Тайны Крейцеровой сонаты Толстого. Часть1

Тайны «Крейцеровой сонаты» Льва Толстого.Часть1.

    В автобиографических рассказах Константин Дмитриевич Бальмонт вспоминает своё впечатление от прочтения повести Льва Толстого «Крейцерова соната»; волнение поэта было столь велико, что он, как и герой повести, задумал избавиться от жены, но испугался пойти на злодейство и сам шагнул в открытое окно.
     Нашумевшая повесть вызвала смятение в среде читателей. Всё ли в порядке в семействе Толстых? – встревожилось общество, - не замышляет ли сам Лев Николаевич преступление?  Смешивать автора и его героя не стоит, но слишком много общего в их взглядах на пороки человеческие, на женщину, на не рождённых детей. Не удивительно, что повесть попала под запрет, а писателя отлучили от церкви.
    Как же так - знаток человеческих душ, гуманист Лев Николаевич Толстой описывает с удивительной точностью бушующие в душе звериные фантазии, убийство жены? Сложные отношения с женой, 16 раз рожавшей (трое детей умерли в раннем детстве), духовные противоречия с церковью, долгая дорога к мировой славе, - всё это раздражало писателя и приносило душевные терзания. Особенно проблемными были его отношения с женой, которая досаждала скандалами, вела себя во многом самостоятельно и без конца рожала. Не царапал душу ли писателя «чёрный человек», не подстрекал ли к необратимому? Пожалуй, только величайшее дарование – умение выливать душевные переживания на бумагу - избавило его от коварного искушения. 
    В 1890 году повесть «Крейцерова соната» вышла в свет, её сразу определили, как странная, страшная и вредная общественной морали. Сложилось несовпадение - Толстой – гений, «глыбища, матёрый человечище», пророк высочайшего достоинства и свободы личности, увлёкся подробным изложением чувств презрения, ненависти мужчины к женщине; его герой Позднышев совершает зло, несовместимое с идеями гуманизма, и совершает его - равнодушно, без раскаяния. А потом сам вызывает полицию, правда, отделывается одиннадцатью месяцами тюремного заключения, поскольку суд признаёт ревность – смягчающим обстоятельством.
    А как романтично всё начиналось: - «Какая полная бывает иллюзия того, что красота есть добро... Красивая женщина говорит глупости, ты слушаешь и не видишь глупости, а видишь умное. Она говорит, делает гадости, и ты видишь что-то милое». (Крейцерова соната», гл.5) И вдруг выясняется, что жена раздражала Позднышева едва ли не с первых дней семейной жизни, при том, что он женился по любви. И она в присутствии мужа скучала и оживлялась только с приходом гостей. Рождение пятерых детей не сблизило их, - наоборот – вылилось в обоюдную ненависть. Желание убить её стало его мечтой, которую он вынашивал и холил, придумывая повод и план удовлетворения тайного желания. 
   Автобиографичность повести бросается в глаза. Правда, Лев Николаевич жену свою не убивал. Но, что-то подсказывает, что были времена, когда избавиться хотел. Презрение к женщине – вот, что роднит автора и героя: - «…Она знает, что наш брат всё врет о высоких чувствах - ему нужно только тело…Кокетка знает это сознательно, но всякая невинная девушка знает это бессознательно, как знают это животные» (гл.5). По мнению писателя, развратность заложена в каждой женщине от рождения. Причём, в мужчинах – её ещё больше. Но мужчинам простительно, а вот девушку им хочется найти «чистую» душой и телом. «Я гваздался в гное разврата и вместе с тем разглядывал девушек, по своей чистоте достойных меня» (гл.5), - рассказывает Позднышев. Похожее мы читаем в дневнике Толстого, запись от 29 ноября 1851 года Тифлис – «…Я никогда не был влюблен в женщин. Одно сильное чувство, похожее на любовь, я испытал только, когда мне было 13 или 14 лет; …предмет была толстая горничная… Она была невинна, я ее соблазнил, ее прогнали, и она погибла. В мужчин я очень часто влюблялся…». Дневник молодых лет Толстого сообщает, что у него появилась «…привычка разврата. Шлялся по саду со смутной, сладострастной надеждой поймать кого-то в кусту», - кого угодно - хоть крестьянку, хоть цыганку.
    Лев Толстой, как и его герой Позднышев, ведёт дневник, куда записывает свои сексуальные похождения, оба они перед свадьбой показывают эти записи своим невестам, - мол, пусть знают, с кем имеют дело и не рассчитывают на чистоту отношений. Невеста Позднышева приходит в ужас от прочитанного и рыдает, как и Софья Андреевна, жестоко оскорблённая, явилась на венчание зарёванная, - о чём напишет она в дневнике. Но от женихов девушки не отказываются. Почему? Выходит, невесту похождения жениха не пугают, она будет мириться с тем, что её ожидает в семейной жизни. Софья Андреевна без конца искала спрятанные дневники супруга и была в курсе его похождений. 
    После свадьбы Лев Николаевич, как и его герой, был счастлив – «…я и не знал, что можно так любить и быть счастливым», - напишет он в дневнике. Но уже вскоре появится гневная запись о жене: «Где ты - там воздух заражен!»
    А Софья Андреевна, женщина одарённая и талантливая, - музицировала, писала картины, вышивала, лепила скульптуры и рассчитывала на большое будущее, счастливую семейную жизнь, и вдруг в дневнике появится запись: - «Боль ме¬ня гнёт в три погибели. Лева убийственный...Ничто не мило. Как собака, я привыкла к его ласкам -он охладел, я - нянька, я - привычная мебель». Граф убеждал жену, что «женщина – предмет наслаждения»; семейная кутерьма была фоном всей их жизни, ссоры вспыхивали постоянно, по комнатам летала мебель, стены сотрясались от угроз, - узнаём мы из дневника Софьи Андреевны. И всё же -она оставалась верной помощницей – восемь раз переписала «Войну и мир».
    Но порой любвеобильного писателя бросало в другую крайность, так, что его герой готов был извратить Священное Писание: - «Проповедуй воздержание от деторождения… Половая страсть, есть страшное зло, с которым надо бороться…плотская любовь — это спасительный клапан», (там же, гл.11), имея ввиду не только прелюбодейство с чужой женой, но и интимные отношения со своей; прекращение рода человеческого писателя не смущало, – это явление естественное, как конечность вообще всего. Такого рода записи находит Софья Андреевна в дневниках мужа.
    Почему изящная музыка Бетховена, излучающая любовь, счастье, стала поводом к преступлению? Не связано ли это с фактом биографии самого автора? Связано! Написание повести приходится на период некоторой влюбленности Софьи Андреевны в композитора Танеева, у которого она брала уроки фортепиано, вместе они прелестно играли «Крейцерову сонату». Тут-то у ревнивого графа Толстого и взыграло отвращение к жене, что и отразилось в его дневнике. 
    Что подвигло Позднышева на убийство? Объяснение этому есть: - на четвёртый день после свадьбы жена стала упрекать его в нелюбви к ней, как это часто бывает с молодыми, мало искушёнными женщинами, - к чему тогда ещё влюблённый муж не был готов. И вдруг он увидел, как прежде милое личико её исказилось раздражением, печать неприязни застыла в её красивых глазах. Похоже, в это самое время в нём самом стала зреть обида, а следом и ненависть. Ком семейных проблем и непонимания нарастал, женщина занималась детьми, которые появлялись один за другим, её интерес к мужу угасал, после рождения пятого ребёнка она выдохлась и ограничила общение с супругом, а ведь «женщина – предмет наслаждения», - убеждён главный герой, как и автор повести, - как она могла? «Вероятно, ее измученные нервы подсказали ей истину о гадости наших сношений».  (гл.12). Говорят, что «дети — благословенье Божие, дети — радость. Ведь это всё ложь. Дети – мученье!»,- рассуждает Позднышев, видя «животную привязанность» женщины к детям (гл.16). Привязанность Софьи Андреевны к детям и частая беременность супруги раздражали Льва Николаевича. Софья Андреевна выкормила сама всех детей, кроме Александры, рождение дочери досталась женщине очень тяжело и совпало с очередным бегством мужа в дальние края. И только рождение ребёнка остановило его.   
    И тогда Позднышев привёл в дом ничем не привлекательного музыканта Трухачевского, сам выдумал себе соперника и наблюдал - подглядывал, подслушивал, вынашивал обиду и копил гнев. Женщина переключила своё внимание на музыканта. Оскорблённый супруг приходил в бешенство, видя, как она подчиняется воле никчемного музыкантишка, восхищается его способностями, испытывает волнение в его присутствии, они многозначительно переглядываются, вдохновенно в четыре руки исполняют «Крейцерову сонату». А в супружеских отношениях давно уж нет ни трепета, ни радости, а только гнетущая холодность и враждебность. Может быть, необузданная ревность - естественное состояние души самолюбивого мужчины? И всё же, зачем убивать? 
    Позднышев искал доказательства её неверности, и когда «бешеный зверь ревности зарычал в его голове», он схватил нож и, не раздумывая, убил жену. Он хорошо помнит «погружение ножа в мягкое. Она схватилась руками за кинжал, обрезала их…Она вскочила на ноги, вскрикнула: - Няня! он убил меня!... Надо быть великодушным, - говорил он себе, - надо пойти к жене, что наверно так всегда делается, когда муж …убивает жену»!? (гл.27).
Наверное, надо застрелиться? – размышлял он. Но ни ужаса, ни раскаяния, ни тревоги за осиротевших детях – в душе его - равнодушие и пустота; угрызения совести – не для него.
     А потом правдиво и откровенно Позднышев всем подряд рассказывает об убийстве жены, даже случайным попутчикам в полутёмном, прокуренном вагоне; люди входят и выходят, а он всё говорит и говорит, будучи уверенным, что они более никогда не встретятся.
    Вот так под романтичным названием «Крейцерова соната» писатель развернул пугающую своей жестокостью трагедию не только несчастной женщины и осиротевших детей, но и главного героя, растерявшего на жизненном пути искренние чувства. А с каким наслаждением автор смакует сцены насилия! Ненависть литературного героя к женщинам и детям повергла читателей в шок своей неприкрытой обнажённостью.
    В Америке, где уже знали писателя графа Толстого, по улицам ездили автомобили с рекламными щитами, оповещающими о запрете повести в России, чем подогревали особый интерес. Президент США Теодор Рузвельт (с 1901 по 1909 годы занимал должность президента США, в 1906 году получил Нобелевскую премию мира) охарактеризовал Толстого как «человека с извращенной половой моралью». Эх, подивился бы Рузвельт современной американской морали!
    Но не все так думали: - Антон Павлович Чехов в письме Плещееву выразил восторг от повести: - «Вещь гениальная, вечная, … едва ли можно найти что-нибудь равносильное по важности замысла и красоте исполнения. Не говоря уж о художественных достоинствах, которые местами поразительны, спасибо повести за одно то, что она до крайности возбуждает мысль».
   Да, мысль, а с ней и бурные эмоции, и самом деле возбуждаются: мощное по ощущениям, силе слова, убедительности и реалистичности произведение способно вызвать у читателя ответные чувства. У многих главный герой вызывает чувство брезгливости и омерзения. Человек с нарушенной или неразвитой психикой, вместо того, чтобы учиться счастливо жить, находит вокруг себя только низость и грязь, требует от жены того, что сам не способен дать, ищет в ней воплощение своих нереализованных фантазий. Жена для него – нестоящее существо, её чувства и мысли вообще ему неведомы. К детям он не испытывает никакой привязанности. Лучше бы этому герою застрелиться! Но Толстой его не застрелил, а оставил скитаться по свету нераскаявшимся мытарем.
   К слову сказать, Лев Николаевич тоже не испытывал большой привязанности к детям, о чём сетует Софья Андреевна. Только на последнего в семье Ванечку он возлагал большие надежды, но тот оправдать их не смог ввиду слабости здоровья. (Софье Андреевне было около 44 лет, Льву Николаевичу – около 60). Чуткий и отзывчивый мальчик мирил разбушевавшихся родителей; предполагалось, что милый ангелочек станет духовным наследником отца. Они даже были похожи: - отец - бледный, седой, худой, длинноволосый, и Ванечка, бледный, белокурый с локонами, и выражение глаз одно и то же.  Но, при всей любви к ребёнку, отец мучительных страданий шестилетнего ангелочка не заметил, - отмечает в дневнике Софья Андреевна, вспоминая трагедию умирающего ребёнка. Страданий - да, - не заметил, не подошёл, не приласкал, но уход малыша перенёс тяжело, - в день похорон он превратился в дряхлого старика.
Вот и пойми этих, великих…Может, и не стоит подглядывать за потаённую шторку, где прячутся истинные чувства гения?   
   


Рецензии
Вы правы, не стоит заглядывать в тайну единого в двоих телах.

Василий Рябов Слабов   05.03.2024 07:34     Заявить о нарушении
Василий, спасибо. Мне нравится Ваша мысль - "Практически всяк, кто лезет объяснить ФАКТ, - это лицо заинтересованное втянуть в болтовню "ни о чём" - увести от истины".Спасибо. Успехов Вам!

Наталья Морсова   05.03.2024 11:32   Заявить о нарушении
И Вам спасибо, и с наступающим 8-е Марта!

Василий Рябов Слабов   05.03.2024 14:15   Заявить о нарушении