От принудительной социализации к духовной самоорга

          От принудительной социализации к духовной самоорганизации бытия

          Социализация, признание норм поведения, сложившихся в социальном окружении, исполнение их - необходимое условие нашего благополучного, достойного существования. Движение к социализации мы начинаем с младенческих лет общением с родителями. Оно продолжается взаимодействием с учителями, сверстниками, всеми, кто окружает нас. Приспособление человека к условиям жизни сопровождается всю его сознательную жизнь. При этом человек усваивает роли, нормы поведения, вменяемые ему общественным сознанием. Он учится взаимодействовать с людьми, формирует  подобающее обществу личное Я, становится «социальным существом». Такой образ поведения человека считается необходимым условием вхождения его в жизнь, становления пристойного члена общества. Любая организованная общность может быть только такой, если она социализирована сверху вниз: общее, всеобщее диктует единичному, каким оно должен быть в его составе.
          Однако такая принудительная социализация унизительна для человека, сопровождается притуплением духовной жизни человека, атрофированием души. Она не отвечает и принципу единства единичного и всеобщего. Человек в ней - элемент социальной системы, а его личность рассматривается как объект социального воздействия. При такой социализации человек должен демонстрировать нравственно-этические качества соответствующие системе целей, ценностей предъявляемых обществом индивидууму. При этом благополучие общества (всеобщего) рассматривается как высшая ценность. Интересы личности, независимо от её нравственного, духовного содержания, должны быть подчинены общественным интересам. Такая технология организации общественной жизни свойственна социальным структурам большинства стран и народов мира. Она используется их общественными лидерами, вождями для утверждения своей власти, оправдывая её необходимостью консолидировать общества.
          Однако такая, казалось бы, правильная, естественная практика организации общественной жизни служит причиной множества неразрешимых социальных противоречий. Они имеют место вопреки совершенствованию технологии социализации, пропаганде истинности установленных ею норм, а также манипуляции людьми, призванной сглаживать противоречия между ними. И всё же не удаётся исключить вражду, наблюдаемую во всех структурах общества, становящуюся причиной гражданских конфликтов и даже войн.
          Практикуемая организация общественной жизни основана на философско-материалистическом взгляде на действительность: мол, она пришла к нам ни откуда и уйдёт в никуда. Человек в такой действительности представлен самому себе, у него нет стоящих над ним ориентиров, нет взгляда на социальную жизнь, объединяющего людей.
          Методология социального бытия радикально меняется с признанием нашей действительности продуктом саморазвития её духовного Первоначала. Возникающая в результате самоорганизации Его  мыслящая субстанция Логос [1] формирует духовно-вещественную действительность Вселенной, частью которой является социальное бытие человечества. Поэтому формирование последнего должно проводиться с соблюдением тех же принципов, которые обеспечили гармонию бытия, наблюдаемую в природной сфере.
          Вместе с тем,  социальная жизнь людей, их саморазвития путём самоорганизации, должна иметь большую автономию от Логоса. Их саморазвитие должно осуществляться с признанием, соблюдением положений Метафизики духа [1,2]):   
        1. Первоначало Вселенная, её Логос влияют на процессы, происходящие в  социальной сфере человечества. Вселенная должна обеспечить непрерывное саморазвитие Мироздания формированием духовных структур её самосознающими образованиями (включая человека). Они должны стать элементами субстанции следующей за ней Метафизической Реальности [2]. Естественно, духовные силы Первоначала, Логоса содействуют успешному осуществлению этого «проекта»;
        2. Формирование востребованных духовных структур возможно только самосознающими образованиями Вселенной. Духовность их определяется внутренней активностью к саморазвитию путём самоорганизации в интересах вышестоящей иерархии [3,4];
        3. Саморазвитие духовной структуры человека происходит по внутреннему и внешнему контурам. Первое - это овладение человеком духовными качествами, которые способствуют его саморазвитию в интересах вышестоящей иерархии. Второй контур – самоорганизация между людьми, формирование гармоничных сообществ путём духовно мотивированного вхождения единичного (человека) во всеобщее (общество), формирование его;
        4. Социальное бытие человека - полигон его ценностного, системного саморазвития путём самоорганизации. Она должно включать все стадии социального бытия от семьи до государства и человечества в целом. Иерархической самоорганизации структур всеобщего должна стать функцией каждого человека;
        5. В единстве единичного и всеобщего с приоритетом интересов единичного залог успеха их бытия. Необходимо признать, что в бытии единичного (человека) реальность  существования общего и залог творения будущего. Саморазвитие  человека не только в создании гармоничных, духовных связей между людьми. Оно в познания содержания Вселенной, в готовности быть открытым к самоорганизации со всеми самосознающими образованиями Вселенной;
        6. Обретая духовную основу, самоорганизация людей становится их синергией. Только при этом она сопровождается энергетическим обогащением возникающего социального образования по формуле: энергия общего больше суммы энергий его образовавших [5]. Процесс синергии мотивируется духовными побуждениями людей. Он не случится в сочетании с чувствами зависти, корысти, вражды;
        7. Ответственность за последствия свободного выбора, творческого акта человека в социальной жизни - важнейшее условие  формирования его духовной структуры, эффективного функционирования её в Метафизической Реальности [2]. Духовность человека должна крепиться социальной практикой, деятельным проявлением;
        8. Единство единичного и всеобщего в социальной жизни подобно всеединству бытия объектов природной сферы. Оно составляет необходимое условие существования Вселенной, как проявление единственности Её Первоначала. Это означает, что в человеке как единичном наличествует всеобщее, включая Мироздание в целом, не как идея, или представление о Нём, а как носитель такого единичного, которое внутренне присуще структуре Мироздания;
        9. Духовной структуре человеку, как и духовной сущности Первоначала Вселенной, предопределена роль Абсолюта. Как элемент Первоначала Метафизической Реальности она должна иметь структуру беспредельного множества, обладать всеми признаками духовности и морфизма [6].
            В соответствии с высказанными положениями, социальная жизнь человека, формирование его духовной структуры, должны быть автономны от Логоса. Решения, принимаемые человеком при самоорганизации, должны быть проявлением его свободной воли. Но «уж больно широк человек» (Ф.М. Достоевский), чтобы осуществить своё предназначение. На этом пути он слишком «раздираем» множеством эмоций, чувств, мыслей для самоорганизации, духовной совместимости с людьми, синергию с ними.
          Человечеству предстоит длительный путь к гармоничному существованию,  его духовной самоорганизации снизу вверх. Только тогда синергия станет основой общественной жизни людей. Духовность, как глубинное качество человека, свойственна ему с момента рождения. Она должна бережно сохраняться, совершенствоваться в нём до возраста принятия собственных решений. Синергия возможна на всех уровнях социальных отношений, включая хозяйственную, производственную деятельность. Бессмертие души, духовной структуры человека [7] не вознаграждение за труды по её созданию. Не райские кущи ожидают духовную структуру человека в Новой Реальности, а труды по Её творческому созиданию. Человек должен наращивать, обогащать свою духовность, чтобы успешно функционировать в Метафизической Реальности.
          Отказ от принудительной социализации, насильственного характера всего процесса жизнедеятельности человека фантастически сложный и даже рискованный по возможным последствиям процесс. Однако только организация социальной жизни с участием, главенством духовной составляющей сущности человека ведёт к формированию его духовной структуры, исполнению человеком своего предназначения. Совершенствование духовной структуры человека путём его духовной самоорганизации (синергии) в социальных структурах бытия должно стать содержанием его жизни. Только при этом будет обеспечено духовное бессмертие человека в Метафизической Реальности Мироздания.
          
           Работы авторы, использованные в ссылках:

     1. Метафизика Мироздания как саморазвитие его духовного первоначала. Труды членов РФО. М. 2018г. том 20, с. 18- 30
     2.   Метафизический гуманизм, как методология ценностного саморазвития  личности человека. сборник: "Антология современной русской философии",  М. 2018г.  т.2. с.362
     3. Духовно-эвристическая концепция бытия –      метафизика духа /Мировоззренческие основания духовной природы бытия/, Saarbrucken, 2013г. 
     4. Введение в метафизику духа. Журнал «Успехи гуманитарных наук», 2008г. № 6, с.57, а также на сайте: проза.ру
     5. Природа явлений в метафизике духа. Журнал «Успехи гуманитарных наук», 2009 г. №2,с.87, а также на сайте: проза.ру
     6. Абсолютный монизм Метафизики духа. На сайте: проза.ру
     7. Актуализация метафизического гуманизма как переход от универсалистской модели социального развития к атомистической. Труды членов РФО. т. 20, М. 2018г. с. 52-60;


Рецензии