Разговор с матерью. Прости меня, моя девочка!

Прости меня, моя девочка! 

    «Лучше хлеб с лебедой, чем пирог с бедой», - говорят в народе. Вот она беда и пришла. «Все мы былинки в терниях земного бытия, даже звёзды умирают; всему своё время, время всякой вещи под небом, всё имеет начало и конец, приходит время рождаться и время умирать», - вторим мы всякий раз, как заклинание, проповеднику Экклезиасту. Но потеря матери оказалась куда больнее.
     Что сказать о наших матерях? Упрямые, порой, вредные, наивные, пытаются воспитывать взрослых детей, учат жить с высоты покосившейся колокольни.  Мы остро чувствуем проблемы своих детей, мужей, а матери? – они пожили. Но искреннее раскаяние и жгучее чувство вины перед матерью не уйдёт никуда; и каждый день просишь у неё (фотографии в траурной ленте) прощения, за то, что не доглядел, не долюбил, не дожалел. 
   Мы привыкли строго спрашивать со старой матери, критиковать за отсталые взгляды, учить жить по-новому, обижаться на их сварливость и придирчивость, – а это всего лишь её реакция на нехватку нашего внимания. И однажды наступит время, когда она уже, как маленькая девочка, - её всего-то надо приласкать. Теперь, когда её не стало, я говорю: прости, моя девочка!
    Когда пронзительный телефонный звонок из больницы сообщил о случившемся, напряжение последних дней вылилось в потоки жгучих слёз от невосполнимой потери. И только тогда начинаешь понимать, что всё надо было делать во время. А теперь поздно. И тревожно становится на сердце: - теперь ты крайний, ты стоишь у последней черты, твоя очередь в неизведанное. 
    Тогда, накануне её ухода, сердце сжималось от безысходности, от бессилия облегчить страдания, когда она, беззащитная, смотрела на мир ослепшими глазами и думала обо мне с такой безграничной любовью, на которую способно огромное материнское сердце. Кто ждёт тебя у открытого окна? Кто торопится распахнуть дверь? Кто пожурит и простит? Кто всегда встанет рядом, только попроси? Кто пожалеет, кто, не раздумывая, подставит плечо?
   Теперь я точно знаю, что только мать любит тебя бескорыстно любого, просто так, ни за что. У детей, жён - мужей, приятелей, зачастую, отношение к тебе потребительское: - стать подушкой для слёз, кошельком, мусорным мешком для утилизации обид, полечить, посочувствовать, разделить одиночество, взять на себя ответственность, - всё, что угодно. Пока не испытаешь потерю великой материнской любви – не поймёшь. Может быть, только со мной такое случилось?   
     В последние годы, при всей своей беспомощности, мать умела радоваться жизни. И хотела жить, даже в замкнутом пространстве, - она чувствовала свет, звук, прикосновение, тепло, слышала музыку из всегда включённого радиоприёмника, обсуждала новости, вспоминала трудное, но счастливое детство, нежные восходы солнца, запахи цветов и луговых трав, чистоту снега. Она простила всё, за что нам было стыдно, не корила за ошибки, - память сохранила самое светлое.    
   Она достойно прошла по тонким граням земного бытия: войну встретила подростком, вместе со всей страной несла тяготы послевоенного лихолетья, поехала учительствовать в село, разрушенное фашистами.
    Каждый хочет оставить след на земле, в памяти потомков. Наши матери   всегда были на передовой: большие труженики, честные люди, для них совесть, справедливость, ответственность - превыше всего! Это было время трудовых подвигов энтузиастов, отдававших силы и время своему делу. Старались не зря: их ученики заняли достойное место в жизни. Это было поколение людей, для которых потеря устоявшихся основ общества в лихие 90-е оказалась разрушительной.
   Пока живы наши родители, потомки могут быть спокойны, у них есть будущее. Бабушка вяжет чулок, дедушка читает книгу, внучка заботится о стариках, родители трудятся, кошка ластится к ногам, огонь пылает в печи, - вот оно счастье! Никакие шторма не страшны семье, где правит бал душевное тепло, материнская любовь, ответственность за каждое своё дело и за общее дело в своём Отечестве, где дети крепко стоят на ногах. Обруби корни семейного уклада, и засохнет родовое дерево преемственности поколений, облетят пожухлые листочки на ветру, и останутся потомки неприкаянными сиротами, словно былинки в непаханом поле бытия.
   
   Неугасимый свет далёкой звезды идёт с небесного купола - это душа моей матери, она вечно будет сиять в небесах. Помяни, Господи, матерей наших в царстве Твоём!    
               


Рецензии