Почему люди не летают, как птицы?

ПОЧЕМУ ЛЮДИ НЕ ЛЕТАЮТ, КАК ПТИЦЫ?

В детстве кажется, что ангел тебе крылья подарил. Почему опускаются крылья, когда мы взрослеем?
                Ах, какой счастливый ребёнок! Он фонтанирует идеями, фантазирует, изобретает, - он родился с ангельскими крыльями! Ребёнку кажется, что он всё может, всё умеет, делится с родителями мечтами, ищет поддержку. Но, зачастую, взрослые не обращают внимания на детские фантазии, приземляя с небесных высот:- «нельзя, не трогай, разобьёшь, запачкаешься, не придумывай - этого не может быть». А потом удивляемся, почему не рождаются новые Ломоносовы и Кулибины, Пушкины и Лермонтовы, Циолковские и Королёвы? 
    Как не обломать ребенку крылья?
Надо обладать интуицией, глубоким внутренним голосом, эрудицией, чувством меры, знаниями педагогики, чтобы, формируя правила жизни ребёнка, не повредить врождённую смелость, веру в себя. Пока сохраняется интерес к жизни, полёт мысли, способность мечтать, человек способен на многое, крылья помогают оторваться от обыденности. Как только крылья опускаются - мечта меркнет, любознательность гаснет, фантазии улетучиваются. Приземлённый, не умеющий мечтать человек - скучный, неинтересный. Те, кто обламывает детям крылья, сами несчастны и растят таких же несчастных людей.
     Как часто мы одёргиваем ребёнка по пустякам? Слишком часто - ребенок испортил новую куклу, разобрал машинку, порвал страницу в книжке, даже обжёгся о чайник. Ситуации неприятны, но не катастрофичны, они не стоят того, чтобы тратить на них здоровье и портить друг другу жизнь.  Надо понять - так ребёнок познаёт мир: - это же, очень интересно узнать - как шуршит бумага, как устроена машинка, почему чайник горячий? Вот и дайте ему и лист бумаги, и старую машинку! Опасные шалости можно предупредить - опередить события.
    Юному художнику нравится рисовать красками, - ох, и грязи будет в доме! Что делать? Не стоит мешать ему расширять кругозор, развивать воображение, лучше обустроить рабочее место, пусть творит! Мало того, - искренне интересоваться результатами творчества, выяснить, что лохматая тётя - это и есть его любимая мама. Со временем ребёнок научится рисовать красивую маму, а заодно птицу, небо, речку, космические дали. Пусть у него не проявится большой талант рисовальщика, музыканта или писателя, но он получит удовольствие от творчества. В детских играх формируется характер ребёнка!  Малыш разбил мамину чашку, - теперь он знает, как звенит разбитая посуда! Не следует срывать на нём своё раздражение, -  ведь малыш сделал это случайно. Кроха берёт в руки веник, чтобы собрать осколки. Смотреть на это смешно и грустно, - хочется быстрее убрать самому, - родители, не мешайте, мы только подстраховываем, - ребёнок учится жить!
    Не принимайте за него решения, пусть сам проявляет инициативу, иначе вырастет инфантильный человек, ему ничто и никто не интересен.  Не старайтесь предупредить каждую ошибку, - ошибки тоже бывают полезны, - так дети учатся отвечать за свои поступки. Вместо многословной критики за неправильный поступок нужно вместе с ребёнком разобрать ситуацию, помочь найти правильное решение. Занудное назидание, наказание ведут к пониженной самооценке, - такие люди становятся хроническими неудачниками. Малыш рассказывает про бабочек, которых сегодня изучали в детском садике. Покажите ему документальный фильм, книжку, расскажите о жизни бабочек – так вы закрепите интерес к насекомым. Чем шире спектр увлечений ребёнка, тем более разносторонней личностью он вырастет, тем легче ему выбрать жизненные ориентиры. Развитое воображение, широкая эрудиция помогут ему стать успешным и счастливым человеком. 
  Помнится, в детском фильме школьники под общий смех зрительного зала исполняют песенку про Васю, у которого проблемы с математикой: - «папа решает, а Вася сдаёт». Папе было стыдно за «медвежью услугу» сыну, а Васе? Зачастую, не стыдно, он привык не напрягаться: - папа всё равно сделает быстрее и лучше. Ребенок понимает, что за него всю жизнь будут решать. Сможет ли он сам построить карьеру, создать хорошую семью?   
    Выбор будущей профессии - ответственное дело, но родителям не стоит брать последнее слово, - нужно несколько лет знакомить подростка с разными профессиями, исходя из способностей и особенностей личности подростка, а выбор останется за ним. Девочка мечтает стать артисткой, но лучше, если она выучится на врача – в старости будет нас лечить, - прививать интерес к медицине надо было с раннего детства. В ином случае - мечта рухнет, начнётся депрессия, что может вылиться в порочные пристрастия.
     Нередко 30-летнее «дитя» сидит на шее у родителей, - сам он в «поисках себя», часто меняет работу, а в 40 лет уже не хочет работать.   
    Почему случилось так, что мы вырастили бесполезного для общества человека? Почему он не стал разносторонней личностью? Ведь мы так его любим! Значит, плохо понимаем, что такое родительская любовь. А этому надо учиться.
    Мы будим ребенка в школу, а потом в институт, и удивляемся: - почему он не научился сам вставать? Мы всю жизнь его кормим, обстирываем, раздражаясь от того, что вырос большой «дядя», а такой неумеха. Мы делаем с ним уроки, не веря в то, что ребёнок способен это сделать сам. И он вырастает, не научившийся брать на себя ответственность за свою жизнь, не умеющий контролировать своё настроение, отношения в обществе, добиваться целей, быть счастливым. Сказано: - не помогай, если не просят, не советуй, если не просят, не беспокойся о других больше, чем они сами беспокоятся о себе, а делай это постепенно, ненавязчиво. 
   Мы учим летать своих птенцов со связанными крыльями, не выпуская из зажатых ладоней. Обучить полёту словами невозможно, - надо раскрыть ладони и помочь ему отправиться в собственный полёт, чтобы потом не удивляться - почему растёт ленивый птенец?
   Родительская любовь - это наша способность не акцентировать внимание на неудачах, а радоваться победам. Родительская любовь – это интересная  жизнь родителей, а не холодное гнездо с одинокой матерью, живущей ожиданиями звонка от непутёвого чада, где ребёнка поджидает тазик дочернего чувства невыполненного долга и ведёрко сыновней вины за беды своих несчастливых родителей. Надо уметь мечтать самим и учить детей добивать своей мечты! И тогда вырастут смелые и добрые люди!    
   Вспоминается фильм моего детства «А если это любовь», где неизведанное чувство - первую влюблённость старшеклассников большие тёти признали преступлением; что стало с героями? - Их чувства погасли настолько, что и думать о романтике боялись, на всю жизнь они остались с ранеными душами.   
     Вряд ли можно пройти жизненный путь гладко, без испытаний, потрясений, падений. Но счастлив тот, кто умеет подняться. Сказано: -  «Встань и иди!». Человеку не даётся ноша не по силам, значит, сил хватит, чтобы дойти, значит, жизнь продолжается. Вызывает восхищение рецепт достижения цели Вениамина Каверина: - «Бороться и искать, найти и не сдаваться».
    Вспомним из нашей прошлой истории: - тысячи забитых тяготами жизни    крестьян уходили в паломничество по городам и весям, по святым местам. Что двигало странниками? Жажда иной жизни – справедливой, интересной, счастливой. Вряд ли они обретали райскую обитель, но в серую обыденность редко возвращались.
   Сохранить способность заниматься творчеством, мечтать до старости – величайшая радость. Но бывает и так, что мечтать не хочется, потому, что впереди нет будущего. И всё же, не стоит уныло ждать заката; пока есть жизненные силы – стоит мечтать, получать наслаждение от приближения мечты. Надо только выбрать правильный ориентир - с попутным ветром легче двигаться вперёд. Жизнь мечтающего человека насыщается смыслом,   даёт ощущение крыльев за спиной. Например, наша жизнерадостная соотечественница мечтала прыгнуть с парашютом, и прыгнула - в 90 лет, с внуком ходит в танцевальные клубы, путешествует по миру, - мы её недавно видели в известной телепрограмме, где бабушку переодели в модную одежду. 
    Боль незаслуженных обид, несправедливость делают человека легко уязвимым, не всегда получается прожить так, как хочется - кто-то уходит от нас, кто-то предаёт, и в этом не всегда наша вина. Полученное в детстве умение не увязнуть в болоте трудностей рождают новые силы, твёрдость духа. Вспомним замечательные слова известной песенки: - «Кто весел - тот смеётся, кто хочет - тот добьётся, кто ищет - тот всегда найдёт». Мудрые говорят: - Когда закрывается одна дверь – открывается другая, возможно – это та, которая нам нужна. - Даже если сегодня нет опоры, это не значит, что она не появится завтра; - проигранная битва – это еще не проигранная война; - у великих душ есть великая воля к победе; - упавший духом гибнет раньше срока; - гнев разрушает волю; - ошибся – начни сначала, подлечи раны и снова в бой; - не останавливайся: - дорогу осилит идущий; - помни: - самый тёмный час перед рассветом; - не унывай: - сотни верст выгоревшей степи не нагонят столько тоски, сколько один унылый человек. Ах, какие правильные советы! Только бы научиться им соответствовать.   
      Почему люди не летают? – задаётся вопросом Александр Николаевич Островский в пьесе «Гроза»: - «Катерина. - …Я говорю, отчего люди не летают так, как птицы? Знаешь, мне иногда кажется, что я птица. Когда стоишь на горе, так тебя и тянет лететь. Вот так бы разбежалась, подняла руки и полетела. Я жила, ни об чем не тужила, точно птичка на воле. Маменька во мне души не чаяла… А знаешь: в солнечный день из купола такой светлый столб вниз идет, и в этом столбе ходит дым, точно облако, и вижу я, бывало, будто ангелы в этом столбе летают и поют… А какие сны мне снились, Варенька, какие сны! Или храмы золотые, или сады какие-то необыкновенные, и всё поют невидимые голоса, и кипарисом пахнет, и горы и деревья будто не такие, как обыкновенно, а как на образах пишутся. А то, будто я летаю, так и летаю по воздуху. И теперь иногда снится, да редко…»
   Почему героиня пьесы Катерина перестала летать? И не только потому, что закончилось беззаботное детство возле родимой матушки, где было много свободы, радости, любви, открытий, - на смену любознательности, поиску истины пришли равнодушие и нестерпимая скука. Тех, кто растерял на жизненной дороге ангельские крылья, ждёт тусклая жизнь - тоска по утерянному и душевная пустота. В пыльной серости – затхлые углы, там нет места полёту чувств, там негде летать бабочке! 


Рецензии
"Надо только выбрать правильный ориентир - с попутным ветром легче двигаться вперёд."
В кто знает, какой он правильный?
Помните, чеховскую Чайку? Нина Заречная хотела стать актрисой, играла в провинциальных театрах. Ею увлёкся Тригорин, родила ребёнка. Но ребёнок не был нужен ни Тригорину, ни Заречной, потому умер.
Но Нина считала себя Чайкой и ради своей мечты жила.
Было бы лучше, если бы у неё не было таких крыльев и она ходила бы по земле.

Треплев, который любил Нину, считал себя писателем.
а когда понят, что то, что он пишет людям не нужно, застрелился.
О таких летающих написал Борис Пастернак: "Как летом роем мошкара Летит на пламя,"
Обжигает крылья и падает.
Важнее научить молодых тому, чтобы они не падали.

Владимир Иноземцев   04.03.2024 13:52     Заявить о нарушении
"А мне летать охота". Привет от Водяного. Он тоже хотел летать.

Наталья Морсова   05.03.2024 11:32   Заявить о нарушении