Царицынская переволока, где ты? 12

Фото над текстом взято из книги "Чистая вода от чистого сердца".

Про Царицынскую переволоку я написал достаточно много. Конечно не всё, но этого достаточно, чтобы понимать - почему она так называлась. А если кто не понял, то я уточню: Пётр Первый приложил немалые усилия, чтобы свести все торговые пути в пределах губернского города Царицын. Для этого были проведены грандиозные земляные работы на водоразделе между притоками Волги и Дона. Этот разделительный Петров Вал простирался от истоков реки Волжской Царицы, в устье которой изначально была построена кирпичная цитадель Царицынская, до города так и называющегося -  Петров Вал. Длина по прямой между крайними точками оборонительной линии составила сто семьдесят один километр, а учитывая её изгибы, подстраивающиеся под рельеф местности, протяжённость оборонительного объекта протянулась на двести километров рвами и валами перед ними. Ранее это расстояние было пронизано десятками притоков Волги и Дона, между которыми, по волокам, бесконтрольно передвигались люди и товары. Что было на руку контрабандистам, разбойникам и степным инородцам, похищавшим местных жителей для продажи в рабство. А царь Пётр оставил всего шесть действующих волоков, где таможенники собирали пошлину с товаров в государственную казну. Все эти волоки были под защитой трёх крепостей, две из которых были специально построены по этой надобности. Итак – три волока соединяли истоки притоков Дона с рекой Волжской Царицей. Это Яблоневая влочь от истоков речки в балке Яблоневой к истоку Царицы в современном микрорайоне Горьковский. Второй волок к Царице осуществлялся от Печаного Ерика в районе современного поселения Песчанка к другому истоку Царицы в том же микрорайоне Горьковском. А третий волок был в районе Мечетской крепости, от которой остался лишь погост на месте крепостной церквушки. Сейчас это кладбище микрорайона Гумрак, рядом с которым чётко видны из космоса фундаменты крепостных строений. Вот вам три волока откровенно царицынских. Но, возле крепости Мечетской была «развилка» волоков – от истока реки Рассошка был самый короткий волок в реку Царицу через Балку Гнусина. Два гнусинских истока зажимали островок с крепостью, заменяя крепостной ров.  От этого крепостного рва в сторону Волги был второй волок к истоку речки Мокрой Мечетки, поэтому крепость и называлась Мечетской. Ещё два волока  сводились воедино возле крепости Грачевской – они осуществлялись между истокоми речки Грачи. Один из них, под названием Балка Конная своим истоком приближался к истоку речки Орловка, впадающей в Мокрую Мечетку. Второй исток речки Грачи собственно и обладал этим странным названием и соединялся каналом с речкой Ерзовкой. Всё! Это и была Царицынская переволока. Кроме Петрова вала, территорию между Волгой и Доном, защищала Царицынская сторожевая линия протяжённостью пятьдесят четыре километра. Она, представляла из себя ров глубиной в среднем семь метров, перед которым был насыпан земляной вал под три метра, а ширина рва была чётко восемь метров.   Линия включала в себя двадцать семь караульных помещений с полным штатом пограничников. А по столбовой дороге от станицы Калачинской до Царицына патрулировали казачьи разъезды. В общем, при Петре, граница между двумя великими реками была «на замке». Я посчитал необходимым прокомментировать суть Царицынской переволоки перед обсуждением выложенной над текстом фотографии. Это было сделано для того, чтобы читатели понимали важность реки Волжской Царицы в передвижении через неё к донским волокам товаров и людей, как по важному отрезку Великого шёлкового пути. Прежде чем проводить своё собственное расследование по волжско-донским водно-транспортным артериям, я посмотрел что собой представляет современная река, бывшая при Петре «золотой жилой». Для этой цели я нашёл дореволюционную фотографию Астраханского моста в Царицыне, и сравнил её с современной фотографией. И признаться, был впечатлён! Современный железобетонный мост, длиной двести восемьдесят восемь метров, взметнулся над практически сухим руслом когда-то полноводной реки. Сейчас дно водоёма покрыто желтыми камышами. А вы посмотрите - какой была река в начале двадцатого века! Между насыпями, вдающимися в реку, над полноводным руслом Волжской Царицы вознёсся мост (по-моему деревянный). Ширина реки под мостом метров сто с небольшим. А перед ним – метров двести!  Значит, по Царице могли проходить любые речные суда от семиметровых плетёных из лыка будар, до Стеньки Разина челнов - длиной под сорок метров, шириной восемь, высотой под три метра. Думаю, они и стоят у причала перед мостом - над предмостовой насыпью видны высокие мачты парусников. Возле левой стороны фотографии, так вообще, видна мачта настоящего парусного корабля. А у места впадения Царицы в Волгу видны парусники поменьше, или просто расстояние скрадывает их размеры. Можно рассуждать о том, что на состояние реки повлияло строительство Волгоградской ГЭС, но это отговорки. Обмеление рек в черте города вполне устраивает местную администрацию. Для транспортировки товаров и пассажиров, сейчас есть железная дорога, автомобильная трасса, на крайний случай можно задействовать транспортную авиацию. А реки – это головная боль. Будь они в полном порядке - замучат наводнения во время весенне-осенних паводков и затяжных дождей. А так - пустое русло «проглотит» любой паводок и даже не приблизится к дореволюционному уровню реки. Всё, что касается реки, я уже написал, осталось продемонстрировать способ волочения судов на волоках. В следующей публикации я это сделаю. Продолжение следует.


Рецензии