Духовность математики

 

    Духовность – свойство души, состоящее в преобладании нравственных и интеллектуальных интересов над материальными, определяется не только  религиозными воззрениями индивидуума.

    Более того, вся история цивилизации показывает, что истинная  духовность связана вовсе не с религией.

    Правда, согласно теологическим воззрениям, именно религия считается одним из наиболее глубоких проявлений духа. Однако в теологических критериях духовности никогда  не упоминается ни Бог, ни какое-либо другое высшее существо.

    Например, религиозный философ И.А. Ильин [1]  считал критерием  духовности индивидуума следующие факторы:

    «Духовен человек постольку:
    1) поскольку  он  живет  внутренним опытом,  а  не  только и  не просто внешним, телесно-чувственно-материальным;

    2) поскольку  он  умеет  отличать  –  нравящееся,  приятное,  дающее наслаждение  от  того,  что  на  самом  деле  хорошо,  объективно-прекрасно, истинно,  нравственно, художественно,  справедливо, совершенно,  божественно и

    3) поскольку он, различая эти два ряда ценностей,  умеет прилепляться к совершенному, предпочитать его, насаждать его, добиваться его, служить  ему, беречь   его   и   в   случае   надобности  умирать   за   него» ([1], с. 31).

    По всем этим пунктам «религиозный» индивидуум, т.е. лицо, организованно поклоняющееся высшим силам, совсем не обязательно является духовным, в то время как, творчески занимающийся математикой, безусловно, духовен.

    Действительно, творческий математик живет внутренним опытом, для его творчества внешний телесно-чувственный опыт вообще не имеет никакого значения. По пункту второму критерия Ильина духовный человек должен отличать истинно прекрасное от ложно красивого.

    Математические способности индивидуума характеризуется, в первую очередь,  способностью чувствовать  нетривиальное; точнее, умением отличать  тривиальное от действительно объективно-прекрасного, выдающегося и, в какой-то степени, божественного.

    Разворачивание математической конструкции вызывает особое чувство прекрасного, именно оно и является важнейшим психологическим стимулом к занятиям математикой. Как всякая истинная красота, математическая структура обладает особым, магическим обаянием. Это обаяние создает ощущение прикосновения к тайне, и вызывает поистине религиозный восторг.

   «Истинная математика – это подлинная стихия мага. Истинный математик есть энтузиаст per se [2]. Без энтузиазма нет математики. Жизнь богов есть математика. Чистая математика – это религия <…> Алгебра – это поэзия [3] » ([2], с. 153).
 
    Истинный математик готов отдать всю свою жизнь поиску математической истины, т.е. поиску настоящего совершенства.

    История изобилует примерами, когда, профессионал или математик-любитель выполняет тысячи сложнейших вычислений; в течение десятилетий, а то и всей жизни ищет математическую истину, т.е. добивается возможности лично прикоснуться к прекрасному, служит  ему и отдает жизнь этому блистающему и волшебному миру.
Можно сказать, что математика захватывает индивидуума всего, целиком.

    Это узы  « ... которые овладевают нашей мыслью, подчиняют себе наши убеждения и к которым разум приковывает нашу совесть,- это узы, из которых нельзя вырваться, не разорвав своего сердца, это демоны, которых человек может победить, лишь подчинившись им» ([3], с. 118).

    Сами понятия «духовное» и «душа» обязаны своему происхождению именно математике, которая сложилась как наука в шестом веке до новой эры в союзе пифагорейцев и была частью их религии.

    Именно в этой математической религии и появилось впервые понятие о душе как особой силе, обитающей в теле человека и животного (иногда и растения) и покидающей его во время сна или в случае смерти.

   Пифагорейская система мира содержала как составную часть учение о переселении душ — метемпсихоз, т.е. представление о перевоплощении души после смерти тела в новое тело какого-либо растения, животного, человека, божества.

   Согласно этому учению частицы божественного огня уносятся в холодные и темные сферы мирового пространства: они спускаются от Олимпа и от солнца, все освещая, согревая и оживляя своим движением: это — души всего живого, обладающие божественною, небесной природой.

    Проникая в человеческие тела, они оживляют их, сообщают им гармонию, здоровье, разумность; но стремление к небесному жилищу живет в них, и тело является как бы темницей духа, отягощая его, оскверняя и затемняя его свет.

    Очищаясь от материальной скверны, душа возвращается к богам — или, наоборот, еще глубже погружается в низшие сферы дурного, беспредельного, материального бытия, возрождаясь в животных формах.

    Тогда же появились фундаментальные понятия :  «теория» и «теорема», и оба эти термина были связаны с богами.

    Теорией античные создатели математики назвали священное посольство, отправляемое полисом для почитания богов в их святилищах.

    Теоремой  называлось само божественное зрелище, раскрывавшееся перед глазами зрителей, когда незримое божество подавало людям свои знаки.

    Математические науки изобретены пифагорейцами для вспоминания о божественном; посредством этих наук как образов они пытались осуществлять возвращение к божественному.



Список  литературы

[1] Ильин И.А., Кризис безбожия, –  М., "Русская книга",  1996,
[2] Новалис. Гейнрих фон Офтердинген. Фрагменты. Ученики в Саисе. СПб., Факториал, 1995.
[3] Маркс К. и Энгельс Ф., Сочинения. –  М.: Госполитиздат,  т. 1, 1961.


~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
Примечания

[1]   Ильин Иван Александрович (1883–1954) - российский религиозный философ, правовед  и  публицист.
[2]   per se - сам по себе.
[3]   Эти слова принадлежат Новалису (Фридриху фон Харденбергу) (1772–1801) – немецкому философу, поэту, автору нового философского мировоззрения, которое он назвал  «магическим идеализмом»,

~~~~~~
Фото из Интернета: Урания –  муза математики, астрономии и звездного неба


Рецензии
Добрый день, Пётр! В Вашем эссе содержится интересная и несколько провокативная мысль о происхождении "духовности" из математики, т.е. из математической практики, из занятий математикой. А следовательно, и о происхождении из того же самого "корня" также и всей философии (как, скажем грубо, хотя бы отчасти "науки о душе"). Могли бы Вы в этой связи прокомментировать следующую мысль М. Хайдеггера (пусть именно он выступит здесь в роли "адвоката дьявола"): "Если мы с самого начала в принципе отклоняем связь между математическим и философским познанием, то мотив этого именно тот, который мы назвали: математическое познание в себе по своему содержанию, хотя оно в предметном смысле заключает большое богатство, есть наиболее пустое познание, какое только можно помыслить, и в качестве такового - одновременно наименее обязывающее для человека. Отсюда тот примечательный факт, что некоторые математики уже в возрасте 17-ти лет могли делать великие открытия. Математические познания не обязательно должны опираться на внутреннюю субстанцию человека. Для философии подобное в принципе невозможно. Самое пустое и одновременно всего меньше связанное с существом человека знание, математическое, не может стать мерилом для самого полного и обязывающего знания, какое можно помыслить: философского. Вот подлинная причина - обозначим ее пока лишь вчерне, - почему математическое знание нельзя выставлять перед философским знанием как идеал". (М. Хайдеггер. Время и бытие. Статьи и выступления. М., Издательство "Республика", 1993, с. 340) Здесь, конечно, главная мысль заключена во фразе:  "...Одновременно наименее обязывающее для человека". -- Я вполне сознаю провокационность этой просьбы, даже в нескольких отношениях, и всё же... :) С уважением, Игорь.

Игорь Барнет   24.04.2024 11:47     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Игорь!

Спасибо за внимание к моим работам и отклик!
Особая благодарность и за то, что напомнили о философе-нигилисте. В студенческие годы, помню, читал его как комментатора и последователя Ницше.
Вообще в студенчестве нас отравляли в основном "марксистско-ленинской философией", а Ницше, Ясперса и Шопенгауэра студенты, конечно, читали из духа противоречия (но в библиотеках все эти книги были в открытом доступе, видимо, в качестве примера "дегенеративной" философии).
Но Энгельс и Маркс зародили недоверие к любой философии вообще.

И по моим текстам Вы могли заметить, что философию (по гречески - "мыслеблудие") я и за науку-то не считаю.
Но тот же Хайдеггер, по существу, за науку не считает математику.
Что же, каждый имеет право на своё мнение.

А вот проявление гениальности в математике в раннем возрасте, и по существу, без всякой базы (как, например, Гаусс или Галуа) - это лишь ещё одно подтверждение того, что "Бог есть, и он - математик".

С уважением,

Петр Савватеев   25.04.2024 03:56   Заявить о нарушении
Спасибо, я понял Вашу позицию!
Можно констатировать, что Вы единодушны с Хайдеггером по следующим пунктам:
1) Математика является наукой.
2) Философия наукой не является.
3) "Диамат" не является философией.
Но в Ваш текст вкрались две фактические неточности (имеющие, судя по всему, эмоциональную подоплёку):
1) Хайдеггер не является "нигилистом" или последователем Ницше (всё это из советских глупостей о нём, как и о Ницше).
2) Перевод с греческого слова "философия" иной.
С уважением, Игорь.

Игорь Барнет   25.04.2024 12:54   Заявить о нарушении
На это произведение написано 12 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.