Зэичетэ...

     Вместо того, чтобы заниматься своим собственным творчеством, сочинительским, например, они всю свою сознательную жизнь зэичетэ. Занимаются изучением чужого творчества. 

      Когда смотришь на людей, занимающихся изучением чужого творчества, возникают два вопроса: зачем и почему они это делаю?

     На вопрос: зачем кто-то изучает чужое литературно-художественное  творчество, чаще всего отвечают, что для того, чтобы кого-то не забыли или вспомнили, а также для того, чтобы воспользовались творческим опытом того, кого вспомнили или кого продолжают читать.

      Ему гораздо интереснее попытаться ответить на вопрос: почему люди занимаются изучением чужого творчества, вместо того, чтобы заниматься своим собственным творчеством?

      В качестве лежащего на поверхности ответа возникает очень красивое слово. Самоотречение.

      Самоотречение - это отсутствие в человеке слишком большого, тормозящего направленные на других людей действия, самолюбия.

      Но он замечал, что часто зэичетэ. Занимаются изучением чужого творчества люди, у которых самолюбие в норме. Достаточное, а не крайне низкое.

      Тогда почему же самолюбивые люди, вместо того, чтобы заниматься своим собственным творчеством, зэичетэ, занимаются изучением чужого творчества?

       Скорее всего, потому что они творчество понимают как заполнение вечных и повторяющихся сюжетов своими собственными мыслями и созданными самостоятельно литературно-художественными образами.

     А жизнь чужого человека, занимавшегося когда-то или даже продолжающего ещё заниматься литературно-художественным творчеством - это сюжет, вполне достойный того, чтобы его заполнять своими мыслями и своими авторскими литературно-художественными образами.

      Можно также сказать, что люди занимаются изучением чужого творчества, потому что испытывают к данному чужому творчеству интерес и преклонение.

     А ещё они могут чувствовать ограниченность своей одарённости по сравнению с одарённостью чужого человека, изучением литературно-художественного творчества они занимаются.

      Самолюбивый человек, одновременно осознающий ограниченность своего дарования, по сравнению с дарованием того, чьё творчество он изучает - это существо, скорее всего, не реальное, а выдуманное, мифическое. Поэтому ему лучше вернуться к рассмотрению таких причин изучения чужого творчества, как интерес и почитание, преклонение.

     Испытывать интерес к чужому литературно-художественному творчеству - это, значит, не иметь возможности остановиться в проникновении в чужое творчество.

     Конечно, даже самолюбивые могут быть  сильно увлекающимися чем-то, в данном случае - чужим литературно-художественным творчеством, людьми.

     Он подумал, что интерес, увлечение чужим творчеством может быть сильной, достаточно устойчивой причиной к тому, чтобы если не всю свою жизнь, то значительную её часть, отдать изучению чужого литературно-художественного творчества, а не заниматься исключительно собственным.

      С почтением, преклонением, как с причиной  зэичетэ, заниматься изучением чужого творчества, придётся, наверное, повозиться побольше. Хотя нет. Не пришлось долго возиться.

     Почтение, преклонение можно назвать следствием того, что в конкретном человеке его самолюбия оказалось значительно меньше, чем осознания того, что его собственная одарённость, своим качеством и размерами, сильно уступает одарённости того, чьё творчество изучается.

     Интерес-увлечение  и почтение-преклонение, как ответы на вопрос, почему человек изучает чужое творчество, выводят на рассмотрение того, что  может стать результатами такого изучения.

      Биографии, исследования, копии, мистификация или фальсификация, плагиат - это возможные варианты того, чем может заканчиваться изучение чужого творчества.

      Встречаются, конечно, и те, которые изучают чужое творчество, чтобы присвоить себе какие-то произведения чужого творчества. Чтобы издать их под своим именем. Осуществить плагиат.

      Плагиат - вещь аморальная, неэтичная, а мистификация и фальсификация?

      Мистифицировать - это, значит,  изучая чужое творчество, получить  навыки создания, способами изучаемого автора, нового произведения, и выдать это собственное произведение за то, что создано автором, чьё творчество изучалось.

     Мистификация, в отличие от фальсификации - это  введение или в обман, или в заблуждение, бескорыстное. Осуществляемое из одного только спортивно-творческого интереса. Смогу ли совершить чудо: создать произведение, ничуть не отличающееся от произведений изученного авторов?

     Фальсификация - это совсем уж грязное дело того, кто изучил, в какой-то степени, чужое творчество. Сфальсифицировать - это, значит, получить или деньги, или славу первооткрывателя за фальшивку, изготовленную способами изученного автора.

     Остаются в рамках морали и этики биографии и копии, как результаты зэичетэ, занятий изучением чужого творчества. 

     Копирование, как способ изучения чужого творчества,  позаимствовано исследователями чужого словесного творчества у графиков, живописцев, скульпторов.

     Живописцы копируют чужие произведения, чтобы набить руку в применении каких-то живописных приёмов, которые некогда использовались авторами копируемых произведений.

     Изучающий чужое литературно-художественное творчество может копировать-подражать изучаемому автору, чтобы продемонстрировать слушателям, читательницам и читателям глубину, степень своего проникновения в тайны творческой лаборатории автора, чьё творчество им изучалось.

      Копирующий, подражающий исследователь делает это открыто для своих слушателей и читателей, поэтому ни о плагиате, ни о мистификации с фальсификацией здесь речь не идёт.

     Но всё-таки самым морально безупречным итогом изучения чужого творчества являются биографии. Или стремящиеся к объективности исследования.

      Биография - это заполнение сюжета жизни и творчества изучаемого автора не столько собственными мыслями и образами исследователя, сколько восстановлениями, реконструкциями не выдуманных, а действительных событий жизни изучаемого автора.

       Когда исследователю чужого творчества хочется заполнить своё описание не столько восстановлениями-реконструкциями действительных событий жизни изучаемого автора, а своими собственными мыслями и оригинальными, кажущимися первичными, а не вторичными, образами, то итог такого  исследования трудно называть биографией, лучше его назвать или биографическим рассказом, или  биографической повестью, или биографическим романом.

      Тот человек, который изучает чужое, например, литературно-художественное творчество, для создания точной, без выдумок, биографии, тот остаётся только исследователем. Или биографом.

     А тот, кто не может не гордиться своими собственными мыслями и своими художественными образами, представляемыми самому себе оригинальными, является литератором-художником, сочинителем. Такому человеку лучше не называть итог своего изучения чужого творчества ни биографией, ни исследованием.

      И так сейчас развивается жизнь, что не только лучшим биографом, но даже и лучшим исследователем чужого литературно-художественного творчества может стать нейросеть. То есть искусственный интеллект.

      Он подумал, что лично ему не хочется соревноваться с искусственным интеллектом, особенно в составлении чужих биографий и в исследовании чужого литературно-художественного творчества.

      Если в составлении биографий и в проведении исследований чужого литературно-художественного творчества,  живого человека победит искусственный интеллект, то живому человеку, есть надежда на это, останутся такие итоги не научного, а литературно-художественого ичетэ, изучения чужого творчества, как биографические рассказы, повести, романы.         
    

         


Рецензии