Мифы русского мира. Доска учета почета

От эпохи СССР нам мало что досталось из уцелевшего в очередном дебоше либерализации жития и его основ по-русски. Кажется неизменными стоят доски почета или учета почета

Эти доски пришли в Россию как подарок от императора Хунъу (не путать с Хунь Ёй или Хулой и, уж тем более, с Суллой династии Мин (он повелел построить в каждой деревне империи два павильона, в одном из которых на стенды заносились бы хорошие дела жителей, а в другом имелся бы список правонарушений, совершённых селянами. В этих же павильонах сельские старосты разбирали гражданские дела и совершали суд над нарушителями)

//См. Ray Huang, «1587: A Year of No Significance: the Ming Dynasty in Decline» («1587, год не особой важности. Минская династия в период её упадка»). Yale University Press, 1981//

В имперской России Романовых и  Советском Союзе  Доска почёта, Почётная мраморная доска — специальная доска, стенд с именами и фотографиями (позднее) лиц окончивших учебные заведения с отличием, почётных военнослужащих, научных работников, передовиков производства и так далее.

// cm. Зубарев, Федор Иванович // Военная энциклопедия : [в 18 т.] / под ред. В. Ф. Новицкого … [и др.]. — СПб. ; [М.] : Тип. т-ва И. Д. Сытина, 1911—1915//


Ликбез

Аристотель в Никомаховой этике намахал в рассуждениях об арете греков античности:

«
Люди достойные и деятельные (praktikoi) [понимают под благом и счастьем] почет, а цель государственного образа жизни почти это и есть.

Но и такое кажется слишком поверхностным в сравнении с искомым [благом]. Действительно, считается, что почет больше зависит от тех, кто его оказывает, нежели от того, кому его оказывают, а в благе мы угадываем нечто внутренне присущее и неотчуждаемое.

Кроме того, к почету стремятся, наверное, для того, чтобы удостовериться в собственной добродетели.

Поэтому добиваются почета у людей рассудительных и знакомых и [притом почета] за добродетель. Ясно, стало быть, что по крайней мере для таких добродетель лучше почета.

Но оказывается, и она не вполне совпадает с этой целью. В самом деле, обладать добродетелью можно, как кажется, и во время сна или всю жизнь бездействуя, а, кроме того, обладая ею, можно пережить беды и величайшие несчастья. Но того, кто так живет, пожалуй, не назовешь счастливцем, разве только отстаивая положение [своего учения]. Но довольно об этом. Об этом ведь достаточно было сказано в сочинениях для широкого круга.
«

Но отчего то ушли в забвение доски мраморные серые и черные


Рецензии