Ура! Выхонной!

     - А завтра что? – спросила Катя, когда они с мамой вечером возвращались домой из Детского сада. Мама молчала, и Катя понимала, что надо немного помолчать и ей. Снег огромными хлопьями медленно падал на землю. Она стала наблюдать за снежинками: за тихим, спокойным кружением снежного волшебства. Подставляя варежку, останавливала это кружение и, при свете фонаря, пыталась рассмотреть витиеватый узор крохотных танцовщиц.
- Почему ты грустная? – снова задала вопрос Катя.
- Я не грустная, - очнулась от своих дум мама.
- Просто устала, трудный был день. Катя чувствовала, что маму что-то тревожило, ей очень захотелось отвлечь её от горьких мыслей. Девочка стала рассказывать о подготовке к Новогоднему утреннику, как ей нравится танцевать снежинкой.  Катя подпрыгивала, кружилась, приседала, изображая,  как катаются на коньках в паре с Колей Соколовым, как кидаются снежками. Постепенно мама развеселилась, глаза её заблестели, она уже весело смеялась, а Катя из кожи вон лезла, стараясь рассмешить маму и радуясь, что у неё изменилось настроение.
- А завтра что? – вновь задала свой вопрос Катя.
- А завтра – выходной! – весело ответила мама.
- Ура! Выхонной! – запрыгала Катя. «Выхонной» — означало, что они целый день будут дома вдвоём, и – что бы они не делали,её ждёт радость, неожиданная и приятная. Каждый выходной Катя с мамой то стирали, то шли в гости к тёте Ане, которая пекла вкуснейшие пирожные с масляным кремом, то шили одёжку для кукол или штопали чулки.

      Этот выходной день начался с лепки пельменей, ведь скоро Новый год, а пельмени  на столе  в Новый год – обязательное блюдо. Мама повязала на Катю фартучек, платочек, закатала рукава и отправила её мыть руки с мылом. Те же действия она проделала с собой. Кате очень нравилось, как мама повязывает белый платок всегда, когда нужно спрятать волосы. Она заводила концы платка вниз, перекрещивала, и поднимала наверх, завязывая узелком. Нижний конец платка заправлялся внутрь. Лицо её сразу раскрывалось, все черты его становились более выразительными, невольно притягивая взгляд красотой и необыкновенностью. Мама тщательно протёрла клеёнку на столе и, процесс лепки пельменей - начался.
 
      Мука насыпалась горкой. В вершине горки десертным ножом делалось углубление, в которое постепенно вливалась смесь из воды, соли и яйца.  Вращательными движениями ножа, мука перемешивалась со смесью. Далее, замес производился руками. Мама мяла тесто, складывая его и разминая до тех пор, пока оно переставало липнуть к рукам. Мама говорила, что тесто надо чувствовать. Оно должно быть эластичным, иначе - пельмени будут жёсткими. Затем, тесто отодвигалось в сторону для отдыха. Фарш готовился из двух сортов мяса: говядины и свинины. Мясо прокручивалось через мясорубку, это был довольно трудный процесс. Катя пробовала крутить ручку мясорубки, но рукам ребёнка не хватало силы. В фарш добавлялся перец, соль, чеснок и вода с небольшим количеством сухого молока (на Севере было трудно со свежим молоком). Фарш долго и тщательно вымешивался. Затем, всё тесто мама резала на части, и каждую - скручивала в длинную колбаску, которая нарезалась маленькими кусочками. Кусочек раскатывался скалкой в круглую лепёшку. Здесь начиналась работа Кати. Тесто надо было раскатать: не толсто, и не тонко. Мама помогала, подсказывала, если что-то не получалось. Вдвоём у них выходило много лепёшек, которые наполнялись фаршем. Размер пельменей зависел от размера лепёшки. У мамы получались маленькие, аккуратные «ушки». У Кати – большие, неуклюжие, и, с всевозможно гуляющей формой. Но мама постоянно подхваливала дочку, придавая ей уверенности в том, что всё обязательно получится. Один пельмень всегда должен быть с сюрпризом. В такой пельмень закладывалась пуговица, копейка или другой мелкий предмет. Когда Кате попадался такой пельмень, она всегда радовалась и ждала счастье. Пельменей налепили целый противень, и мама вынесла его в холодный коридор на мороз. Там они  и дожидались праздника.
   
      Лепка пельменей сопровождалась пением песен, которых мама знала великое множество: про «калину», «рябину», «вишню», про несчастную любовь и многое другое. Самыми любимыми – были «жалостливые» песни. Катя могла их слушать бесконечно, и всегда плакала. Вот и сегодня она попросила маму спеть одну из них.
- Не буду, - сказала мама, - ты опять будешь плакать.
- Нет, нет, - быстро замотала головой Катя, - сегодня – не буду.
- Ну, смотри, как только замечу, что ты плачешь – сразу перестану петь, - пригрозила мама. Катя держалась изо всех сил, но как только мама запела: «детки милые, сиротки родные, трудно будет без мамы вам жить» ..., предательская слеза медленно покатилась и задержалась на подбородке. За ней уже катилась другая. На словах: «не оденут вас, не обуют вас, и придётся голодным ходить», слёзы потоком хлынули из Катиных глаз. Она старалась не всхлипывать, чтобы не привлекать внимание мамы, и тихо «поливала» пельмени, слизывая из-под носа солёные ручейки.  Со слов «милый папочка, спаси родненький» …, Катя уже не могла сдерживать рыданий и выла в голос: «Продолжааааай!»  Мама допевала до конца всю трагическую историю про сирот. Катя постепенно затихала, успокаиваясь и судорожно вздыхая, шла умываться. Каждый раз ритуал исполнения песен повторялся: клятвы Кати – не плакать, обещание мамы – больше не петь, слёзы и откровенный вой Кати, традиционное умывание.

       «Жалостливых» песен в репертуаре мамы было пять. Всякий раз, запрос на исполнение той или иной песни менялся: про любовь дочери рыбака и вора, про «васильки», про жену охотника и цыганку, «Вот умру я, умру я…». Мама исполняла песни проникновенно, с чувством. Во время войны, после гибели отца, её отправили в Детский дом. Там она и постигала школу выживания. Ребята постарше всегда брали Раечку с собой на базар просить милостыню. Когда она пела тоненьким голосочком «жалостливые» песни - милостыню подавали охотнее.

      Потом Катя с мамой пели вдвоём. Постепенно девочка научилась держать свою партию первым голосом, мама подпевала вторым, получалось очень красиво и задушевно. Песней всегда сопровождались их совместные дела, делая их легче и веселее.  Вот и этот «выхонной» закончился, вновь начинались трудовые будни,а впереди - ждал следующий. Какой он будет?..               
   


Рецензии