Платоническая любовь

В чём  особенность платонической любви и какой смысл был заключён в этом понятии изначально?

Само название данного чувства восходит к имени древнегреческого философа Платона, который не раз поднимал тему любви в своих произведениях. В наше время принято считать, что любовь является платонической, если в отношениях отсутствует интимная близость. Но давайте проверим, так ли это на самом деле, и что именно имел в виду Платон, исходя из нескольких его литературных трудов.

По мнению философа всякая душа хранит память о своём пребывании в потустороннем мире, где она имела возможность созерцать истину и божественную красоту. После рождения на Земле и воплощения в телесном обличии, души забывают увиденное ими за то время, что они провели вместе с Богом. Однако, некоторым людям всё-таки удаётся вспомнить свою истинную сущность, хотя в условиях здешнего мира это непросто.

Платон в диалоге "Федр" пишет об этом следующее: "Пользуясь правильно такими воспоминаниями, человек достигает полного посвящения и один бывает истинно совершенен. Правда, чуждый житейских забот и преданный божественному, он терпит укоризны толпы как помешанный, но толпа не замечает, что он пребывает в состоянии исступления. ...Причастный такому исступлению любитель прекрасного называется влюблённым." Как можно заметить, платоническая любовь - это особое состояние сознания, это связь нашей души с божественным миром, это пребывание в Боге.

Почему же в современном понимании платоническая любовь рассматривается с точки зрения межличностных отношений?

Дело в том, что внутреннее состояние людей с просветлённой, вспомнившей себя душой, определённым образом отражается и на их взаимоотношении с другими.

Для Платона любовь - это в первую очередь глубокая духовная связь, а не вожделение. Поэтому он считает, что мужчины могут любить мужчин, но как братья, женщины женщин, но как сёстры. Такие отношения философ назвал "боговдохновенной дружбой", когда любовь людей друг к другу не зависит от половой принадлежности и возможна без стремления к удовлетворению своих сексуальных потребностей. В этом случае, ты любишь душу человека, его истинную бестелесную сущность. Стоит отметить, что сказано это было в то время, когда однополые связи были крайне распространённым явлением в обществе.

Но не был бы Платон великим мыслителем, если бы ограничился рассмотрением только одной стороны этого многогранного чувства.

В своём произведении "Пир" посредством беседы между философом Сократом и мудрой диотимой (жрицей), Платон более полно раскрывает значение настоящей любви и приходит к выводу, что любовь есть стремление к вечному обладанию благом, а также к бессмертию, которое каждый человек реализует двумя путями.

Какой же секрет открыла жрица философу Сократу:

"Все люди беременны как телесно, так и духовно, и когда они достигают известного возраста, природа наша требует разрешения от бремени. Разрешиться же она может только в прекрасном, но не в безобразном. Соитие мужчины и женщины есть такое разрешение. И это дело божественное, ибо зачатие и рождение суть проявления бессмертного начала в существе смертном."

"Те, у кого разрешиться от бремени стремится тело, обращаются больше к женщинам, надеясь деторождением приобрести бессмертие и счастье и оставить о себе память на вечные времена."

"Таким же образом сохраняется и всё смертное: в отличие от божественного, оно не остаётся всегда одним и тем же, но, устаревая и уходя, оставляет новое своё подобие."

"Беременные же духовно, и притом в большей даже мере, чем телесно, - беременны тем, что как раз душе и подобает вынашивать. А что ей подобает вынашивать? Разум и прочие добродетели."

"...лишь созерцая прекрасное тем, чем его и надлежит созерцать, он (человек) сумеет родить не призраки добродетели, а добродетель истинную, потому что постигает он истину, а не призрак. А кто родил и вскормил истинную добродетель, тому достаётся в удел любовь богов, и если кто-либо из людей бывает бессмертен, то именно он."

Вот такими мыслями поделилась диотима с Сократом.

Тема любви у Платона крайне непроста, но от этого она не становится менее привлекательной для ума и сердца. Так что, всем любителям поразмышлять о высоком, советую к прочтению диалоги этого великого мыслителя.


Рецензии