Родители. Чеховский К. И

       В середине восьмидесятых годов  20 века мой отец, Чеховский Константин Иосифович(28.05.1916г-4.05.2002г), участник Великой Отечественной войны, пенсионер, бывший завуч и преподаватель Щучье-Озёрской средней школы начал писать воспоминания о детстве, проведённом в Могилёвской области Белоруссии. Текст привожу дословно.
Олег Чеховский.

               
    Отец мой – Иосиф Викторович-выходец из крестьян.  Было у него два брата. Старший  – Лев Викторович,  младший – Александр Викторович. Была у них и сестра – Зинаида Викторовна. Отличался отец большой физической  силой, был красив: волосы чёрные, вьющиеся, лихо закрученные усы. Таким он был в молодости.
 
  В 1906 году он женился на моей матери и, оставив свой надел земли братьям, уехал с женой в Петроград. Там он выучился на слесаря, работал на железной дороге.
    Были у него, как говорят, золотые руки. Всё умел делать. Захотелось ему сделать кровать. И сделал - двуспальную, красивую, с позолоченными  шарами на каждой стойке (по углам), с затейливыми украшениями на передней и задней спинках.
 
 Когда во время гражданской  войны  в городе стало жить  очень трудно, начался голод, отец с семьёй вернулся в деревню, где жили его братья (недалеко от Могилёва), построил хату на своей земле и стал крестьянствовать. Нелегко было начинать жизнь  на пустом месте. Поэтому жили бедно, впроголодь, несмотря на трудолюбие и расторопность родителей. Так продолжалось лет пять.

 По натуре  отец был добрый, простой, чуткий к чужой нужде человек. Не раз бывало, отложив свои дела, он ремонтирует соседу плуг, который вышел из строя в горячее время пахоты, или оказывает кому-либо другую услугу. У отца было много самого разнообразного слесарного инструмента (настоящая мастерская), который он покупал, пока жил в городе.
 
 Также умел он добротно вырабатывать овечьи  шкуры. Получались они у него мягкие, словно замшевые, красивые (кирпичного цвета), стойкие к воде. Был он сапожником и бондарем, разбирался  и в сантехнике. Живя в городе, он не раз ремонтировал отопительную систему в доме, в котором работал кочегаром.
   Любил музыку, песни. Мать рассказывала, что в молодые  годы он лихо  играл на гармони.
 
 Возле отца и я научился слесарить и многим другим ремёслам, без которых не проживёшь. При этом он учил меня делать всё добротно, качественно. От него я впервые услышал многие пословицы:  «Поспешишь - людей насмешишь», «Семь раз отмерь – один раз отрежь», «кончил дело – гуляй смело»
   В 1930 году отец с семьёй  переехал в Могилёв, где работал кочегаром в различных организациях. За добросовестный и квалифицированный труд  его хвалили на работе.
    Умер отец на 81 году 5 апреля 1960 года. На его похороны пришли многие знавшие его люди, проводили добрыми словами в последний путь.

     Маму нашу звали Наталья Игнатьевна. В молодости была она  статной, красивой женщиной. Открытый взгляд, умные всё замечающие карие глаза, русые волосы, заплетенные в две тяжёлые косы, уложенные вокруг головы.
   
  Она хорошо разбиралась в людях, не лишена была остроумия и юмора. Была интересным собеседником. Всегда готова помочь человеку в беде. Умела дать дельный совет.
   
  Трудилась с удовольствием. Всякая работа кипела в её руках – будь то жатва или осенняя обработка льна, молотьба или обычная домашняя работа по хозяйству. Никто из соседних молодых женщин не мог сравниться с ней в сноровке и быстроте.
Любо было смотреть, как ловко и уверенно, без лишних движений, выполняет она любую работу. У неё всё хорошо росло в огороде. Всегда была сыта и ухожена скотина, прибрано и уютно в доме.
   
  А какая она была мастерица прясть и ткать, вязать тёплые вещи и плести кружева. Скатерть, связанная ею,  и теперь хранится у нас, как семейная реликвия и чудесная по красоте вещь, как память о дорогом человеке. Такая же скатерть есть и у Виктора, моего младшего брата.
   
  Когда обжились, и появился в семье некоторый достаток, мама показала своё мастерство (городской опыт) в приготовлении различных блюд, изделий из теста, солений и варений.
 Всегда у нас был вкусный хлеб. Соседи, занимавшие  иногда у нас буханку хлеба, всегда его хвалили. Готовила она очень вкусную домашнюю колбасу, домашний сыр.
   
   А мочёных яблок, которые делала она в большой бочке, удивительно красивых на вид, подобранных яблочко к яблочку, и вкусных, я нигде потом не видел.
Для всех нас это было замечательным лакомством. И что удивительно: яблоки долго не портились, сохраняя  свой вид и вкус.

 Бывало, если придёт к нам кто-нибудь из наших добрых знакомых, мама обязательно даст по яблоку на гостинец его детям. Редкое угощение в зимнее время. Годы, прожитые в городе, многому её научили.  Она имела  необходимый минимум медицинских знаний, нужных в повседневной жизни. Умела поставить банки, наложить компресс, сделать перевязку, массаж. Лечила нас, когда мы простуживались или заболевали гриппом, корью. Знала лекарственные травы, которые росли в нашей местности.
 
  Многие народные сказки мы впервые услышали от нашей матери. Бывало, просим:
- Мама, расскажи сказку.
- Какую?
-   Про сестрицу Алёнушку и братца Иванушку.
    Очень нравилось нам, как она рассказывает – неторопливо, несколько нараспев, в лицах. Не оставляя своей работы, мама начинает: - Жили-были старик со старухой…
И начиналась сказка. И хотя мы не раз слышали эти сказки, всё равно слушаем с огромным вниманием, испытывая  истинное наслаждение.
   
 Наиболее распространенные  русские пословицы и поговорки (тоже впервые) мы услышали от своих родителей – отца и матери. И говорилось это всегда к месту, к соответственному случаю. Только у отца пословицы и поговорки  всегда были связаны с делом, с выполняемой работой, у матери – с поведением человека, имели нравственно-этическую направленность: - «Чужой беде не смейся», « Не плюй в колодец – пригодится воды напиться», «Не рой яму другому – сам упадёшь»
 
   У нас в семье не было словесного воспитания. Воспитывал детей труд, пример родителей, которые работали от зари до зари, особенно в горячее время. Ведь всё, что  нужно было для семьи (питание, одежда, обувь), делалось руками родителей. Мама, например, всю зиму, помимо ухода за скотом  работ и выполнения домашних работ, пряла лён и шерсть, ткала полотно и сукно, чтобы было из чего делать бельё и одежду. Да и шить бельё, вязать носки и чулки – это тоже её работа.
   
  По мере сил и умения трудились и дети. Мне было лет пять, когда я помогал сестре Вале пасти корову. А потом самостоятельно исполнял эту обязанность. Валя стала помогать матери в её делах. Даже в лесу, наблюдая за коровой, я плёл корзины, вязал веники, собирал ягоды и грибы.

 Когда я подрос, то, как и все мои сверстники в деревне, боронил пашню, подменял отца для более сложного дела. А потом я научился пахать. Это было труднее.  Надо  всё время быть начеку, иначе выскочит плуг из борозды, а он тяжёлый. Косить я научился рано.  И так увлёкся косьбой, что один скосил около гектара клевера. С этого времени я стал постоянным помощником отца в его полевых работах.
 
  А Валя возле матери постигала женские виды работ. Научилась шить и вязать, прясть и ткать, плести кружева и вышивать, ухаживать за скотиной, жать, обрабатывать лён –словом всему, что нужно в жизни. Только Виктору не пришлось так, как нам, трудиться в раннем детстве. Сперва его несколько баловали родители, как самого малого, а потом, когда ему было лет десять, семья переехала в город. Там ему вообще нечего было делать.

 Рос он настоящим крепышом. Никогда не болел. Любил пить парное молоко, тёплое, прямо из-под коровы. За один раз сразу выпивал пол-литра. Из своих сверстников – соседей он был самым крепким. Ещё в деревне, бывало, посадит на телегу человек пять таких же, как  он сам, сорванцов и везёт. А ту телегу нелегко прокатить несколько метров даже взрослому человеку.
 
  Как-то мама рассказала мне об одном забавном случае, который произошёл с Виктором в пору его молодости. ( Меня в то время уже не было в Могилёве) У Виктора был приятель, с которым они часто проводили свободное время. Однажды от нечего делать они затеяли борьбу между собой. Виктор легко победил.

  За их борьбой наблюдал отец парня, потому что он тут же колол  дрова. И вдруг он обратился к Виктору: -  «А теперь, парень, со мной померяемся силой…»
- « А сердиться не будете, если я …»
- «А  ты, Виктор, не говори гоп, пока не перескочил»
Виктор согласился. Они подошли друг к другу и  сцепились по-русски, крест-накрест. Старший  партнёр энергично начал гнуть Виктора то в одну, то резко в противоположную сторону, а то и вовсе оторвёт от земли. Но уронить никак не может. Тут Виктор сильно, как клещами, сжал  «противника» и начал медленно клонить его книзу, ещё ниже и … положил его на лопатки. Мужик сконфужен. Он явно не ожидал такой  развязки…

- «Ну и здоровенный же ты, парень! Настоящий медведь!  Так и стали называть Виктора медведем:
- «Вон, Медведь идёт!»
И даже Валя удостоилась подобной чести:
- « Вон пошла Медведёва сестра»
 
   В  Могилёве, учился Виктор неохотно. Окончив семь классов школы, поступил в ФЗУ (Фабрично заводское училище) металлистов, где обучали литейному делу. Стал увлекаться техникой, она ему давалась очень легко.

   Работая наладчиком машин на шёлковой фабрике города Могилёва, Виктор, уже молодой человек, внёс несколько ценных рационализаторских предложений. Об этом не раз писала заводская газета. Техника потребовала знаний. Пришлось окончить вечернюю школу, а потом и химический факультет Московского политехнического института. Стал работать Виктор Иосифович  инженером на «Лавсане» - комбинате шёлковых тканей города Могилёва. Проработал до выхода на пенсию.
   
 На снимке Наталья Игнатьевна Чеховская - мать Константина Иосифовича
 


Рецензии