Глава I Ленин и Сталин наши вожди

С чего всё начиналось

ПРЕД-ИСТОРИЯ

Многое нам рассказывали про наших кремлёвских вождей – про Ленина и Сталина. А чтобы мы, учащиеся вторых классов ещё лучше понимали их роль в истории, Мария Семёновна – наша классная руководительница – дала нам домашнее задание: завести отдельную тетрадь, вклеить на первой странице вырезанные из журнала «Огонёк» портреты Ленина и Сталина, а под портретами написать красивым почерком «Ленин и Сталин наши вожди». По идее на классных занятиях мы должны были заполнять оставшиеся чистые листы неким содержанием, которое проливало бы свет на жизнь и деятельность наших любимых вождей. На следующем же уроке мы раскрыли наши тетради с вклеенными в них портретами и приготовились записывать всё то, что расскажет нам Мария Семёновна о наших героических вождях.

Однако, Марья Семёновна, сделав печально-испуганное лицо, сказала следующее:

– Дети, отложите ваши тетради. Обстановка поменялась. Пока оставим эту тему до лучших времён.

Причин она объяснять не стала. А мы стали ждать лучших времён, которые, если заглядывать с тех позиций в будущее, так и не наступили.
На перемене ко мне подошёл мой однокашник Мишка Шульман и спросил:

– Знаешь, почему закрыли тему? На недавнем пленуме выяснилось, что СССР переводится не так, как мы привыкли, а совсем наоборот.
– Как это? – удивился я.
– А так: Сталин Стырил Сто Рублей.

Я опешил.

– Такого не может быть!
– Ещё как может быть, – стал убеждать меня Мишка.

Мы с ним чуть не подрались. Зачем Сталину сто рублей? Непонятно. Когда он на всём готовом. Но Мишка привёл контраргумент:

– В тюрьме тоже на всём готовом, однако тырят. И не только сто рублей, но и гораздо больше.

Тогда я подумал: «Даже если и стырил, не такая уж большая это сумма по тем временам. Мой отец получал тогда жалованье девятьсот в месяц. А здесь какие-то жалкие сто рублей. Тьфу! Даже обсуждать тему неохота. Это как раз и говорит о скромности Сталина. Другой, действительно, мог бы взять и побольше.
Надо сказать, что дело с расшифровкой СССР тогда так и не закончилось.
Однако, это уже другая история с географией.

Продолжение далее: Москва 50-х


Рецензии