Гл. 3. Непростая жизнь Жени

Гл. 3

НЕПРОСТАЯ ЖИЗНЬ ЖЕНИ, ПЛЕМЯННИЦЫ ЕВГЕНИ

Дочь Ерванда – Женя, несмотря, на то, что жила у матери, Моти, с раннего детства до совершеннолетия ощущала заботу и внимание своей тети Евгени. После окончания десятилетки она приехала в Степанакерт и жила у нас. Мы ее отправили в Баку учиться в медицинском техникуме и ежемесячно посылали ей 50 рублей, как если бы она была нашей дочерью.
 
После смерти Ерванда Мотя вышла замуж за азербайджанца. Она родила от него еще четверых. Муж предложил удочерить Женю, чтобы у всех детей была  одинаковая фамилия. Мотя согласилась,  не хотела перечить мужу. При этом она поддерживала с нами в меру хорошие отношения и признавала наше родство. Впрочем, никто из окружающих и не сомневался, что отцом Жени являлся Ерванд, тем более, что та была очень похожа на своего родного отца. Но мало кто знал, что у неё фамилия и отчество – отчима.

Пришло время получить паспорт. Была предварительная договорённость, что Женя возьмёт фамилию и отчество родного отца. Она этого хотела, и на то были свои причины. Но после поездки домой и обсуждения этого вопроса с матерью, Женя решила оставить фамилию отчима.  Нам она сказала, что и мама и родные отчима уговорили её не менять фамилию, так как считали, что в Азербайджане «азербайджанская фамилия выгодней армянской».
Я был очень расстроен и даже зол на нее, особенно жалел о тех усилиях, которые приложил для изменения её фамилии на отцовскую - Абрамян. Это было непросто. Расстроенный, я рассказал все Евгене. Она сказала мне:
- Что ж  теперь делать. Она родная дочь Ерванда и я до конца жизни не откажусь от нее, какую бы фамилию она не носила. Отказалась от фамилии Ерванда, ну и пусть. Это её дело. Я ради брата всё, что в моих силах, сделаю для Жени, исполню свой долг перед братом.
Евгеня ждала завершения учёбы Жени в медицинском техникуме,  чтобы выдать её замуж за Шуру – племянника соседа. Молодые познакомились в Степанакерте и понравились друг другу еще до поступления Жени в Бакинский медицинский техникум.
 
Женя окончила техникум. Мы с нетерпением ждали её приезда и, сделав некоторые приготовления, готовились к свадьбе.
И вдруг до нас доходят слухи, что Женя вышла замуж за человека вдвое старше неё (на 20 лет), азербайджанца, у которого был сын, ее ровесник. Будучи в возрасте и разведенным, он как-то смог убедить Женю выйти за него замуж.


*** (Много позже Женя рассказала, что с отчимом у неё были непростые отношения. Он приставал к ней, а матери сказать она не смела, потому что понимала, что та обвинит её. Она не хотела возвращаться домой. И тётушке тоже не могла об этом сказать, боялась скандала.  Поэтому она решила, во что бы то ни стало выйти замуж в Баку и поставить всех перед фактом. Для этого она придумала игру – кто первый войдет в дверь, тот станет её мужем. В дверь вошёл крупный мужчина средних лет необычной внешности – рыжий, с голубыми глазами и белесыми ресницами. Заговорил на хорошем русском языке. «Русский, что ли?» – подумала Женя,  но как кандидатуру в мужья его не стала рассматривать. Мужчина, видимо, сразу обратил внимание на неё, статную, красивую девушку. Он поделился с родственником со стороны отчима, что девушка ему очень понравилась, уверенный, что «не по Сеньке шапка». Когда Женя поняла, что мать поверила наветам отчима, она утвердилась в своем решении выйти замуж – и чем быстрее, тем лучше. Её познакомили с разведенным мужчиной, который признался, что был бы счастлив иметь такую жену, как она. Женя подумала: «Вот такой человек мне и нужен. Он защитит меня от кого угодно, никто не посмеет меня обижать». От него веяло достоинством и стабильностью. Когда Буниат, так звали мужчину, предложил ей выйти за него замуж, она, не раздумывая, согласилась).****


Услышав о «скоропостижном» замужестве Жени, Евгеня очень расстроилась, заплакала:
- Почему только со мной случается такое, за что? Всю свою сознательную жизнь, чего только я не делала для Жени, ради одной цели - чтобы выдать её замуж за хорошего парня, достойного её, чтобы,  в конце концов, видеть её счастливой, а она – Женя, всё, что я для неё сделала хорошего – доброго (амагис) выбросила в воду! Ах, Мотя, Мотя! Не хватит того, что ты стала причиной несчастья моего брата, а еще его родную дочь делаешь несчастной. Зачем ты записала её как Гусейнову Женю, вместо Абрамян? Почему не позволила поменять фамилию, когда она получала паспорт?! …Все равно, Женя нашей крови, какую бы фамилию она не носила, все равно, она наша, она всегда будет мне родной племянницей, родной дочерью моего брата!

*****

Женя долгое время не писала нам писем.
Наконец, совесть ее замучила, напоминая, что ее родная тетушка не ставила различий между ней и своими детьми: «Она лелеяла розовые мечты относительно моего будущего. А я оказалась неблагодарной, устроив свою жизнь вопреки ее желаниям, не посчитавшись с ее мнением, даже не известив её о моём замужестве».
Женя написала длинное-длинное письмо тетушке. Евгеня читала письмо и над каждой строчкой плакала.
Вот выдержки из этого письма:
Дорогая тетя Евгеня!
Я оказалась глупой и провалила все твои добрые планы в отношении меня. Я знаю, что когда ты услышала, что я вышла замуж за разведенного мужчину, старшего меня на двадцать лет, ты плакала.
Прошу простить меня за причиненную горькую обиду, боль. Что бы я не делала без твоего благословления, я делала во вред моему будущему счастью. Я не понимала, что мое несчастье может причинить тебе такую боль. Прости, тысячу раз прости…
К этому шагу меня подтолкнула опять моя мать, как тогда, когда поменяла мою настоящую фамилию и отчество на имя и фамилию своего теперешнего мужа.
Мы встретились с ней в Баку. Я спросила её, почему она ко мне относится не так, как ко всем остальным детям. Она начала меня оскорблять самыми последними словами при родственнике ее мужа. Она считала меня не своим ребенком, а уличной девкой, втесавшейся в их семью. И еще много всяких обидных ярлыков понавешивала на меня, совершенно чуждых моей натуре. Я от унижения не знала куда деться, стала плакать, мне было так больно, что еле себя сдерживала, чтобы не наброситься на неё, рвать волосы на ней. Родственник не дал мне это сделать. Он рассердился на мать и попросил ее уйти, оставить меня в покое. С большим трудом ему удалось выгнать ее за дверь.
Оказавшись в такой ситуации, вместо того, чтобы приехать к вам, рассказать свою обиду, я, глупая, сказала родственнику, что готова выйти замуж за первого встречного лишь бы избавиться от этой невыносимой женщины.
Родственник напомнил мне, что есть такой мужчина, что он меня видел один раз, и я ему очень понравилась, но он не рискнул мне сделать предложение, считая, что я слишком молодая для него и не соглашусь.
Я согласилась. Родственник познакомил меня с ним. Я вышла за него замуж. Он искренне мне рассказал причину развода с первой женой. У него есть сын от первой жены, которого он очень любит, а сын любит его. У него есть братья, сестры, хорошие родственники на хороших должностях. И самое главное, у него очень хорошая мать, она живет с ним и любит меня, как свою родную дочь...»

Евгеня ей ответила:
«Женя–джан, ты уже зрелая женщина и сама можешь определить свое будущее. Что касается моих желаний насчет твоего будущего, это были идущие от сердца добрые намерения, которые я хотела осуществить своей рукой, сделать тебя счастливой, тем самым увековечить память о моем брате. Хотела сыграть твою свадьбу так, как я себе представляла, с парнем, выбранным мною для тебя, но милым твоему сердцу, тогда не было бы мне больше заботы.
Но все это уже позади. Свою свадьбу ты сыграла своей рукой, я желаю вам счастливой жизни, пусть ваша совместная супружеская жизнь будет удачной. Что ж теперь сделаешь, никогда я от тебя не откажусь, потому что в тебе течет наша кровь, ты дочь моего любимого брата. Желаю тебе счастливой супружеской жизни еще раз. Не забывай тетю, пиши мне часто, как здоровье, как семья. Знай, что каждое твое письмо доставляет мне радость.
Передай привет Буниату и его матери, а также родным».

Вот такой великодушной была Евгеня, всепрощающей и доброй в отношениях с родственниками.

Продолжение следует
http://proza.ru/2024/03/05/672


Рецензии