Лекция 1

Наступил следующий день, но меня не покидало ощущение сюрреальности[1] происходящего. «Стакан наполовину полон или наполовину пуст»?..
Не дожидаясь пока студенты окончательно угомонятся, я сделал глубокий выдох и заговорил…

-Я прочту вам восемь лекций на тему: «Молот ведьм – роковая книга средневековья». Курс - факультативный, поэтому экзамена не будет! Впрочем, как и семинаров…

По залу прокатился одобрительный гул, студенты зашевелились, обмениваясь мнениями. Я надел очки и внимательно оглядел зал, амфитеатром уходящий вверх…

- Книга написана в 1487 году монахом-доминиканцем[2] Яковом Шпренгером и деканом Кёльнского университета приором Генрихом Крамером, которого на церковной латыни величают – «Institoris[3]». О жизни Крамера информации почти нет. Родился будущий приор Крамер между 1436 и 1438 годами в Базеле и быстро продвинулся в Доминиканском Ордене. В 1488 году стал архиепископом.

Выдающийся исследователь демонизма, историк и писатель сэр Монтегю Саммерс охарактеризовал Шпренгера, как таинственного и в «высшей степени святого человека».

Итак, «Молот ведьм»...

Перевод с латыни безусловно хлёсткий, но не совсем верный с филологической точки зрения, потому что «Malleus Maleficarum» буквально значит - «Молот Вредителей», а ещё точнее - «Зловредов». Появление сего трактата было вполне закономерно и обусловлено историческими причинами. Середина и конец ХV-го века - времена смутные, тревожные и загадочные. До сих пор учёные всего мира, историки и антропологи, культурологи и философы не могут в них толком разобраться. Именно в эти годы, как на дрожжах, по всей Европе стали появляться кровавые сатанинские культы, характеризовавшиеся массовым поклонением Князю Тьмы и многочисленными человеческими жертвоприношениями. Время для расцвета сатанизма оказалось исключительно благодатным. Христианская церковь, погрязшая в ересях, содомском грехе, словоблудии и междоусобицах, ничего не могла противопоставить сатанистам, а Инквизиция ещё не прокатилась по Европе очистительным огнем…

9 декабря 1484 Папа Иннокентий VIII[4] издал буллу, в которой призвал преследовать ведьм по всей территории северной Германии. Основная цель церковного эдикта сводилась к тому, что к гонению на еретиков следовало привлечь и протестантов, как это предлагал сделать ещё Папа Александр IV[5]. Но! Одного церковного указа оказалось недостаточно и в 1486 году всё в той же Германии, появился «Молот Ведьм». Закончив свой «Молот», Авторы передали книгу на проверку в Кёльнский университет. Именно этому учебному заведению, на основании специальных постановлений их святейшеств, Пия II[6] и Сикста IV[7], было предоставлено право высшей цензуры. Декан теологического факультета Ламберт де Монте, в согласии с четырьмя иными профессорами, дал благоприятный, но несколько сдержанный отзыв. Послушайте!

«В своей теоретической части книга обстоятельна, в практической - стоит на твердой почве канонических законов. Таким образом, она может рассчитывать на сравнительно небольшой круг компетентных читателей и специалистов. За этими пределами книга с трудом найдёт усердных читателей».

Но цензоры неожиданно ошиблись. На долю трактата выпал неимоверный успех! Книга, быстро распространилась по всей Европе и именно она запустила процессы над инакомыслящими на целых 200 лет. За первые девять лет «Молот» выдержала столько же изданий. Книга стала классическим бестселлером и держала по продажам второе место после Библии, пока в 1678 году не вышел в свет «Путь паломника» Джона Баньяна[8]. Уже упомянутый нами мистер Саммерс назвал «Молот…»: «одной из наиболее важных, мудрейших и значительнейших книг в мире».

***

необязательный фрагмент. Биография мистера Саммерса
Монтегю Саммерс родился 10 апреля 1880 года в семье состоятельного банкира и получил домашнее образование. С 15 лет два года посещал колледж в Клифтоне, который так и не закончил. В юности увлекался драматургией, создал дома кукольный театр («Toy-Theatre»), в котором самостоятельно разыгрывал драматические представления.

В 1908 году Саммерс был рукоположен в сан диакона. Начал службу в церковном округе городка Бата, после перевёлся в Биттон. Один из его друзей отмечает, что именно в это время Саммерс увлекся демонологией. Вскорости Монтегю был вынужден покинуть приход по обвинению в гомосексуализме. В 1909 году Саммерс официально перешёл в Католическую Церковь. Сперва преподавал в католическом колледже, затем сам учился, но уже в семинарии. Впоследствии Монтегю Саммерс называл себя священником, хотя информация о его причастности к клиру[9] не подтверждена.

До 1926 года сэр Монтегю занимался педагогической деятельностью. По словам его учеников «он был странным, но хорошим учителем». В это время Саммерсу предложили участвовать в издании серии книг под названием «История цивилизации». Первой стала изданная 13 октября 1926 года «История ведьмовства и демонологии» («The History of Witchcraft and Demonology»), моментально сделавшая Монтегю Саммерса знаменитым. Написанная тяжёлым слогом, порой без логической связи между разделами, она содержит колоссальный фактологический материал. Первый тираж был раскуплен в течение нескольких дней. Успех убедил Саммерса в правильности выбранного направления и за нескольких последующих лет им были написаны и изданы книги о ведьмах, оборотнях и вампирах.

Помимо этого Саммерс перевёл и издал труд католического теолога и юриста Людовика Синистрари «De Daemonialitate», посвященный демонологии, а именно инкубами и суккубам[10]. Саммерс продолжал работать с книгами иных авторов, подготовил и опубликовал работу охотника за ведьмами Мэтью Хопкинса, в 1929 году перевёл на английский и издал «Молот ведьм». В этом же году Монтегю Саммерс переехал в Оксфорд, где познакомился с Гектором Стюарт-Форбсом, ставшим его секретарём. Через два года Саммерс издал первую антологию историй о привидениях - «Сверхъестественный омнибус».

В начале второй мировой войны Саммерс и Стюарт-Форбс переселились в Ричмонд, где писатель опубликовал свой последний значительный труд - «Готическая библиография». В это время Саммерс сблизился с Алистером Кроули[11].

13 августа 1948 года сэра Монтегю Саммерса нашли мёртвым на полу собственного кабинета… через три дня после даты предполагаемой смерти. Стюарт-Форбс согласно завещанию Саммерса был определён единственным наследником, однако в те времена к однополым отношениям относились не так, как сейчас, и вследствие юридической путаницы секретарь Саммерса так и не смог вступить в права наследования, а вскорости и сам скончался. На надгробном памятнике двойного захоронения - сэра Монтегю Саммерса и Гектора Стюарта-Форбса выгравирована надпись «Tell me strange things»…

***

ПРОДОЛЖЕНИЕ ЛЕКЦИИ

Теологи, философы и юристы наперегонки изъявляли восхищение «Молотом…», протестантские учёные спешили присоединиться к панегирикам католических богословов и представителей духовенства. Поэты посвящали этой книге гимны, а гениальный художник Альбрехт Дюрер даже был готов сделать к ней иллюстрации… «Покупай и читай эту книгу, о деньгах не пожалеешь»! – Это была первая печатная реклама.

В Германии, Франции, Италии и Англии «Молот ведьм» приняли как руководство к действию. Книга стала настольной, ею руководствовались инквизиторы и судьи, даже писатели в своих работах ссылались на сей труд.

И хотя Крамер и Шпренгер утверждали, что Бог никогда не допустит обвинения невиновного, но именно литературный плод их совместного труда, дал «зелёный свет» обвинениям и казням ни в чём не повинных людей, которых предварительно подвергали ужасающим пыткам.

***

необязательный фрагмент. С-тест. Расшифровка результатов

Прочтите ниже характеристику, соответствующую вашему общему С-показателю. Но не ограничивайтесь только ею, прочтите и другие. Не исключено, что определенная вами характеристика окажется не похожей на вас, тогда вы сможете подобрать себе другую, более подходящую… В любом случае результат теста не приговор, а всего лишь показатель (и только!) на текущий момент.

(0-3) (балла) – запредел ГиперАльфа. Вы уникум, совершенно лишённый страха: инстинкт самосохранения у вас практически отсутствует. Это ненормально. Вам опасно жить: вся ваша жизнь сплошной, часто неосознаваемый риск. Вы нуждаетесь в постоянной заботе, в опеке кого-то более предусмотрительного».



[1] Совмещение сна и реальности.

[2] Доминиканцы или орден братьев-проповедников (они же, неофициально - «Псы Господни»), католический монашеский орден, основанный испанским монахом святым Домиником. В 1233 году Папа Григорий IX передал им инквизицию. В 2004 году орден насчитывал 6109 монахов (из них 4488 священников). В Англии и некоторых других странах доминиканцы упоминаются как «Чёрные монахи» из-за плаща чёрного цвета, который они носят поверх длинных белых облачений.

[3] лат. – лавочник.

[4] В миру - Джамбаттиста Чибо, 1432? – 1492, папа римский с 9 августа 1484 по 25 июля 1492.

[5] В миру - Ринальдо Конти, граф Сёньи, 1199 – 1261, папа римский с 12 декабря 1254 по 25 мая 1261.

[6] В миру - Энеа Сильвио Пикколомини, 1405 – 1464, папа римский с 19 августа 1458 по 14 августа 1464. Основоположник Вифлеемского ордена.

[7] В миру - Франческо делла Ровере, 1414 – 1484, папа римский с 9 августа 1471 по 12 августа 1484.

[8] (1628 - 1688). Английский религиозный писатель и нонконформистский проповедник, классик английской религиозной литературы, автор знаменитой книги «Путь паломника». В оригинале надпись на обложке гласит: «The Pilgrim's Progress from This world to That which is to come».

[9] Клир (греч. - жребий). В современной Римско-католической церкви к клиру могут принадлежать только священнослужители: диаконы, пресвитеры, епископы и пр.

[10] Инкуб (инкубон, инкубониус) (от лат. incubo, лежать навзничь) - распутный демон, ищущий сексуальных связей с женщинами. Демон иного пола, соблазняющий мужчин, называется суккуб.

[11] Edward Alexander Crowley (1875 - 1947). Один из наиболее известных оккультистов XIX-XX века. При жизни Кроули был влиятельным участником нескольких оккультных организаций: «Ордена Золотой Зари», «Серебряной Звезды» и «Ордена Храма Востока».



3. Равнодушие - половина зла


Рецензии