4. 3. 24

                Золотая   паутина 

 Жил старик по имени Эн, с ухмылкой на лице.

Однажды он обнаружил за шкафом – домашнего небольшого паука. В этом бы не было ничего удивительного, если бы не история, которая из этого обстоятельства получилась.

Паучок держал в лапках золотистую пчелу и пил из неё золотистую кровь. Пчела  громко жужжала.

Старику стало интересно:  вырвется  она или погибнет? Но вот пчела выбилась из сил и стихла. 

 – Молодец, паук!  Ловкий, как янычар! – похвалил  старик,  который был недобр. – Не люблю пчёл!

Когда-то в детстве Эн украл на чужой пасеке мёд из улья. Пчёлы его сильно ужалили и, хотя прошло много лет, Эн не простил всему пчелиному роду.

Тут паучок принялся бегать по стене в углу за шкафом и плести паутину.

– Никогда не видел такой необычной паутины, – пригляделся старик. – Золотистая.

Он сорвал одну паутинку, поднёс к окну, стал разглядывать её в лупу.

– Золотая! – воскликнул старик. – Паутина из чистого золота!

Он поспешил обратно к паучку:

– Ах ты, дорогой мой Янычар! Кажется, кое-что я понял! Ты выпил кровь из золотистой пчелы, поэтому и твоя паутина вышла золотой! Однако ко многим паукам в лапы попадаются пчёлы, но все пауки плетут самую обычную паутину, а ты – золотую. Ты – не обычный паучок и принесёшь мне счастье!..

С того дня старик Эн забыл о бедности,  благодаря золотой паутине. На месте домика с маленькой грязненькой комнаткой был построен новый большой дом.

А в по всей стране разнёсся слух о старике, который продаёт на базаре изумительные кружева из тончайшей золотой нити. Никто даже не предполагал, что их плетёт паучок. Эн никому не показывал его и не рассказывал о нём. Он говорил, будто сам своими руками сплетает эти узоры из заграничной золотой нити, трудясь с утра до ночи. А по ночам, лишая себя сна, придумывает узоры, один лучше другого.

– Да-а, я тружусь, не жалея сил, – говорил старик Эн. – Мне жаль продавать мой труд, так он мне дорог!

Люди стали почитать его великим мастером и удивительным человеком и покупали у него золотые узоры задорого. В том краю даже мода появилась – в каждом более или менее состоятельном доме на самом видном месте сияло золотое кружево.

Янычара старик Эн держал в чулане и запирал на ключ. А кормил его одними золотистыми пчёлами.

– Должен тебе признаться,  –  сказал ему Эн, – что, дожив до старости, я не овладел никаким ремеслом, и мне из-за этого было обидно людям в глаза смотреть. Теперь же люди меня зовут великим мастером, почтительно кланяются мне, когда я иду по улице, и очень хорошо платят. Я мечтал о такой жизни!..

…За домом старика Эна было поле цветов. А за полем в своём домике жил пасечник – сын того пасечника, у которого много лет назад жадный и ленивый мальчик с ухмылкой на лице украл мёд, и его покусали пчёлы.

Пасечник,  сын  пасечника,  как  его отец, честно трудился всю жизнь на пасеке. Богатства не нажил, но своей долей был доволен...

Однажды он стал замечать, что в его улей на вечерней заре возвращается  меньше рабочих пчёл, чем улетело утром. И каждый день происходило одно и то же.

   – Если так дело пойдёт дальше, я останусь без пасеки, - вздохнул пасечник. 

И, глядя в бинокль, начал наблюдать за своими пчёлами.

Те, не задерживаясь у полевых цветов, летели за поле и одна за другой скрывались на чердаке серого каменного  дома.

Пасечник  побежал  через  поле.  Подбежав к  дому, он вскарабкался по каменным серым выступам до чердака, и увидел у окошка на табурете – таз, полный мёда. А в тазу копошились, отчаянно жужжали прилипшие к меду пчёлы.

Тут на свой чердак пришёл старик Эн, положил несколько пчёл на блюдце и вышел с блюдцем.

Пасечник влез на чердак и – тайком за Эном. 

Хозяин дома отпер чулан,  где держал Янычара, и вошёл туда, а пасечник  пролез в окошко, скорей к чулану и заглянул в приоткрытую дверь.

– Кушать подано, ваше превосходительство! – захихикал старик Эн.

Янычар прыгнул в блюдце с пчёлами -- и по очереди выпил из них золотистую кровь, всю  до капельки.

– А теперь за работу! – приказал хозяин. – Наплети мне паутины больше, чем вчера, а завтра – больше, чем сегодня.  Я хочу стать самым богатым в мире. А если будешь лениться, то буду тебя хлестать этой плёточкой! – и он достал из кармана специально сделанную для паука крошечную плеть.
Янычар  вскочил  на  стену,  принялся  бегать  по  кругу  и  плести золотую паутину. А старик Эн помахивал плёточкой, и глаза у него горели жадностью.

Паучок в считанные секунды сплёл прекрасный золотой узор. Эн осторожно снял его со стены и хотел уже отнести на базар. Но тут раздался голос пасечника:

– Ты всегда был жаден до чужого добра.

Сначала Эн вздрогнул, прижимая паутину к груди, но затем ответил с ухмылкой:

– А-а, это ты, пасечник, сын пасечника! С чего ты взял, что это твои пчёлы?

– Я бежал за ними от моей пасеки! – воскликнул пасечник. – Сейчас позову полицию, и тебя арестуют!

– Это  ты  пробрался в мой дом, как вор, тебя и арестуют.  А что пчёлы твои, ты не сможешь доказать, – засмеялся Эн.

–  Тогда  я  выбегу на улицу и всем расскажу, что ты никакой не мастер, а лжец! – и пасечник побежал вниз по лестнице к выходу.

 Но Эн ловко подставил ему ногу. Пасечник упал и замер без памяти...

 – Теперь настал твой звёздный час, мой дорогой паучок,– сказал Эн. - Опутай этого пасечника золотой паутиной с ног до головы, чтобы он весь стал, как золотая статуя. Иначе я тебя захлестаю плёточкой! 

Паучок быстро принялся выполнять приказание, а Эн перекатывал пасечника с боку на бок, чтобы паук везде мог пролезть и опутать.

– Скорей! Скорей!  –  торопил Эн.  –  Запутай его лицо так, чтобы он не смог дышать…

Наконец получилась статуя, будто вылитая из чистого золота: так плотно была соткана золотая ткань, которая теперь засохла и стала твёрдой.

Эн скатил статую вниз, уложил в тележку и отвёз на аукцион.

Статую купил местный судья.

– Неужели эта статуя из чистого золота -- тоже ваш труд? – спросил судья.

Солнце в окно ярко осветило золото.

– Да, – со скромным видом ответил Эн. –  Захотелось испробовать свой талант в скульптуре.

– Вы – мастер на все руки! – сказал судья. – Величайший мастер!

До того дня самым богатым человеком в этом городе был судья. Но ему так понравилась статуя, что он отдал Эну почти все свои деньги. И старик Эн пошёл к себе домой, тихонько напевая:

– Теперь я самый богатый, самый-самый-самый богатый!...

А судья, окруженный гостями, которые пришли поздравить его с замечательной покупкой, восхищенно повторял:

– Великий мастер – этот старик Эн!..

Но тут вдруг…

– Что такое? – сказал судья. – Мне послышался странный звук.

Звук повторился.

Судья прислушался – и отпрянул от статуи. Статуя стонала.

– Разве бывают живые статуи? – спросил судья, утирая холодный пот со лба. – Или мастер, желая пошутить, вложил в неё механизм с таким странным звуком?..

А статуя стонала всё громче.

Среди  собравшихся  был  врач,  и он всюду  носил с собой врачебный чемоданчик. Врач достал из него фонендоскоп, которым прослушивал больных, приставил к статуе и объявил:

– Я  слышу стук человеческого сердца.  Там, под золотой скорлупой, есть живой человек.

Все ахнули опять. Только врач был спокоен. Он вынул из своего чемоданчика очень острый скальпель и осторожно принялся разрезать твердую золотую оболочку статуи.

– Не пораньте человека! – шептали люди, затаив дыхание.

И наконец из скорлупы показался пасечник. Совершенно живой! Он улыбался и бормотал:

– Благодарю вас, благодарю…

Злого старика Эна тотчас арестовали и посадили в тюрьму.

… Эн целыми днями сидел на тюремной кушетке  и  с неизменной ухмылкой смотрел через оконную решётку. Вдруг через решётку на подоконник -- влез паучок.

Старик Эн поспешил к нему, взял на ладонь, поднёс к щеке. Паук стал ласкать щёку старика мохнатыми лапками.

– Я тебя мучил, а ты прибежал меня утешить? – спросил старик и зарыдал.

С того дня на его лице никогда больше не показывалась ухмылка.  Эн светло улыбнулся, говоря паучку:

– Впервые в жизни у меня есть друг. Мне хорошо.

Да, паучок, как ни странно, полюбил старика. Когда Эна уводили в тюрьму, а тайна золотой паутины всем уже была известна, паук спрятался в щель в стене. Потом вылез и побежал из дому по следам. Немало дней и ночей спешил он к своему Эну. Наконец прибежал к тюрьме, влез на стену и стал бегать от окна к окну, заглядывая – нет ли там его старика? И нашёл!

А скоро к Эну пришёл пасечник.

Судья рассказал ему, что он, как установило следствие, остался жив благодаря двум дырочкам в золотом панцире под носом у пасечника. Так он дышал воздухом, а потом, придя в сознание, застонал. И его освободили.

– Да, – добавил судья: – Эн признался, что  велел  своему необыкновенному паучку опутать вас золотой паутиной так, чтоб вы наверняка задохнулись. А паук не выполнил ужасного приказания…

Увидев улыбающегося, совсем не злого Эна, пасечник сказал:

– В городе говорят, что паук, который ткал золотую паутину, сам пришёл к тебе и живёт с тобой.

– Как видишь, – с улыбкой ответил Эн, указывая на паутину в углу, однако не золотую, а обычную. На ней сидел паук.

Эн засмеялся и произнёс веселым голосом:

– Знаешь, тюремщики один за другим приносили ему пойманную пчелу (они за ними бегали по тюремной клумбе) и давали пауку, чтобы он соткал им золотую паутину. Однако что-то произошло в моём паучке. Он выпивал пчелиный сок, но паутина у него получалась самая обыкновенная. Видимо, от пережитого (мой арест и его путешествие по улицам) он потерял свою удивительную способность.

– Я принёс ему гостинец, дохлую муху, – улыбнулся пасечник и протянул пауку гостинец.

Тот схватил и взял муху лапками. 

– Ты добрый человек, – улыбнулся сквозь слёзы Эн. – Прости меня!

– От всего сердца, – сказал пасечник и развернул большой свёрток. – А вот и тебе гостинец...

Это была банка с сотовым солнечным мёдом...   

 

                Такая странная история

У хозяина ослика — не было ни слона, ни верблюда, ни быка, ни коня, а был у хозяина ослика только ослик. 

Хозяин на него с двумя тяжёлыми мешками сел и хотел ехать в город, но сосед ему говорит:

– Возьми меня! 

– Садись, – пригласил тот.

– А мою жену — можно?

– Пусть садится, – пригласил хозяин ослика. 

– Только она ещё прихватит наших детей и кой-какую поклажу. Можно?

– Пожалуйста, не жалко! – пригласил всех щедрый хозяин ослика и, когда все уселись, сел и хозяин, и сказал: – Но-о! Поехали-и-и!..

Тогда его друг, жена друга и дети — спросили:

– А на ком ехать-то?

Смотрят — осла нет. Искали-искали -- да не нашли. Так в город и не поехали.

… А ослик тем временем не исчез, а просто под тяжестью ноши – ушёл в землю. И думает:

«Раз хозяин ко мне так относится, то и буду под землёй жить».

Вот научился он в земле двигаться, расталкивая её копытами, мордой и хвостом; затем и ходить, с каждым днём всё легче. Стал он вкусные коренья есть, которых под землёй много. Подземные воды пить. И, хотя там темновато, конечно, но зато хозяин не обижает. Он с кротами, жучками и мышками подружился, этот ослик. 

… Гулял он однажды внутри земли, напевая детскую песенку, а тут вдруг кто-то говорит испуганным басом:

– Кто здесь ещё появился?..

– Я, – ответил осёл.

– А кто ты?

– Осёл.

– А я дядя Жора, шахтёр. 

– А я дядя Сеня, тоже шахтёр, – сказал другой дядя. И ещё нас тут двадцать человек шахтёров. Нас здесь на глубине засыпало, а спасатели добраться не могут. Пропадаем...

Узнали они, что ослик умеет в земле продвигаться, почти как на поверхности, и  обрадовались:

– Дорогой наш осёл, ты давай продвигайся наверх, к солнышку, а мы за тобой! 

Так и стали двигаться к прекрасной цели. А порода в тех местах каменно-угольная, движения очень затрудняет, но ослик не жалел сил. Он спешил сделать добро – помочь людям. 

И продвинулись они к самому верху! Когда из земли вышел ослик, щурясь от яркого солнышка, то никто там особенно не удивился, только вздохнули печальные жёны шахтёрские да их дети:

– А-а, это всего лишь осёл...

Но когда следом стали выходить, весело щурясь от солнца, один за другим шахтёры с чёрными лицами, то все так обрадовались, так стали целоваться, смеяться и плакать, что и ослику досталось поцелуев в самую морду. 

А затем его объявили народным достоянием всех шахтёров, их жён и детей. Кормить стали, как в ресторане — что захочет. Самые заморские фрукты на серебряном блюде. Спать — на мягком диване. 

Поел ослик, поспал ослик — и говорит:

– Надо мне моего хозяина проведать: как он без меня? Небось, тяжести на себе таскает...

– Что ж, – вздохнул шахтёрский народ. – Только, если будет тебя обижать, то нас позови. Мы его быстро научим, что всякую тварь Божию надобно по мере возможности – уважать и любить. Ведь вы, прекрасные твари, нам на радость созданы и на любовь...

Приходит осёл к хозяину, а тот очень обрадовался и торжественно пообещал:

– Никогда в жизни – не сядет на тебя одновременно больше, чем один человек, то есть я. И — два небольших мешка в придачу. Можно?

– Это конечно, это я с радостью, я ведь очень выносливое животное! – улыбнулся осёл, а хозяин дал ему самую крупную в мире солнечно сияющую морковку. Он, пока осёл под землёй жил, очень по нему скучал и вырастил на огороде новый сорт моркови под названием – «оранжевая радость»...

 


Рецензии