Царицынская переволока, где ты? 13

Завершать буду серию статей о Царицынской переволоке под номером тринадцать. Если, это «чёртова дюжина» то, несомненно, черт был силён в математике и регулярно пересчитывал души грешников. А исходя из того, что человек был рождён во грехе, и обязан был перед богом его замаливать, то работы у чёрта хватало. Но работы хватало не только у чёрта - грешники тоже без дела не сидели. Вот, на фрагменте картины художника Павла Бутяева, размещённом перед текстом, эти грешники транспортируют свою ладью через волок в другой водоём, «срезая путь» к цели. И они не волочат речное судно по земле, не толкают его по перекатывающимся брёвнам, как писали в учебниках истории – они, не спеша, катят его на колёсах в гору, или под гору, до чистой воды реки, или озера. Конечно, художник – это не механик и он не владеет пониманием того, как эти тележно-колёсные «мосты», лишённые всяких амортизаторов, жёстко соединялись с судном. Но он зафиксировал факт транспортировки лодок с использованием колеса. Казалось бы - этого никто и не скрывал, ведь ещё Вещий Олег штурмовал Царьград, поставив свои корабли на колёса и подняв паруса. Применение такого чуда техники дало возможность Киевскому князю прибить свой щит на врата Константинополя.  Но на корабле было много места, чтобы разместить там колёса, а возить их в лодке не рентабельно – не останется места для груза и пассажиров. И тут надо понимать, что волок того времени был, подобно порту, оборудован необходимыми техническими средствами в соответствии с требованиями заказчиков. То есть существовал некий гост, разделявший речные и морские суда на типы и классы, под каждый гост изготавливались колёсные пары, которые находились в нужном количестве на конечных пунктах волочения. Волок обслуживался какой ни будь официальной компанией (или частными предпринимателями) за мзду. Прибывшие к волоку лодочники, брали в аренду  необходимое для транспортировки судна посуху оборудование, и катили лодочку к другой воде, сдавая там колёса по описи, указанной в квитанции. Но, скорее всего, по прибытии судна на волок, его обслуживали узкие специалисты в области волочения, которые доставляли лодку в конечный пункт, а купец платил за услугу по установленному тарифу. А о способе таскания лодки дном по земле – это может утверждать лишь дилетант. Лодки раньше, ведь, не были цельно-металлическими и изготовлялись из досок, щели между которыми конопатились и «просмаливались» водостойким веществом – это называлось «просмолить лодку». Мой дед «смолил» плоскодонки собственного изготовления расплавленным битумом. Если такую «смолёную» лодку долго тащить по камням, или сухой земле, то гидроизоляция будет повреждена и лодка даст течь, что сделает её непригодной для дальнейшего плавания. А на колёсах можно и парус поставить, при попутном ветре, что избавит пассажиров от тяжёлого физического труда. А это говорит о чём? А это говорит о том, что всего за одно столетие люди невероятно отдалились от земли, от взаимодействия с природой – цивилизация конца двадцатого–начала двадцать первого века уже не желает приобщаться к тяжёлому физическому труду. И слабость европейской цивилизации видна невооружённым глазом – современные европейские армии не способны воевать в условиях окопной войны. Их солдаты требуют комфорта, опасаясь испачкаться в грязи, замёрзнуть под открытым небом зимой, долго бежать по пересечённой местности в любую погоду. На это ещё способны русские-сибиряки и украинцы, но по большей-то части – нет, не крутые чеченцы, а буряты, якуты, алтайцы, хакасы, тувинцы, татары и все народы крайнего севера. Они лодки таскают на плечах, безо всяких там колёс. Нет сейчас инфраструктуры на волоках, как и до прихода варягов на Русь…


Рецензии