Огнеслав Костович

Хотя автору более ста изобретений, русскому дворянину Огнеславу Костовичу, не удалось достичь широкой известности, как его современникам Николе Тесле или Готтлибу Даймлеру, его вклад в технику был значительным. Он разработал идеи о воздушной торпеде, телеграфном аппарате и оборудовании для подъема утонувших кораблей. Костович также придумал подводную лодку, дирижабль и двигатель внутреннего сгорания. Однако его проект "рыбы-лодки", созданный в 1878 году, не был принят с успехом. Подводная лодка имела один гребной винт, который двигался двумя моряками, и "метательную трубу" в носовой части для запуска торпед. Проект был критикован из-за нехватки мощного двигателя для достижения приемлемой скорости. Однако Костович не отчаивался и начал изучать существующие двигатели того времени, посещать библиотеки и встречаться с учеными. Он даже был так заинтересован историей воздухоплавания в России, что в августе 1879 года представил свой собственный проект дирижабля "Россия" членам "Первого русского общества воздухоплавателей".
В августе 1879 года на собрании группы русских энтузиастов воздухоплавания в Петербурге, Огнеслав Стефанович Костович, капитан, инженер и изобретатель, продемонстрировал свои чертежи дирижабля с жесткой системой и двигателем мощностью 80 лошадиных сил. Двигатель был бензиновым карбюраторным восьмицилиндровым двигателем внутреннего сгорания с водяным охлаждением и стал предшественником современных ДВС. Он имел электрическое зажигание, впускные и выпускные клапаны на каждом цилиндре, коленчатый вал, маховик и дроссельные заслонки. С 1884 по 1889 год двигатель был изготовлен и успешно испытан, его удельный вес составлял около 3 кг/л.с., что было рекордным показателем на тот период.

Шедевр инженерного искусства - двигатель был хранен в специальном помещении на ремонтном заводе Охтинской судоверфи в Петербурге. После прихода советской власти, он оставался там до 1947 года, а затем был передан в музей, организованный при Военно-воздушной академии в Монино. Благодаря этим усилиям, двигатель сохранился до наших дней и сейчас находится в музейных коллекциях Центрального музея ВВС России.

Более чем за двадцать лет до Фердинанда Цеппелина, Огнеслав Костович разработал жесткое воздушное судно - дирижабль "Россия". Строительство этого воздушного корабля проводилось в Петербурге за счет акционеров и поддержки Военного министерства. В апреле 1882 года газета "Московские ведомости" сообщила о быстрых темпах строительства и ожидаемом завершении работ к августу. Однако задача оказалась крайне сложной...

Дирижабль был огромным, его корпус объемом 5 тыс. куб. метров имел длину 64 метра и диаметр более 12 метров. В середине корпуса проходила вертикальная шахта-труба, в нижней части которой находились экипаж и пассажиры, а также машинное отделение. Жесткая конструкция дирижабля состояла из горизонтально расположенной круговой фермы, которая примыкала к мягкой, шелковой оболочке внутри баллона. Также имелись расчалки, идущие от втулки к ободу шахты, придавая всей конструкции необходимую прочность и легкость.
По центральной оси корпуса протягивался главный вал, на котором установлен четырехлопастной воздушный винт. Руль направления находился в передней части корабля. Год за годом работы продолжались, с техническими трудностями и необходимостью разработки новых устройств и механизмов.

Одной из самых значимых проблем был двигатель. В 1884 году Костовичу пришла информация о первом успешном полете дирижабля "La France" с электромотором, созданным во Франции. В ответ на это, Костович решил разработать свой собственный двигатель внутреннего сгорания, над которым он работал несколько лет.

Считается, что инженеры Даймлер и Майбах являются "отцами" первого в мире двигателя внутреннего сгорания, который был создан в конце 1885 года. Однако Костович начал разрабатывать свой двигатель еще в 1879 году.

В 1883 году Костович успешно построил двигатель с двумя цилиндрами, а затем испытал его на собственной лодке. В процессе разработки были проведены испытания и доведение до 1885 года, что позволило создать 80-сильный бензиновый двигатель с электрическим зажиганием и применением встречного движения поршней.

Таким образом, Костович стал пионером в области двигателей внутреннего сгорания, применив электрическое зажигание и оппозитное движение поршней. Эта конструкция впоследствии была использована во многих дизельных двигателях. Кроме того, впервые бензин был предложен в качестве топлива, в то время применяемого лишь в бытовых целях.

Двигатель имел карбюратор, через который топливовоздушная смесь поступала к впускным клапанам цилиндров через дроссельные краны. Зажигание осуществлялось электрическим током низкого напряжения и подвижными контактами. Цилиндры охлаждались водой, а смазка трущихся поверхностей осуществлялась маслом. Для равномерности работы двигателя применялся большой маховик.
В 1888 году, известно, что изобретатель обратился в Департамент торговли и мануфактур, который занимался патентными делами, с запросом о выдаче ему привилегии на использование "усовершенствованного двигателя, работающего на бензине, керосине, нефти, газе и взрывчатых веществах" на протяжении десяти лет. Также, Костович подал заявки на патенты на свой двигатель в США и Англии, и получил их даже раньше, чем в России. Русский патент был выдан ему только 4 ноября 1892 года.

Вторым "ноу-хау" дирижабля "Россия" стала оболочка из фанеры, как мы понимаем это слово сегодня. В то время под фанерой понимались тонкие листы древесины (шпон).

Костович называл свой материал "арборит" и даже построил завод с таким же названием под Петербургом. Основными продуктами завода стали изделия из арборита: бочки для вина и керосина, ящики, сундуки, чемоданы, строительные детали и даже разборные фанерные домики.

Костович создавал фанеру, смешивая древесину в разных пропорциях с различными компонентами. В процессе исследований, он пришел к выводу, что можно "разделить волокна древесины на слои, не раздробляя их, и соединить их более эффективным способом, чем в естественной структуре дерева". Соединение не менее трех древесных листов с перекрещивающимися направлениями волокон приводило к созданию прочных листов арборита во всех направлениях. Клей, разработанный Костовичем, не только склеивал листы, но и проникал в поры распаренной древесины, делая арборит устойчивым к гниению и влажности, и поэтому, постоянным в массе. Рецепт этого клея не сохранился.

В 1879 году Костович продемонстрировал свои модели летающих аппаратов: вертолета, самолета и орнитоптера, а в 1881 году начал строить полноразмерный самолет. Однако, постройка самолета не была завершена, скорее всего, из-за недостаточной мощности и громоздкости бензинового двигателя Костовича.
Огнеслав Костович вновь обратился к идее строительства воздушных судов в 1911 году, когда получил "Привилегию" на две схемы самолетов: сухопутный триплан и аэрогидроплан, которые имели общие части. Оба самолета имели вращаемые лопастные колеса, приводимые в движение двигателем, которые автор задумал использовать для разбега по воде и "висения на месте" в воздухе. Проект включал в себя принципиальную схему воздушных тормозов, противокапотажное шасси и принудительное ускорение потока под и над крылом. Корпус самолета имел форму лодки.

Двигатель представлял собой 4-цилиндровый, вращавшийся вместе с 4-лопастным винтом. Аэрогидроплан был построен из арборита, который использовался для создания корпуса, лонжеронов крыльев и других частей. В нем не было гребных колес, вместо этого лодка была оборудована крылышками поперечной остойчивости, называемыми "жабрами", впервые использованными в мире.

Несколько лет спустя, Костович начал работать над гидроаэропланом. Это был двухместный двух-поплавковый амфибий: закрытая кабина, двойное управление, плоскодонные поплавки. Почти все было сделано из фанеры. Строительство началось в 1913-1914 годах, самолет был готов, но не испытывался.

Моноплан-амфибия Костовича 1916 года был двухместной летающей лодкой. Корпус лодки был плоскодонным, с открытой кабиной перед крылом. Крыло было постоянного профиля, двухлонжеронным с полотняной обтяжкой, размах составлял около 11 метров. Двигатель мощностью 100 лошадиных сил. Самолет не был закончен из-за смерти Костовича.

Огнеслав Костович, гражданин и патриот России, талантливый изобретатель, скончался 30 декабря 1916 года в гостинице "Москва" в Петрограде. Он был похоронен с почестями на Преображенском православном кладбище. В одной из петроградских газет был опубликован некролог, в котором было отмечено, что он был блестящим изобретателем и ученым, человеком, заслуживающим того, чтобы будущие поколения помнили его необычную судьбу и научные достижения.


Рецензии