Абрахам Вальд - война с табулятором в руках

12 месяцев потребовалось американским конструкторам, чтобы спроектировать и отправить в первый полет лучший тяжелый бомбардировщик II мировой войны «Boeing B-17 Flying Fortress» (Б-17 «Летающая крепость»). С 1936 по 1945 год американцы выпустили 12 700 этих машин.

Для того чтобы сбить одну «Летающую крепость», в среднем немецким летчикам приходилось тратить по 1000 снарядов, истребителям люфтваффе, для того чтобы вести прицельный огонь необходимо было приблизиться к B-17 на 400 метров, при этом стрелки «крепостей» могли атаковать противника с дистанции 1000 метров.

Случалось, что с задания не возвращалось до 25% бомбардировщиков «Boeing B-17 Flying Fortress». Немцы, японцы и американцы активно собирали данные об уязвимых местах и критических попаданиях тяжелых бомбардировщиков. Первые хотели как можно больше сбивать слабо уязвимых «крепостей», а вторые терять меньше машин и экипажей.

Американцы упорно навешивали на B-17 новые бронеплиты, к концу войны их масса составила 1 тонну. Хотя конструкторы и бронировали основные системы живучести самолета, тем не менее потери среди бомбардировщиков оставались высокими. Достаточно будет сказать, что за годы II мировой войны американцы потеряли около 30% этих самолетов.

В 1943 году командование американской бомбардировочной авиации обратилось за помощью к ученым работающим на армию, перед ними поставили два простеньких вопроса: «Как повысить у «крепостей» эффективность бомбежки? Что необходимо сделать для сокращения потерь бомбардировщиков?».

За решение второй проблемы с увлечением взялся венгерско-еврейскй математик Абрахам Вальд. Статистики из его исследовательской группы проанализировали тысячи фотографий попаданий по «крепостям». «Средняя температура по больнице» показала что чаще всего огонь пушек противника поражал хвост, крылья и нижнюю часть фюзеляжа. Когда с результатами ознакомились бравые вояки, они тут же поставили перед конструкторами задачу, укрепить выявленные слабые места.

Резко против этого решения высказался Вальд, он заявил, что дополнительные усилия и ассигнования по увеличению живучести бомбардировщиков будут потрачены впустую. Рассуждая как бы сам с собой, он рассказал, что его удивило, что на снимках нет попаданий в двигатели, или кабину пилота. Ученые не увидели их потому, что именно после таких повреждений самолеты не возвращаются на базы. Военно-полевые врачи практически не оперируют людей со сквозным ранением головы, или прямым попаданием в сердце. Почему? Да потому что после таких поражений бойцы отправляются не на операционный стол, а сразу в могилу.

Защищая свою концепцию, ученый сказал, что изрешеченные конструкции крепостей, вернувшихся на базы, не нуждаются в дополнительной защите, они и так не раз демонстрировали свою живучесть. Защищать нужно те участки самолета после поражения которых машина гарантировано не возвращается домой.


Рецензии