Духовность математики
Духовность – свойство души, состоящее в преобладании нравственных и интеллектуальных интересов над материальными, определяется не только религиозными воззрениями индивидуума.
Более того, вся история цивилизации показывает, что истинная духовность связана вовсе не с религией.
Правда, согласно теологическим воззрениям, именно религия считается одним из наиболее глубоких проявлений духа. Однако в теологических критериях духовности никогда не упоминается ни Бог, ни какое-либо другое высшее существо.
Например, религиозный философ И.А. Ильин [1] считал критерием духовности индивидуума следующие факторы:
«Духовен человек постольку:
1) поскольку он живет внутренним опытом, а не только и не просто внешним, телесно-чувственно-материальным;
2) поскольку он умеет отличать – нравящееся, приятное, дающее наслаждение от того, что на самом деле хорошо, объективно-прекрасно, истинно, нравственно, художественно, справедливо, совершенно, божественно и
3) поскольку он, различая эти два ряда ценностей, умеет прилепляться к совершенному, предпочитать его, насаждать его, добиваться его, служить ему, беречь его и в случае надобности умирать за него» ([1], с. 31).
По всем этим пунктам «религиозный» индивидуум, т.е. лицо, организованно поклоняющееся высшим силам, совсем не обязательно является духовным, в то время как, творчески занимающийся математикой, безусловно, духовен.
Действительно, творческий математик живет внутренним опытом, для его творчества внешний телесно-чувственный опыт вообще не имеет никакого значения. По пункту второму критерия Ильина духовный человек должен отличать истинно прекрасное от ложно красивого.
Математические способности индивидуума характеризуется, в первую очередь, способностью чувствовать нетривиальное; точнее, умением отличать тривиальное от действительно объективно-прекрасного, выдающегося и, в какой-то степени, божественного.
Разворачивание математической конструкции вызывает особое чувство прекрасного, именно оно и является важнейшим психологическим стимулом к занятиям математикой. Как всякая истинная красота, математическая структура обладает особым, магическим обаянием. Это обаяние создает ощущение прикосновения к тайне, и вызывает поистине религиозный восторг.
«Истинная математика – это подлинная стихия мага. Истинный математик есть энтузиаст per se [2]. Без энтузиазма нет математики. Жизнь богов есть математика. Чистая математика – это религия <…> Алгебра – это поэзия [3] » ([2], с. 153).
Истинный математик готов отдать всю свою жизнь поиску математической истины, т.е. поиску настоящего совершенства.
История изобилует примерами, когда, профессионал или математик-любитель выполняет тысячи сложнейших вычислений; в течение десятилетий, а то и всей жизни ищет математическую истину, т.е. добивается возможности лично прикоснуться к прекрасному, служит ему и отдает жизнь этому блистающему и волшебному миру.
Можно сказать, что математика захватывает индивидуума всего, целиком.
Это узы « ... которые овладевают нашей мыслью, подчиняют себе наши убеждения и к которым разум приковывает нашу совесть,- это узы, из которых нельзя вырваться, не разорвав своего сердца, это демоны, которых человек может победить, лишь подчинившись им» ([3], с. 118).
Сами понятия «духовное» и «душа» обязаны своему происхождению именно математике, которая сложилась как наука в шестом веке до новой эры в союзе пифагорейцев и была частью их религии.
Именно в этой математической религии и появилось впервые понятие о душе как особой силе, обитающей в теле человека и животного (иногда и растения) и покидающей его во время сна или в случае смерти.
Пифагорейская система мира содержала как составную часть учение о переселении душ — метемпсихоз, т.е. представление о перевоплощении души после смерти тела в новое тело какого-либо растения, животного, человека, божества.
Согласно этому учению частицы божественного огня уносятся в холодные и темные сферы мирового пространства: они спускаются от Олимпа и от солнца, все освещая, согревая и оживляя своим движением: это — души всего живого, обладающие божественною, небесной природой.
Проникая в человеческие тела, они оживляют их, сообщают им гармонию, здоровье, разумность; но стремление к небесному жилищу живет в них, и тело является как бы темницей духа, отягощая его, оскверняя и затемняя его свет.
Очищаясь от материальной скверны, душа возвращается к богам — или, наоборот, еще глубже погружается в низшие сферы дурного, беспредельного, материального бытия, возрождаясь в животных формах.
Тогда же появились фундаментальные понятия : «теория» и «теорема», и оба эти термина были связаны с богами.
Теорией античные создатели математики назвали священное посольство, отправляемое полисом для почитания богов в их святилищах.
Теоремой называлось само божественное зрелище, раскрывавшееся перед глазами зрителей, когда незримое божество подавало людям свои знаки.
Математические науки изобретены пифагорейцами для вспоминания о божественном; посредством этих наук как образов они пытались осуществлять возвращение к божественному.
Список литературы
[1] Ильин И.А., Кризис безбожия, – М., "Русская книга", 1996,
[2] Новалис. Гейнрих фон Офтердинген. Фрагменты. Ученики в Саисе. СПб., Факториал, 1995.
[3] Маркс К. и Энгельс Ф., Сочинения. – М.: Госполитиздат, т. 1, 1961.
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
Примечания
[1] Ильин Иван Александрович (1883–1954) - российский религиозный философ, правовед и публицист.
[2] per se - сам по себе.
[3] Эти слова принадлежат Новалису (Фридриху фон Харденбергу) (1772–1801) – немецкому философу, поэту, автору нового философского мировоззрения, которое он назвал «магическим идеализмом»,
~~~~~~
Фото из Интернета: Урания – муза математики, астрономии и звездного неба
Свидетельство о публикации №224030500462
Игорь Барнет 24.04.2024 11:47 Заявить о нарушении
Спасибо за внимание к моим работам и отклик!
Особая благодарность и за то, что напомнили о философе-нигилисте. В студенческие годы, помню, читал его как комментатора и последователя Ницше.
Вообще в студенчестве нас отравляли в основном "марксистско-ленинской философией", а Ницше, Ясперса и Шопенгауэра студенты, конечно, читали из духа противоречия (но в библиотеках все эти книги были в открытом доступе, видимо, в качестве примера "дегенеративной" философии).
Но Энгельс и Маркс зародили недоверие к любой философии вообще.
И по моим текстам Вы могли заметить, что философию (по гречески - "мыслеблудие") я и за науку-то не считаю.
Но тот же Хайдеггер, по существу, за науку не считает математику.
Что же, каждый имеет право на своё мнение.
А вот проявление гениальности в математике в раннем возрасте, и по существу, без всякой базы (как, например, Гаусс или Галуа) - это лишь ещё одно подтверждение того, что "Бог есть, и он - математик".
С уважением,
Петр Савватеев 25.04.2024 03:56 Заявить о нарушении
Можно констатировать, что Вы единодушны с Хайдеггером по следующим пунктам:
1) Математика является наукой.
2) Философия наукой не является.
3) "Диамат" не является философией.
Но в Ваш текст вкрались две фактические неточности (имеющие, судя по всему, эмоциональную подоплёку):
1) Хайдеггер не является "нигилистом" или последователем Ницше (всё это из советских глупостей о нём, как и о Ницше).
2) Перевод с греческого слова "философия" иной.
С уважением, Игорь.
Игорь Барнет 25.04.2024 12:54 Заявить о нарушении