Холод свободы... глава 10

               
ЩЕПИНСКИЕ РАССКАЗЫ, ИЛИ ЯШКИНЫ БЫЛИ.

*семейная хроника*-быль.
                -  Глава десятая  -

                =  СИБИРЬ МАТУШКА. КАТОРГА =

"...С КОРОЛЯМИ,с КУРТИЗАНКОЙ,и даже с ВОРАМИ, МОЖНО ВЕСТИ ПЕРЕГОВОРЫ,НО С НАШИМИ ИМПЕРАТОРАМИ РОССИИ, КАК МЫ ПОНЯЛИ ПРАВДА СЛИШКОМ ПОЗДНО, РАЗГОВОР МОЖНО ВЕСТИ ТОЛЬКО С ПОЗИЦИИ СИЛЫ и ВОЛИ, ибо ОНИ НЕ ПОНИМАЮТ РУССКОГО ЯЗЫКА, ЯЗЫКА ЧЕСТИ и СОВЕСТИ ДВОРЯНИНА. С НИМИ НЕЛЬЗЯ РАЗГОВАРИВАТЬ НА УРОВНЕ МОРАЛИ...ЖОЗЕФ де МЕСТР (1753-1821),СКАЗАЛ, ХОРОШО-БЫ ЭТО УСЛЫШАЛ ВЛАСТИТЕЛЬ, В ПЫЛУ СПОРА СО ЗНАТНЫМ И СПЕСИВЫМ ВОЕННЫМ ГОСПОДИНОМ:" НИКТО НЕЗНАЕТ, ЧТО ТАКОЕ ВОЙНА,ПОКА НЕ ОТПРАВИТ НА НЕЁ СОБСТВЕННОГО СЫНА..." НИ ОДНА ВОЙНА НЕ СТОИТ СЛЁЗ НАРОДА, ПУСТЬ И ПОБЕДА В НЕЙ ЗАКОНОМЕРНА и СПРАВЕДЛИВА..."   Князь Щепин-Ростовский Д.А. 1826г.

Решётки, цепи, кандалы,
И перекрученные судьбы,
Мы все здесь кровью скреплены
Для блага истинной Свободы...
1827г.
 … Сотни лет, Сибирью владели ханы, десятки племён кочевников, жившие свободно, раз и навсегда определивших свои территории. Они кочевали из региона в регион по необъятным просторам Сибири. Занимаясь здесь скотоводством и охотой на птиц и зверей. В водах бурных и спящих рек они ловили рыбу,  употребляя её в мороженном и более  в сыром виде. Первые русские поселенцы появились в здешних краях, в конце двенадцатого века, сначала в одиночку, налаживая торговлю - обмен пушнины на оружие, а потом и привлечённые богатством края, оставаясь и беря в супруги местных красавиц. Пришлые люди,привлечённые рассказами-легендами о сокровищах и райскими картинами свободы и богатства, красотою земли, побывавших здесь товарищей, оставались в здешних племенах навсегда. Князь Михаил Александрович Ростовский по прозвищу Касатка, организовавший в четырнадцатом веке целую дружину в те края в поисках Рая, искренне поверил в некую Землю обетованную для  русского человека. Да и как ему говорили всё ведущие и испытавшие на собственных шкурах пути дороги дальних стран купцы, видевшие многое на своём веку и верившие в нахождения золотого царства, молвили ему не раз что дело ладное и надёжное. Из двухсот дружинников, посланных с купцами и провидцами Веры православной для приобщения местного населения в православную веру, в дальнюю неизведанную глухомань на край Земли вернулось лишь двое, да и те, много израненные, обездоленные здоровьем и измученные крайне. Вся их дорога заняла почти десять лет. Вот, как они описывали   увиденное здесь:
 «… Горы, скалистые столбы и холмы костяные в тех местах, больно крутые княже и всяко обросшие мнаго лесом словно щетиной, а буреломы и реки бурные и каждая проявляет свой крутой нрав ведьмин, но, как награда и блага для человече в поймах полно рыбины, и се речки временами кажущиеся и вовсе не преодолимыми. Оные места чаще безлюдные  и полупустыныя для зверя и многоголосия птицы. Но, уж княже сии больно богаты живностью и рыбой неведомой красоты и размеров в наших краях..., а местные племенники ловя сие богатство Божее прямо руками.Зимою здесь люто ветренно и холодно, почище подпола.В наших головах полная поруха от здешних чудес и причуд божьих. Лес тайга, просто непроходимы для человече. Высоченные сосны, как корабельные мачты, утыканы везде иглами, как лучины. Темнота в чащах такая, что пяток шагов не пройдёшь не упав. Всё покрыто мхом, настолько красивым, словно матерью вышитые рушники и подушки, но только не столько красный, а более розовый с голубизною и яичной патокою цветою райской. Еды, как муравьёв и мошкары разной кровяной от которой только и спасаешься прикрыв образа наши  тряпками многими, есть всё, и животные, и ягоды разной. Малины! Такие огромные кусты, как деревья, а ягоды как мёд слащавы крайне! Шапку за миг сбирается. На реках изредка их и русскаго( семейств батюшка князь) народа. Он по большей части не ухожен и грязен, но должно по правде глаголить не все, а местами. Как кряги молвят, это по большей части изгнанные за разные преступления, семейные неурядицы и убийства некие нам не понятные по Вере нашей.  Неизвестно какой веры, правят ими шаманы, как верховные правители и князья, крепости мелкие и слабые, и если кто пожелает отнять эти богатые земли, это не представит большого труда для князя и дружины барской, если же он пожелает создать новое княжество. Но основное усилие надо  более полагать на договора, а не на дружины, так как население по своему приветливо. Мы в начале, прости наши главы батюшка князь неразумных и не кори понапрасну, сие больше с испугу и неверия так то, сделали большую ошибку, навязывая им силою оружия, свои привычки и веру, за что и поплатились жестоко. Племена занимаются промыслом, рыбой. Лодки у тех с плоским днищем,способные пройти любые пороги, быстро,ловко и надёжно,не переворачиваясь, в чём очень преуспели местные народы. Из луков они стреляют, точно ангелы в сердце, точно и очень быстро. Опасные воины! Таятся на высоких деревьях, могут прямо перепрыгивать с одного дерева на другое, прямо по веткам и макушкам их…Микула ».
По следам пропавшей дружины, очевидно по меткам и карте сохранённой и переданной ему тверским архиепископом, в конце пятнадцатого века, была отправлена уже более многочисленная конная дружина в триста пятьдесят воинов и с сотней прислуги их, и трёхстами повозками с добром и пищей-мясом вяленым и муками, оружием многими пеших человек, все князя Ростовского, прозванием Темка. Мы не знаем, свершился - ли сей поход или нет, история не сохранила списки сего подвига, в результате пожара в Москве в 1547 году, всё их сгинуло. Сам же князь, Ростовский Иван Иванович, воевода Ивана III (1495 г.) и Василия IV (1516 год), погиб в битве с литовцами, на Днепре в 1516 году. А так называемые беглые преступники, крестьяне, спасавшиеся от басурман и частично казаки, пришли в этот сибирский благословенный край, принеся с собою своё искусство, культуру и земледелие для местных народов. Но, спустя почти, чуть более пятидесяти лет, здесь стали проявляться хозяева и правители из успешных казаков и правителей. Власть, часто навязанная здешним народностям, привела к появлению богатых и очень богатых. Появились холопы и ссыльные из центральных областей России. Им приходилось очень много трудиться, работать на вольных людишек, чтобы хоть как- то выживать в этих холодных сибирских просторах. Через десятилетия их жизнь стала налаживаться, и образовался свой особый круг русского сибирского человека, крепкого духом и крепкой статью, уважающего себя и новую отчизну Сибирь. Русские цари Рюрикова рода, с пятнадцатого века, поддерживали действия первопроходцев русских, а при знаменитом царе Иване Грозном навсегда закрепили окончательно за собою и земли. Русь, нашла в них верных, преданных отечеству, сильных союзников. Здесь были свои особые законы, таёжные... иногда даже, по представлению европейцев, дикие, но честные и по большей своей части очень справедливые. Грубая сила тайги, иногда преобладала над желанием царских властей подчинить народ, и ей власти, приходилось считаться с этим, проводя хитрую и желанную для народа политику. Развитие торговли способствовало зарождению благосостояния народа, началось строительство железоделательных заводов и предприятий. Купец Иван Бутыгин и его помощник Никита Смирнов в невероятно тяжёлых условиях, взяли на себя ответственность в создании производств, строительстве мастерских. Сибирь, всегда была богата на русских первопроходцев, из покон веков смелых, гордых и работящих, самоотверженных в делах своих и целях, на благо своё и  Земли Русской. Нехотя повторимся, ибо пристало время для этого, что Русский Народ, способный создать и воплотить в жизнь все свои идеи и желания, мечты, был всегда строг, расчётлив и справедлив в делах, как коммерческих, так и государственных. Вспомним походы новгородцев и ростовчан впервые года начала шестнадцатого века, а если верить, а не верить им нам нет причин, легендам и сказаниям русского народа, сказкам, рождённым из происшедшего с героями эпоса, то намного раньше созданных летописей ростовских. Также и сейчас кажется невероятными путешествия Афанасия Никитина в Индию, или первые походы с купцами воеводы Скрыпника, ростовского князя Александра Феодоровича (Фёдоровича) Ростовского (р.1370- ск.1434...по другим летописям 1442.10.11.) прозванием Щепа, в 1430 году, и много позже, в Самарканд и Бухару, с товарами. Самоотверженная любовь к познанию неведомого, тайного мира, были очень свойственны русскому народу и всем  русским князьям  всегда, и в прошлые и нынешние века. Императрица Екатерина II, в 1788 году, интересовавшаяся пополнением казны, случайно узнала от Гришки Орлова, что некий купец Иван Бутыгин, настойчиво добивается встречи с государыней. Он даже присылал неоднократно прошения и запросы из дальних земель сибирских, на право постройки заводов для переплавки руды и её продажи, для блага России… При этом, купцом присланы были расчёты и выкладки намечаемого производства, так по ним, с его расчётов, промышленность принесёт десятикратную прибыль от вложенных средств, в течение пяти лет. Иркутский купец Иван Бутыгин, с помощниками, как раньше на Руси говаривали, со своими товарищами Ермаковым и Петровичем, открыл богатейшие залежи руды на землях в Братской степи, что у малой реки Баляга. Первое кричное железо, впервые были выплавлены в сыродутных печах, которые он углядел, уже будучи в ярославском крае и переделав кое - что в них, по собственным чертежам построил их. Ермаков и Петрович построили всё по воле и распоряжению умного, предприимчивого русского купца, видевшего на века вперёд, что дало жизнь всему сибирскому краю и губернии. Начиналось зарождение промышленности на необъятных землях Сибири. Подоспевший к тому времени, Указ императрицы, прямо подтверждал необходимость строительства на Землях в Братской степи железоделательного завода, и куда уже в начале 1789 года прибыли первые мастера, плотники и строители. Приспособлялись здесь к заводскому труду и беглые крепостные, которым хитрые заводчики давали новые имена и как-бы свободы душ, а  помогали в этом также  и местные жители чрез браки,но сие делалось крайне  тихо и благоразумно, не страшась гнева и наказания властей. И уже в 1790 году, сии герои трудового беспримерного подвига выплавили первый чугун из местной забайкальской руды. Так зарождалась наша сибирская промышленность, Петровский Завод. В его печах плавили руду, в производстве работали русские крестьяне и даже ссыльные каторжане. Родившиеся дети свободных, наёмных рабочих и иных работников, по достижению ими двенадцати лет причислялись к заводу навсегда и они, дети, работали как ГРУБЕН (нем) - юнгами, учениками и подмастерьями в цехах, Заводы, цеха, мастера  и дети... где они, как рабы, дробили камни руды и сортировали её. Так царский режим, богател и жил на зарабатываемых детьми и крестьянами, перешедшими в заводские рабочие, кровавых деньгах.Смертность была очень большая. Большие потери в рабочих кадрах, произошли в 1825 году, во время эпидемии тифа, так называемой в то время, горячки. На заводе по разным историческим источникам, заболело от шестисот до тысячи рабочих, взрослых и детей, из них умерло более 110 человек. Решением руководства и по его ходатайству к власти, им было разрешено использовать заключённых и каторжан, государственных преступников, беглых, а в дальнейшем и декабристов.

  "... Душа сказала мне давно,
      Ты в мире молнией промчишься!
      Тебе всё чувствовать дано,
      Но жизнью ты не насладишься..."
Венедиктов Дмитрий Владимирович.(14.09. 1805 - 15.03.1827г.г.)
                1826 год.

Десятки, тысячи людских судеб перемолол царский режим в диких холодах Сибири. Нам никогда уже не узнать имён погибших детей и их родителей, рабочих, на заводах промышленников от капитала. Не насытный двуглавый ворон знал свои права в России, и ловко и усердно пожирал свои жертвы павших в трудах заводах и шахтах-рудниках, за благо и во славу Отечества своего. Вот что известно нам. Властями и заводчиками тщательно скрывались истинные потери наёмных рабочих, и тех же каторжан, заключённых, трупы каторжан просто закапывали в безымянных могилах, частенько  даже не отпевая их и не ставя крестов на их безымянных могилах. Да и церковь не всегда успевала отмолить всех усопших погибших на предприятиях Сибири, столь велики и часты были несчастные случаи на заводах. На ремонт оборудования и станков всегда не хватало денег...а прибыль, как известно, главное для капитала и ныне...
                " Что ты знаешь потомок о смерти,
                О Свободе в звенящих цепях,
                О мученьях в сибирских просторах...
                И о детских Священных гробах ..."
               
                Князь Щепин-Ростовский Д.А.


Рецензии