Йа Халим. Глава 6. Мистерии Любви. 99 Имен

Йа Халим. Глава 6. Мистерии Любви. Суфийский взгляд на 99 Имен Аллаха. Врачеватели Сердца

Йа Халим

(йаа-ха-ЛИИМ)

Аль-Халим – нежная любовь. Звуковой код арабского языка сообщает нам, что аль-Халим означает, что Бог проявляет чуткую любовь повсюду без исключения. Нет такого места, где мы не могли бы её обнаружить. Это качество аль-Халим проявляется во всей полноте существования. Мы хотели бы начать наше исследование с некоторых физических значений слова. Мы делаем это исследуя различные конкретные формы слов, которые принимает корень. Одно из таких физических значений содержится в слове халама, которое означает достижение половой зрелости. Халама означает наполнить водой что-то вроде бурдюка животного. Связь между половым созреванием и наполнением мехов заключается в том, чтобы вырастить большую грудь с нежными сосками. Чуткость носит физический характер, и мы могли бы сказать, что созревание такой заботливой любви приносит нежность.

Ласка – это физическое чувство, но это также и эмоциональное чувство. Аль-Халим такой любящий. Он мягкий, кроткий  и великодушный. Связь между молодой девушкой и этой отзывчивостью будет застенчивость, замкнутостью и мечтательностью. Какой способ описания! Мы предлагаем метафору Бога как молодой девушки, замкнутой, застенчивой и мечтательной.

Формы корня аль-Халим (Х-Л-М), хульм и ахлам являются категориями в толковании сновидений. Эти термины относятся к снам с сексуальными мечтаниями, а в случае мужчин фактически относятся к поллюциям. Таким образом, Имя аль-Халим предполагает качество, которое в некотором смысле может быть застенчивым и замкнутым, но которое также включает в себя активное воображение в духе сновидений. Трактовка снов – важный предмет во внутренней жизни.

Богу снимся мы, а мы воображаем Бога. Круглые предметы, такие как мыльные пузыри, создаются и лопаются. Ибн Араби называет это хальк-джадиид и говорит, что в каждый момент происходит новое творение. Между вдохами все стирается, а затем воссоздается заново. Халк джадиид прекрасно сочетается с древним индуистским учением. Это происходит ежеминутно, каждый вздох — это творение и растворение. Аллах — надувает пузыри, создающие эти ааламин, как во фразе из первой суры Корана: «Аль-хамду лилллахи рабб-иль-ааламиин». Ааламиин означает, что Богу снятся все возможные Вселенные.

В одном из священных хадисов Аллах говорит: «Я такой, каким меня представляет себе мой слуга». Такое воображение является творческой фантазией. А то, что позволяет нам мечтать воображать Аллаха, — это проявление аль-Халим. Это божественное качество любовное и творческое. Аль-Халим дает этот ахлам. И Бог испытывает ахлам, внутренний экстаз по поводу всех этих возможных вселенных или миров,  которые Бог мастерски сновидит.

Есть и другой набор значений. Хулм, качество нежности, также означает способность сохранять спокойствие или рассудительность, когда нас одолевает гнев или сильные эмоции. Это способность сохранять спокойствие, особенно в разгар кипящего гнева. Надо быть осознанным и сдержанным, чтобы успокоить свою душу и сдержать свой темперамент в случае такого волнения.

Это позволяет задержать наш инстинкт расплаты или мести предполагаемому злодею. Аль-Халим – противоположность поспешности и вспыльчивости. Следовательно, предлагая такую ;;сдержанность, это является противоядием от ан-нафс уль-аммаара, состояния эго, когда оно просто взрывается и вылетает из-под контроля. Овладение аль-Халим означает обретение способности сохранять спокойствие над состоянием души.

Есть родственное слово халама, обозначающее маленького клеща, который впивается в кожу и мучает животное. Отрицательные земные значения, связанные каким-то образом со словами, образованными от корней божественных Имен, дают нам ключ к областям применения Имен для исцеления человеческих состояний. Поэтому, если мы испытываем состояние сродни того, когда нас мучает этот клещ, мы приглашаем аль-Халим.

Призыв к Йа Халим позволяет нам сохранять спокойствие. Об Аль-Халим не следует думать просто как о спокойствии, это больше похоже на успокоение. Это способность сохранять спокойствие среди эмоциональных потрясений.

Халм по своему смыслу связан со словом сакиина (шехина на иврите). Сакиину называют внутренней пустотой. В Коране говорится: «Внутренний мир нисходит, как дождь, на сердца тех, кто взволнован». Эту фразу часто произносят в баяте или клятве инициации, которую дают при вступлении в суфийский орден. Слово «баят», или «посвящение», происходит от случая, произошедшего под деревом, когда соратники Пророка думали, что они умрут. Сакиина снизошла в момент баята. Один из самых известных хадисов о том, когда есть площадка или круг, халак – например, группа людей, которые свершают зикр. Говорится, что существует кольцо ангелов, крыло к крылу. Некоторые люди могут видеть его.  Сакина снисходит с высоты на них и в сердца людей, находящихся в кругу.

Один из товарищей спросил, может ли даже тот, кто приходит, чтобы одолжить чашку чего-нибудь вроде молока, получить сакину от Бога. Пророк Мухаммад сказал, что даже те люди, которые понятия не имели, что они делают в кругу, получают сакину. Аль-Халим подавляет хулм, или, можно сказать, аль-Халим позволяет нам впустить это качество.

Есть еще один взгляд на аль-Халима, который можно найти в Коране. Халим – нежная любовь, которая прощает. Это любовь, которая всегда прощает или может простить все. В этом смысле это похоже на аль-Гафур и Гаффар. Прощение невозможно пережить в полной мере, пока мы не почувствуем сочувствие и нежность.


Мы должны выплеснуть всю месть, весь гнев и позволить войти любви, которая есть совершенный мир. Это своего рода вытекание. То, что вытекает наружу, очень прощающее и любящее. Но она должна быть также очень сильной. Это должна быть мощная сила любви, потому что она может простить все и всегда может все прощать. Авраам (Ибрагим) проявил такое прощение, и он делал это снова и снова в своей жизни. Его зовут Халиил-уль-аллах. Это означает друга, которого ты обнимаешь, закадычного приятеля. У Авраама были такие отношения с Аллахом. Это была почти физическая близость. Авраама также называют Халим.

В Коране содержится: 'инна 'Ибрахиима ла-'авваахун халиим [Халим] 'авваахун мунииб. В этом контексте это означало бы отвернуться от гнева и обратиться к аль-Халим, от мыслей о мести к аль-Халим. Где он получит прощение? Он получает это от аль-Халим, Того, к кому он обращается. Это слово «авваа» в этом отрывке раскрывает тайну мягкосердечия.

Секрет в том, чтобы постоянно говорить «Ах». Звук «Ах» на самом деле является одним из тайных Имен Аллаха. Это первая и последняя буквы Аллаха. Ибрагим все время говорил «Ах», чтобы постоянно отпускать ситуацию и прощать, например, после ссоры со своим отцом-политеистом.

Это «Ах» наиболее близко выражает то, что дает ему аль-Халим. Он молится за своего отца, который отвергает его и выгоняет из семьи. Вместо этого он мог бы устроить серьезный спор и битву воли. Стих заканчивается фразой: «инна ибрахиима ла-халиимун ауваахун мунииб». В худшие моменты он все еще мог сказать «Ах». Вот что сделал для него аль-Халим. Оно выражает конкретное прощение, но он не сказал: «Я прощаю тебя, Отец». Он сказал: «Ах». Это нежно и любяще. Вместо того чтобы бить многобожников по голове оскорблениями, он просто сказал: «Ах».

Для нас всегда сложно быть халим, потому что в разгар разочарования и гнева последнее, что обычно приходит к нам, — это аль-Халим. Однако мы можем обнаружить, что посреди таких потрясений есть темное место, в которое мы можем пойти, похожее на темную материю в физике. Темная материя — это основной ингредиент, из которого может происходить творение. В этом месте мы можем творить.


Но чаще всего мы создаем свой собственный кошмар. Мы воссоздаем нашу постоянную мечту, и она увековечивает наше ложное «я» и наше отчуждение. Мы можем либо создать этот сон, который мы обычно создаем, либо освободиться от своих привязанностей и ждать божественного руководства. Мы можем найти способ дождаться в этом темном месте и получить благодать и руководство.

Тогда творение может происходить в направлении эволюции, а не в направлении корысти. Аль-Халим — это место, где могут возникнуть настоящие мечты, а мечты здесь на самом деле являются видениями. Они полны вдохновения и руководства. Тогда творение, которое вытекает из них, будет иметь смысл. Оно будет эволюционным и будет иметь ощущение спасения. В этом психологическом контексте аль-Халим имеет дело со спасением, а не с тем, что мы могли бы называть просветлением или откровением. Спасение приходит через благодать, а не через труд. И чтобы низошла благодать, вы должны достичь того места, которое ощущается как величайший вздох облегчения, как "Ах" Авраама.

Даже если в каком-то смысле вы можете быть сломлены, вы знаете, что вы неуязвимы даже посреди страданий.

Вы отпускаете и ждете, пока божественное придет и коснется вас. В этом месте можно было бы сказать: «Человечество не смогло сломить меня, даже несмотря на то, что мои отношения с миром отсоединили меня от божественного. Да, я сломлен, потому что я оторван от божественного». Когда вы достигаете этого состояния глубокого подчинения, возникает определенная тоска и стремление, такое, что вы чувствуете: «Теперь я обращаюсь к Тебе, где Ты? Я не могу пересечь этот океан тьмы, чтобы достичь Тебя. Только по Твоей благодати я могу преобразиться, может ли это меня коснуться». 

Когда вы достигнете этого состояния, вам некуда будет идти. Нет ничего, кроме терпеливости, спокойствия, сакиина и возможности для мечты. Потенциал хулм, возможность активации аль-Халим находится именно в этом состоянии. Грезы в этой области не похожи на сон, который есть в нашем концептуальном уме. Фантазия, возникающая в этом мощном и спокойном состоянии, становится реальностью. Здесь мечты — это созидательное воображение чистого творческого аспекта. Снисходящий хулм, чтобы мы могли его получить, является результатом уступки.

По мере приближения к такому состоянию души из системы начинает высвобождаться огромное количество ужаса. Это застой, связанный с гневом и местью. Вспышки гнева — это маневры, позволяющие избежать глубокого и темного места покинутости. Гнев дает нам непрерывность, Месть тоже дает нам что-то. Но это место забирает все. Это рана в ваших отношениях с божественным. Это вызывает высшую месть эго Богу. «Ты покидаешь меня? Тогда я оставляю тебя».

И даже когда эта ранимость высвобождена, то, что может ожидать, — это кольцо, порочный круг страха. Это называется «страхом и трепетом». Это не обычный страх. Есть страх уничтожения, но есть и страх потери реальности. Все дело в инстинкте выживания, который расположен в промежности, в нижнем центене. «Я должен выжить, я должен найти свой путь, я должен узнать, какова моя судьба. Я должен идти домой." Все эти проблемы выживания начинают возникать. И ужас в том, что приливная волна сотрет все, так что вы никогда не узнаете свое направление или цель своей души.

Это глубокий, казалось бы, иррациональный ужас. «Я совсем один. Куда ты меня взял? Почему ты меня оставил? Почему ты бросил меня в это?» Мы часто избегаем этого темного места, мечтая, засыпая или гипнотизируя себя своими историями. Мы постоянно повторяем наши истории. Или мы много смотрим телевизор, наркотизируемся и беспокоимся об общепринятых стандартах того, что такое жизнь и что нам следует делать, или о том, что обеспечивает кажущуюся безопасность существования.

В конце концов, кольцо ужаса освобождается, и нас ожидает пропасть, бездна. В этом глубоком месте вы найдете бесконечное терпение и бесконечный вздох облегчения. Всякий раз, когда относительный мир приходит за вами, вы охаете, и этот вздох освобождает вас от того, чтобы быть пойманным относительным миром . Это освобождает разум от захвата вас, и вы снова погружаетесь в пропасть. Каждый вздох уносит тебя в бездну, в глубину, во тьму, в нежность. И там вас ожидает Возлюбленный. Проявляется нежная любовь аль-Халим. «Я вне своего гнева, я вне своей боли. Я вне гордости, я вне своей разбитости. Я жду в этом вечном спокойствии, и я знаю, что в этом ограниченном терпении находится лоно творения. В этом месте Я могу создавать  или быть сотворенным ». Это хульм. И это женское качество в любви к Богу. Каждый раз, когда вы раскапываете внутреннюю местность, в обоих направлениях происходят постоянные превратности судьбы: возникает ужас , но и источник течет с чувством великой нежности и поддержки. Туда и обратно.  В один день вы обнаружите, что испытываете страх, в другой день вы обнаружите свою привязанность и так далее. Вы отменяете каждое из них и глубже погружаетесь в благодать. В конце концов, у вас может появиться место, в которое вы сможете снова и снова погружаться, чтобы отдохнуть в нем, но это часто требует многих лет работы.

Йа Халим — замечательная практика для человека, с которой можно начать, когда на поверхности много гнева. Повторение Йа Халим запустит процесс успокоения. Вы можете проследить эту нить до самой пропасти. Одно лишь качество звучания этого Имени приносит столько спокойствия, столько комфорта.

Поэтому врачеватель сердца может прописать Йа Халим тем, кто вышел из-под контроля и вспыльчив. Однако повторение Йа Халим также необходимо, когда ученики находятся на грани большого прорыва или когда они сталкиваются с самым большим разочарованием в их жизни. Оба этих случая часто воспринимаются как своего рода окончательное банкротство. Если человек не проделал большой духовной работы, в это время он будет бороться и паниковать и не сможет высвободить крайние впечатления.

Йа Халим также уместно назначать тем, кто находится на последней стадии подчинения. Они достигают той стадии, когда им нужно вздохнуть. Это поможет им понять, что здесь последнее место для отдыха. Это благодатная почва для бесконечного творчества. Теперь только божественное может прикоснуться и трансформировать. Две пары божественных Имен, повторенных вместе в этот момент, могут оказаться весьма эффективными: Йа Гафур, Йа Халим, Йа Сабур, Йа Халим.

«Высший Ужас не причинит им печали, и ангелы встретят их приветствием: «Это ваш обещанный день». Для Святых Аллаха худший кошмар, который сбывается, не затрагивает их. Их внутреннее спокойствие настолько пусто, настолько сильно, что величайший страх не окрашивает эту пустоту, не тревожит ее, он просто проходит сквозь нее.

Они в халим. В начале была бездна, и дух Божий пронизывал бездну в предвечности. Это непостижимо, но это великий потенциал. Из него может проявиться все творение. Осознание этого великого положения приводит к удивительной экстатической любви. Как мы видели, раскрытие этой экстатической любви есть не что иное, как Аллах. В этом месте не осталось ничего, кроме Аллаха.

В индуистском мифе о творении изначальным состоянием являются «воды». Вишну — Бог, спящий в изначальных водах Бесконечности за пределами времени и пространства. Затем Вишну пробуждается, и следующий цикл проявленной вселенной возникает из его пробуждения от сна в этом изначальном, недифференцированном пространстве чистой потенциальности.

Перевод: Ладомир Родумилов


Рецензии