Чары

­­      На улице холодно. Люди почти бегут, не задерживаясь ни у киосков, ни у афиш. Исключение, — только цыгане, стоящие на углах домов у оживлённых перекрёстков. Это их работа: высмотреть и безошибочно, интуитивно определить из числа прохожих того, кто непременно купит у них товар.
      Я иду навстречу потоку согбенных от холода людей, одетых ещё по-осеннему. Ветер ударяет в лицо роем снежинок; они липнут к ресницам, к усам и ложатся белыми точками на одежду. Вдруг, я споткнулся на ровном месте, зацепившись ногой о ногу, и предо мной, будто из-под земли, выросла фигура немолодой цыганки. Низкорослая, смуглая, с черными, будто сверлящими насквозь, глазами. Она предлагает мне свитер, называя цену, и всё повторяет: «Мы опаздываем на поезд. Очень спешим…». Я отказываюсь и продолжаю свой путь. Пройдя с квартал, останавливаюсь, решаю купить у цыганки свитер (не знаю, что побудило меня это сделать) и, приготовив заранее деньги, иду обратно.
     Цыганка по-прежнему стоит на углу, забыв о своём поезде, и высматривает прохожих. Я направляюсь прямо к ней. Вот она глянула в мою сторону, и улыбка довольная появилась на её напряжённом лице.
     Она проворно всучила мне свёрток в обмен на деньги, то и дело оглядываясь по сторонам. Это опасливое её поведение передалось и мне, будто у меня и у этой цыганки неведомый общий враг притаился где-то в кипучей московской толпе. И по этой причине я не стал тут же, на улице разворачивать и смотреть покупку, поверив «сообщнице» на слово. Я поспешно положил свёрток в свой дипломат, и где-то глубоко в сознании пронеслись слова: «Кот в мешке, не иначе».
     Всё оставшееся время, пока я бродил по городу, меня не оставляла мысль: «Что же я такое купил у цыганки?» Но, думая так, я не испытывал никакого желания наконец достать пакет и воочию убедиться, что там. При этом мне становилось смешно: надо же, купил и не знаю, что.
     Вечером, придя домой в общежитие, первым делом достал я из дипломата свёрток, развернул и вижу: вместо зимнего свитера летняя майка.
     Сосед, увидев мою обновку, утешил: «Ну что ж, цена ей та же. Будешь летом в Крыму носить».
     Что заставило меня в ноябре купить летнюю майку, зимний ли холод, чары ль цыганки?..

      Москва. 16 ноября 1981 г.


Рецензии