Романтика по направлению. Часть 18. Встречи

     Столько дней и ночей я представляла своё возвращение домой, встречу с друзьями, даже, сидя в пустыне, гуляла в своих рисунках по родному городу, а сейчас, наяву я еду с родителями из аэропорта, вижу из окна троллейбуса женщин вдоль дороги, которые торгуют картошкой, овощами, и моя память возвращает меня к прошлому, точно такая же была картина, когда я уезжала, и мои первые мысли, что без меня за год ничего не произошло, как будто время остановилось.

     Несколько дней радости от встречи с родителями и подругами сменились разочарованием, несоответствием моих ожиданий и окружающей жизнью. Постепенно начинаешь осознавать, что больше нет той студенческой дружбы, той беззаботной среды, нет привычного общения с друзьями, что за этот год многое ушло, осталось в прошлом. При встречах со своими однокурсниками и знакомыми наши разговоры сводились к банальным словам: «Привет, ну как дела? Как ты там? А чё приехала, не понравилось?», и такими же, никакими были ответы: «Всё хорошо. А как ты? где работаешь? Замуж вышла?»

      Оказывается, что целый год я жила в иллюзорном мире прошлой жизни, создавала, оберегала свои трогательные воспоминания, мечтая вернуться туда, а вернуться пришлось в реальное настоящее, а тебе здесь уже и места нет, и если оставаться, то нужно заново приживаться, искать работу, новых друзей, жить новыми интересами.

      Созвонилась с друзьями, хотела показать, обсудить свои работы. которые нарисовала за это время в далекой, малоизвестной Туркмении, но заметила, что нет глубокого интереса, слишком темы своеобразные, конечно, если это не прочувствовано, то и остается непонятным. А как хотелось поговорить, поделиться своими творческими идеями, «открытиями», новыми впечатлениями, проконсультироваться, получить какие-то советы.
 
     Отобрав. на свой взгляд, важные работы, я направилась к своим бывшим учителям-художникам. Е.И. Вольгушев похвалил, выделил несколько графических листов, из тех экспериментальных, с процарапыванием по гладкой, лощенной бумаге, сказав, что можно продолжить в единую серию, только нужно не просто отобразить какой-то объект, а более чётко сформулировать тему, нужно знать, что хочешь сказать. Я, поблагодарила, подарила одну свою картинку про Небит – Даг.
     Мой бывший педагог А.В. Гуриков, который пять лет учил меня рисунку и живописи, неожиданно стал разговаривать со мной, не как учитель со своей бывшей студенткой, а серьёзно, как коллега. Он, обратив внимание на последние работы, которые выполнены в декоративном направлении, посоветовал выйти на большой размер, или на холст, а потом честно сказал, что вряд ли с этими работами ты пройдёшь на выставку, выставком не примет, не нужны картины про чужое, а здесь нужен Дальний Восток и картины должны быть про людей-дальневосточников, про нашу северную природу, а кому в Хабаровске интересна пустыня, кому на выставках нужна этот чужой мир, эта экзотика? Его пожеланием было: «Давай, продолжай, работай, но переходи на наши темы, и сразу думой про молодёжные выставки, творчеством надо заниматься конкретно под выставку».
 
     Я попыталась немного возразить, а как же Петров-Водкин и другие художники, которые рисовали не только Россию, но и Среднюю Азию и эти работы экспонируется на выставках. Хихикнул мой учитель, сказав: «Когда станешь великим художником, тогда любая тема пойдёт, тогда каждый музей будет рад выставить и все захотят дружить. Но до этого очень долгая дорога, имя нужно заработать, и прежде всего, через участие в выставках».
 
     Немного расстроилась, раньше, в студенческие годы, принесёшь какой-нибудь рисунок, эскиз и какие-нибудь почеркушки, то Гуриков каждую работу обсудить, посоветует, наговорит даже про то, что в голову мне не приходило, а здесь я представила работы более серьёзные, творческие, я много думала, но особого интереса к этим работам почему-то не было.
 
      Я и не собиралась покорять педагогов и моих друзей своим годовым, новым творчеством, но над словами моего Учителя пришлось задуматься, ведь действительно кому интересны здесь портреты болгарских строителей в пустыне Кара-Кумы, или тема радости весеннего пейзажа с красные маками на закате, или туркменские женщины на фоне восточной архитектуры кинотеатра Махтумкули, или верблюд с туркменским ковром и другие мои картинки. Ох, весь мой трудный, творческий труд, все мои мысли, рассуждения об искусстве оказались никому не нужными и не особо интересными.
      
      Только одна моя подруга Нелли внимательно пересмотрела все мои работы, было видно, что ей искренне понравились некоторые работы. Она сказала, что на целую выставку можно отобрать, но вряд ли их здесь выставят. Мы много с ней говорили про современное искусстве, обсудили хабаровских художников, она показала свои графические рисунки, я всегда удивлялась её сильному духу, несмотря на серьёзные болезни сердца, она активно занималась творчество. Меня всегда удивлял её уверенный рисунку, даже букетик невзрачных цветов, превращался её твердой рукой в убедительную, крепкую работу, как будто выполнена была в мужском стиле.
      
      Нелли также с полной душевной силой была влюблена т вышла замуж за Сашу, моего однокурсника, одного из самых талантливых парней на нашем факультете. Она втихаря достала рисунки Саши Лепетухина, пока он на службе в армии, я с удовольствием пересмотрела, что сделал мой коллега за этот год. Почему втихаря, потому что в художественной среде не принято показывать, обсуждать творческие работы без автора. Конечно, Сашины рисунки запоминаются, ещё во время учебы у него сложилась своя, узнаваемая манера, это не поверхностный хороший или красивый, правильный рисунок, а какой-то внутренний, обостренный, усиленный, немного ироничный.
    
      Кстати, все наши парни, сразу после окончания института были призваны на прохождение срочной службы, в основном были «армейскими художниками», все-таки высшее художественное образование им пригодилось. С Сашей я тоже встретилась, по его словам, ему даже понравилось служить художником, он чертил «километровые» карты, солдатская дисциплина у него была не слишком строгой, и натурщиков в окружении было много, так, что для себя находилось время порисовать.
      
      Я показала ему свои работы, и он оказался тем человеком, который сказал: «Тамарка, ты молодчина, есть своё индивидуальное, мне нравился контраст, который идет от всех рисунков, тени создают объем…». Как же я удивилась, как ему удалось почувствовать мои «творческие открытия», которые я с таким трудом пыталась найти, передать яркий солнечный свет и обширное пространство в этой не пустой пустыне. Наверное, мы с ним из одних «пеленок», вместе учились у одних и тех же педагогов, «вращались» в одной и той же художественной среде.
      
      Еще одна важная встреча состоялась в Хабаровске, это мои друзья, Наталья и Сергей, которые работали преподавателями на худграфе. Я узнала, что они стали мужем и женой, но семейная жизнь не получается, бывшие муж и жена не дают разводы, проблемы с детьми, родственниками, отсутствие жилья, поэтому по личным мотивам им нужно было уехать из города. Моё предложение - приезжайте ко мне в Небит-Даг, работа в художественной школе и квартира в управлении культуры тоже найдется.
    
      Отпуск и посещение родных мест,  встречи с родителями и друзьями благотворно отразились на моём настроении, на душе стало как-то легко, я распрощалась с прошлым и ностальгическая, мечтательная «химера» исчезла. Мне стало понятно, что нужно возвращаться к себе в Небит-Даг, и там тоже – мой дом.
    
     (Продолжение следует)


Рецензии