Тасаввуф Гата 3. 7 Условность. Инайят Хан

ТАСАВВУФ: МЕТАФИЗИКА. ГАТА 3.7 УСЛОВНОСТЬ. ХАЗРАТ ИНАЙЯТ ХАН

Условность, без сомнения, так же как искусство, создана человеком. Но как искусство есть завершение природы, так и условность есть завершение цивилизации. Условность, несомненно, приобретается, а не наследуется, но в то же время наследуется и любовь к условности. Дети, рожденные в семьях, где условность существует уже давно, рождаются со склонностью к ней, и для них становится естественным ее усвоить, при этом, обучаясь, они не ощущают ее чуждой своей природе.

Несомненно, следует избегать крайностей всех хороших и плохих вещей. Природа помогла тем, что душа рождается на земле, а затем идет образование, в котором и заключается осуществление цели жизни. Условность не является целью, и все же то, что делает цивилизацию, является мостом, связанным с целью жизни. Условность теряет свою добродетель, как и все вещи, когда они теряют искренность, ибо искренность — душа всякой добродетели.

Теперь перейдем к вопросу: что такое условность? Это закон манер, который используется в жизни для удобства и комфорта человека. Все созданное человеком так же несовершенно, как и человек. Поэтому если попытаться обнаружить ошибки условностей, то можно найти их в каждой цивилизации, существовавшей в любой период истории. Тем не менее, наиболее цивилизованными в любой период были самые традиционные люди того времени.

В эпоху аристократии условность возросла во всех частях света и стала для того времени основной частью образования. И когда возникло восстание против духа аристократии, все хорошее и плохое, чем обладала аристократия, было осуждено. Какую бы линию реформ ни выбрали люди в мире, они не могут быть свободными от условностей и при этом прогрессировать. Эти две вещи невозможно разделить. Единственное, что можно сделать, так это сломать одну форму условности и построить другую форму, назвать первую форму условностью, а следующую богемной жизнью, все сводится к одному и тому же. Надо учитывать одно: свобода есть цель души, и если, не препятствуя условностям, можно подняться над ними, чтобы вдохнуть дыхание свободы, это будет истинная демократия. Демократию, лишенную культуры и утонченности, вполне можно назвать анархией.

Но есть два закона, которые, если глубоко их рассмотреть, станут полезными для правильной жизни. Одно дело стремиться достичь для себя красоты, комфорта, счастья и покоя в жизни. И другое дело — поделиться с другими вышесказанным — отсюда и необходимость условностей. Тот, кто является рабом условности, является пленником, тот, кто является господином условности, является обладателем того царства, о котором сказано в Библии: «Блаженны кроткие, ибо они наследуют Царство Земли». 

Перевод: Ладомир Родумилов


Рецензии