Мать и с того света поможет

 Удивительными бывают деревенские люди. Именно среди них встречаются открытые сердцем, от которых можно почерпнуть не абстрактную, а настоящую,  непреходящую житейскую народную мудрость, которую и доказывать не надо, потому что начинается она с конкретного житейского случая, а позволяет дойти до сути даже ребёнку. Не первый раз я слушаю Бакжамал, которая начинает его в том месте разговора, когда собеседники дойдут до вопроса: « Как жить?»
Вот и я снова хочу окунуться в духовную атмосферу её переживаний и дойти в который раз до вывода, что жить надо без греха, а совершив ошибку покаяться и дать зарок на всю жизнь никогда так не делать и детям своим передать это знание о жизни. Покаешься, признаешься в своём грехе и не сможешь совершить не только подобное, но и другого греха не допустишь. Вот для чего это рассказывается:
  – Я была молодой, но уже семейной женщиной, – начинает Бакжамал, вздыхая, готовя себя пережить всё заново и обновить свои мысли о старом, но таком важном жизненном случае.
Она почти пенсионерка, среднего роста, скорее худая, очень женственная в своём нарядном платье.  Её очень украшает старомодная причёска  из длинных волос, пышно приподнятых надо лбом и на затылке, закрепленных шпильками и заколками. Выразительны и её миндалевидные глаза, которые в гармонии с речью наполняются то болью и горечью, то печалятся, то становятся серьёзно - задумчивыми. Немолодое узкое лицо, с тонкой, желтоватой, чистой кожей, в мелких и крупных морщинках, привлекает внимание слушателей благородством и этими отражающимися на нём переживаниями. Поэтому слушатели не отрывают от него глаз. Жесты её скупы, но иногда она по-женски плавно взмахивает руками в гармонии с содержанием речи.
 – Это случилось, когда я была совсем молодая, лет двадцати. Но уже вышла замуж и приобрела профессию. Опыта работы у меня было мало, а должность уже ответственная – бухгалтер  рабкоопа и по совместительству кассир. Деньги поступали каждый день из сельских магазинов, а забирали их в банк раз в неделю. Денег было много, а так как я сама отчитывалась, то могла какую-то сумму задержать и отчитаться за неё позже. Всегда можно было сказать, что деньги остались, потому что их принесли поздно и попользоваться ими. И вот стала я так делать, и вскоре истратила на свои нужды больше тысячи рублей. А в те времена на эти деньги две коровы можно было купить, и ещё останется. Прихожу как-то на работу, а там ревизия приехала. Ну, я, конечно, попалась. Зарплата у меня была небольшая, а недостача огромная. Ревизор объяснила, чем мне это грозит. Вот когда я поняла, какую ошибку сделала. Наступили выходные дни, и мне надо было решить до понедельника, что делать. Ревизор продолжит проверку и будет искать каждую копейку, а я должна пояснять, что куда делось. А что будешь объяснять, если точно сама знаешь, что ты виновата, что денег, действительно, нет.
 Дома я продолжала мучиться и думать о своём трудном положении и плакала, управляясь по хозяйству. Я уже не хотела приобретённых на те деньги вещей, ясно понимая, что по сравнению с позором и судом, это такие мелочи, без которых я обошлась бы легко. И не надо было этого делать.
Муж пришёл с работы поздно и ничего не заметил. А на другой день он ушёл рано – весенние полевые работы были в разгаре – а я опять принялась плакать и метаться. Я заламывала руки, молилась и аллаху, и православной Богородице, и рыдала. Постепенно мне стало казаться, что выхода нет. Завтра наступит понедельник, и меня ждёт позор, суд, тюрьма! Я придумала повеситься, и уже нашла для этого бечёвку. И в тот момент, когда я взяла её в руки, раздался лай пса во дворе и вскоре в дверь постучали. Приехал мой старший брат Есен. После стука ага сразу по-свойски открыл дверь и зашёл на правах близкого родственника, которого всегда рады встретить  в нашем доме.
– Что с тобой, сестрёнка? Что случилось? У тебя в доме все живы?
И тут он заметил, что я держу в руках верёвку. В его глазах мелькнула догадка. Он взял меня за руки, усадил на диван и потребовал:
– А ну-ка рассказывай. Что стряслось? Не плачь. Если все живы, нет причины для подобных поступков. Из любого положения есть выход. Я помогу. Я с тобой.
– Я не выдержала и, плача, рассказала всё.
Брат задумался. А потом и говорит:
– Когда- то мать наказала мне, как самому старшему в семье, что если будет тяжко, я буду об этом рассказывать на её могиле. Не зря она так сказала. Не у меня, а у тебя трудная минута. Пойдём к матери. И он отвёз меня на кладбище. Когда я подошла к могилке, он остался стоять в стороне:
– Иди, иди, - сказал мне, - Иди и всё расскажи матери. Я подожду.
– Аман, апа!(Здравствуй, мама!) Я пришла, – начала я, – я прошу Аллаха и тебя простить меня. Я согрешила, апа, я всю семью поставила под удар и  не знаю, что мне делать. Я обнимала могилку, гладила её и рассказывала. Я не видела в тот миг окружающую меня обстановку, забыла о брате, рассказывала и каялась, и стенала от душевной боли – так мне было тяжело. Наверное, я верила в тот час, что меня слушает апа. Когда я закончила говорить, то прижалась к могилке лицом и закрыла глаза. И вдруг подо мной раздался грохот, как будто могила провалилась. Он был такой сильный, реальный, как гром, только не с небес, а внизу, подо мной. Мне показалось, что я провалилась под землю и на миг потеряла сознание. Когда очнулась и открыла глаза, то поняла, что я на земле, вокруг тихо, небо вверху ясное. Я вытерла слёзы, поблагодарила маму за то, что выслушала меня и пошла к брату. Лицо у меня было белое, как стена, рассказывал после брат. А когда я ему поведала обо всём, что было со мной на могиле матери, он сделал заключение, что мать забрала всю мою боль и теперь всё будет хорошо.
Потрясённые слушатели в этот миг молчали, каждый думал о своём.
Бакжамал продолжала:
– И на самом деле, я смогла с помощью ревизора навести порядок в своих бумагах, отчётах, понять, как важно всё делать вовремя и аккуратно, родственники помогли внести мой долг, а с ними я потом рассчиталась. Но после этого я дала себе зарок: никогда не брать того, что тебе не принадлежит, не идти на поводу у своих женских тряпичных желаний и детям своим наказала так не делать, ведь обе мои девочки пошли по моим стопам и окончили экономический факультет.
После истории Бакжамал, её слушатели приходили к выводу:
– Да, уж если у кого просить помощи, то только у матери. Мать и с того света детям поможет!


Рецензии