игра закончилась. Московский госуниверситет одержал победу! Восторженные студенты с нетерпением ожидали появления своих героев. Сквозь толпу болельщиков к уставшим игрокам подошли три девушки.
– Кольцов! Позволь тебе представить! Это Новикова Вера, – почти хором сказали однокурсницы волейболиста.
Максим с любопытством посмотрел на стройную девушку с миндалевидными карими глазами. Влажные пряди каштановых волос обрамляли строгие черты её лица. Их взгляды встретились. Он застенчиво улыбнулся.
– Очень приятно!
– Мне тоже, – вполголоса сказала Вера.
Дружба двух молодых людей началась в тот же вечер.
По окончании заключительной части соревнований – награждения победителей, где капитан сборной МГУ был признан лучшим игроком, Максим и двое его друзей предложили трём девушкам прогуляться по набережной Москва-реки.
Погода была чудесная! После дождя небосвод стал абсолютно синим. Тёплые лучи солнца касались всего живого своей бодрящей лаской.
Три жизнерадостные пары путешествовали дружной компанией.
Никому из окружающих не было заметно, как испуганно вздрагивает рука Веры при случайном прикосновении к ладони Максима. Она крепко держала его за рукав и старалась не делать лишних движений. Юноша чувствовал это напряжение, потому что сам был напряжён.
«Это тот, кого я ждала!» – думала Вера.
«Это та, кого я искал!» – поглядывая на неё, думал Максим.
– Тебе не холодно? – заботливо поинтересовался он.
– Нет, – ответила девушка, с трудом скрывая внутреннюю дрожь.
Прогулка длилась несколько часов. Непередаваемое впечатление от нового знакомства словно пламя яркого костра согревало имениннице душу.
Человек, которого она представляла в своём воображении, мечтая о любви, был с ней рядом! Он рассказывал ей об Артуре Шопенгауэре, цитировал Блеза Паскаля, декламировал Байрона – и всё это легко, непринужденно, всегда к месту и с чувством собственного достоинства!
Кому случалось после долгих скитаний обрести покой и уют, тот поймёт состояние Веры. Как лодка, избороздившая море, она причалила к безопасному берегу. Что-то очень надёжное, близкое и очень родное заключило её в свои объятия!
Она смотрела на Максима благоговейно и покорно. Нежный блеск его глаз, его добрая улыбка, бархатный голос глубоко проникали в её сознание, завораживая своей искренностью.
Как часто в молодые годы печаль сменяется нежданной радостью! В эти незабываемые минуты прошлое казалось Вере весьма незначительным.
Самая главная встреча в её жизни состоялась!
К полуночи, продрогшая от осенней прохлады, она вернулась в общежитие ещё более красивая и счастливая, чем ранним утром.
– Какой восхитительный день! – сказала девушка своей сестре, меняя воду для цветов.
– Знаю, знаю, – сквозь сон пробормотала Лида. – День  твоего ангела! Спокойной ночи, дорогая!
– Спокойной ночи, милая сестра!
Спустя три месяца, в Новогоднюю ночь, Максим Кольцов и Вера Новикова обвенчались в церкви на Воробьёвых горах. А через год у них родилась дочь по имени Светлана.
    Элиста. IX. 1999 г.


Рецензии