Гражданин Кейн

Фильм “Гражданин Кейн”,1941 года, косвенно связан с одним выдающимся событием в истории геологических открытий. Одним из прообразов главного героя фильма является медиамагнат Уильям Хёрст, сын знаменитого золотоискателя времён золотой лихорадки 1949 года Джорджа Хёрста, основателя влиятельной американской династии капиталистов, родовое поместье которых хорошо известно своим музеем “Замок Хёрста” в горах Калифорнии возле местечка Сан Симеон, что тоже показано в фильме.
Джордж Хёрст считается одним из старателей, обнаруживших самое первое в США крупнейшее месторождения серебра в Вирджиния-Сити в Неваде, в 1859 году, хорошо известного всем геологам по институтским учебникам об истории добычи драгоценных металлов.
 Он приобрёл и застолбил большой участок земли на плоской вершине высоченной горы недалеко от города Рино, где повсюду в развалах камней, а также на обрывах скал хорошо просматривались мощные жилы и рудные тела какой-то красивой, голубовато-черной, увесистой породы очень похожей на богатую серебром руду, о которой Хёрст имел очень далекое представление, хотя и обучался в своё время горному делу.
Хёрст поверив в свою неслыханную удачу решил рискнуть, продал почти все свои предыдущие заявки на золото и на вырученные немалые деньги ему удалось осуществить совершенно удивительное по тем временам мероприятие - он с несколькими нанятыми им на работу горняками выкопал траншеи и канавы проходящие по этой таинственной невероятно твёрдой голубоватой жильной породе и собрал огромную пробу для анализов в химической лаборатории, чтобы с достоверностью определить есть там на самом деле серебро или нет. Общий вес отобранной для анализа руды составил 38 тонн и её надо было как-то доставить в ближайшую надёжную химлабораторию для золотоискателей, которая находилась далеко за горами и долинами в Сан-Франциско, а это хороших 500 км по непроходимой местности полной дикого зверья, змей, полчищ москитов и самых разных свирепых разбойников.
В этом районе Невады, между Вирджиния-Сити и Рино находилось полно старателей ещё со времён “Золотой лихорадки”, которые столбили здесь участки, выискивали на них золото и использовали для его перевозок мулов. Хёрст на последние деньги скупил у них этих самых мулов, очень  выносливых  к перевозкам больших тяжестей добрейших неприхотливых животных, погрузил на них тяжеленные мешки с “голубоватой рудой” и отправился вместе с несколькими вооруженными погонщиками в долгий и трудный путь к Сан-Франциско.
Преодолев все немыслимые препятствия длинный караван мулов благополучно добрался наконец-то до вожделенного Сан-Франциско, где в одной из лабораторий провели химический анализ руды, который к великой радости Джорджа Хёрста с неопровержимой точностью показал, что он действительно набрел на богатейшее месторождение серебряной руды (сульфида серебра). Мало того, хим анализ показал, что в этой драгоценной руде есть кроме серебра ещё и не мало золота в пропорции три четверти серебра к одной четверти золота. После того как эти сведения просочились в прессу, среди богатых жителей Сан-Франциско начался настоящий ажиотаж - золотая лихорадка возобновилась, только теперь уже в виде серебряной лихорадки. Предприимчивый Хёрст воспользовавшись моментом устроил аукцион по продаже сразу всех 38 тонн серебрянной руды и получил на торгах за свою руду огромную по тем временам сумму в 90 тысяч долларов, что в современных деньгах соответствует примерно 3 миллионам долларов. Следует отметить, что по нынешним ценам на золото и серебро за эти тонны руды можно было бы получить раз в десять больше.
Вырученные деньги Хёрст не промотал как многие другие удачливые старатели, а щедро поделился со своими товарищами, благодаря которым ему удалось переправить в Сан-Франциско эти тонны руды, хорошо накормил полюбившихся ему трудолюбивых мулов, приобрёл всё нужное для продолжения работ оборудование и с тем же караваном отправился обратно.
Все свои оставшиеся средства он вложил в строительство самых современных в то время рудника и обогатительной фабрики в Вирджиния-Сити, на этом месторождении серебра, получившем название “Комсток” по имени одного из открывших его старателей - Генри Комстока. За короткий срок там было добыто 70 тысяч тонн серебра и золота, что привлекло к этому месторождению и городу внимание всей Америки, а Джорджа Хёрста сделало одним из самых богатых людей в стране.
Даже сам Марк Твен, тогда ещё начинающий писатель, был направлен туда в качестве корреспондента одной из газет и прославил эти места в своих многочисленных рассказах. Хёрст также наладил чеканку серебряных и золотых монет в Неваде, в Карсон-Сити, и, став соратником Линкольна, использовал свои богатства в финансировании вооружения армии северян в грянувшей в Америке гражданской войне.
Модель рудника Комсток в натуральную величину находится в центре казино с одноименным названием в Рино, а в хорошо сохранившемся городе-музее Вирджиния-Сити до сих пор можно спуститься в шахты Комстока и посмотреть как там добывалась серебряная руда.


Рецензии