Суд Пилата. Продолжение 2
На первый взгляд картина у синоптиков и Иоанна выглядит почти одинаково. «Почти»- так как это кажется только на первый взгляд. Синоптичекие Евангелия расходятся в повествованиях, которые еще более отличаются от Евангелия Иоанна. Сравним евангельские рассказы о суде над Иисусом, обращая внимание на детали.
Лука описывает лишь одно(утреннее) собрание Синедриона. О свидетелях ничего не сообщается; обвинения Иисусу сводятся к Его претензиям на мессианство. Никакое определенное решение не выносится; достаточным оказывается собственное признание Иисусом своей вины. Синедрион передает Иисуса Пилату без предоставления формального приговора. Создается впечатление, что суд Иисуса нужен только римлянам, хотя нигде и не сказано, что Пилат выносит Ему приговор.
У Иоанна Синедрион вообще не упоминается; сказано только, что Иисуса «отвели сперва к Анне, ибо он был тесть Каиафы, который был на тот год первосвященником» (Ин 18:3). Анна лишь спрашивает Иисуса о Его учениках и Его учении (Ин 18:13), после чего отправляет к Каиафе, где тоже ничего не происходит. От Каиафы Иисуса отводят к Пилату, так что судит и приговаривает к распятию Иисуа Пилат (Ин 19:16). Синедрион во время суда значительной роли не играет.
Иисусу у Иоанна предъявлено два обвинения: что Он «Царь Иудейский» и что объявил себя Сыном Божьим. Первое обвинение важно для римлян, второе -их не касается, так как это распри внутри иудаизма. .
Однако, когда Пилат отказывается заниматься делом Иисуса, признав Его невиновным, евреи заявляют ему о претензиях Иисуса на мессианство, другими словами, на титул «Царя Иудейского» (Ин 18:29-31), а потом вдруг обявляют Иисуса «злодеем», и этот «аргумент» оказывается для Пилата решающим.
На вопрос Пилата, является ли Иисус царем, Он отвечает неопределенно, хотя Его ответ можно понять как «Да».
Пилат предлагает компомисс- помиловать в честь праздника Пасхи одного преступника. Иисуса или Варавву.
Чтобы спасти жизнь Иисуса, Пилат подвергает Его бичеванию, надеясь этим удовлетворить евреев, но они продолжают упорно настаивать на казни, неожиданно заявляя о других обвинениях, особенно о том. что Он объявил себя Сыном Божьим (Ин 19:5-7). Этот вопрос вне сферы деятельности Пилата, тем не менее, он снова допрашивает Иисуса и снова признает Его невиновным (19:8-11).
Тогда евреи опять возвращаются к политическому обвинению и угрожают Пилату, что пожалуются на него в Рим кесарю.
И только «тогда ,наконец, он предал ИМ Его на распятие» (Ин 19:16). Выглядит, будто Пилат «предал» на распятие- римским способом казни , что осуществили кзнь сами евреи, хотя казнь осуществляли по приказу Пилата римские солдаты, а сам «Пилат написал и надпись поставил на кресте...:»Иисус Назорей, Царь Иудейский» (Ин 19:19).
Итак, в синоптических Евангелиях выделена фраза Иисуса о том, что Он разрушит Храм и воздвигнет новый, а также слова о «Сыне Человеческом, грядущем на облаках небесных ( синоним Мессии).
У Иоанна история с Храмом относится к началу деятельности Иисуса и никак не связана с судом Синедриона; слова же о «Сыне Человеческом» вообще отсутствуют.
Таков беглый анализ описания суда. А теперь проанализируем «детали».
Евреи во всех Евангелих отдают Пилату дело, которое, казалось бы, затрагивало только их интересы.
Марк(15:1-5): « Пилат спросил Его: «Ты Царь Иудейский?»; Он же сказал :ты говоришь... первосвященники обвиняли Его во многом..Иисус и на это ничего не отвечал» .
Иисус всегда запрещал ученикам говорить о том, что Он-Мессия ( «Мессианская тайна»), однако, вдруг заявляет об этом Пилату прямо.
То же примерно отвечал Иисус и перед судом Синедриона, когда Его спросили, Мессия ли Он: «Иисус сказал: Я...» (Мк 14:62).
Т.е. Иисус ведет себя перед евреями и Пилатом практически одинаково; и это может говорить о том, что, скорее всего, эти слова произносились Им на самом деле.
С религиозной точки зрения, как уже не раз подчеркивалось, нет преступления в том, чтобы назвать себя Мессией; это может заинтересовать только Пилата как посягательство на трон царя. Т.е. фактически и священники и Пилат осудили Иисуса по политическому обвинению.
Почему же первосвященники передают Пилату Иисуса, не виновного по еврейскому Закону, почему идут на такое необъяснимое с т.зр здравого смысла,преступление?
Ответ синоптиков: — из зависти: «Пилат знает , что первосвященники предали Его из зависти» и побуждают народ требовать освободить Варавву..Пилат, дабы угодить народу, предает на распятие Иисуса» (МК 15:9.15).
У Матфея «Пилат понимает, что евреи действуют из зависти..В знак того, что Он не виновен» в крови праведника сего», Пилат публично моет руки .Евреи берут ответственность на себя (Мф 27:11-19; 24-26)
У Луки (23:2.25) Пилат посылает Иисуса к Ироду. Пилат заявляет о невиновности Иисуса и по настоянию евреев передает Его им.
У Иоанна Пилат трижды объявляет Иисуса невиновным, потом, боясь прослыть нелояльным по отношению к императору, официально приговор Иисусу не выносит, но предает «евреям».
Общая для описания суда тема вины евреев повторяется от эпизода к эпизоду и особенно навязчиво звучит в сцене так называемой «Пасхальной амнистии», когда Пилат, желая сделать угодное народу, отпустил им Варавву, а Иисуса, бив, предал на распятие» (Мк 15:6-15) .
Теперь более тщательно остановимся на некоторых красочных подробностях суда, которые еще более подчеркивают признание Пилатом невиновности Христа и прямо звериную жестокость евреев , настойчиво требующих Его смерти.
За что? Неужели богачи-аристократы первосвященники из зависти так добиваются смерти нищего проповедника из Галилеи? Почему люди, даже если представить, что они все, кричащие Ему «Осанна!» и воздающие царские почести, разочаровались в Нем как в Мессии , почему они до такой степени возненавидели Его, так яростно добиваются смерти Того, кто лечил их, учил прощать зло, любить даже врагов ? Хотя сами Евангелия говоря об отношении к Иисусу народа, используют слово «множество» : множество людей приветствовало Его въезд в Иерасалим, множество слушали Его проповеди, множество шли с места казни, стуча себя в грудь и рыдая о Нем...
Еще более сомнительны другие эпизоды, призванные демонстрировать нежелание Пилата казнить невинного арестанта, такие как «амнистия» или «умывание рук « перед толпой.
Но прежде, чем остановиться на них, рассмотрим портрет исторического лица, о котором достаточно много известно по описаниям современников — прокуратора Иудеи Понтия Пилата
Свидетельство о публикации №224030500068