Цыганков Ю. Г. Везучая Победа
Помню, пустили в действие очередной гидроагрегат на Кайрак-Кумской ГЭС. Тут же продиктовал стенографистке редакции текст динамичного репортажа о немаловажном событии под заголовком "Холодильники пойдут на расхват! Ночной Душанбе озарится..."
Утром беру газету, ничего не выброшено, но текст изобилует политическими обобщениями и пафосными изречениями. А поверх аршинная шапка:" Ещё шаг на пути к коммунизму!"
В тот день мне передали из гаража областной администрации автомашину "Победа"в ответ на просьбу помочь с транспортом, ибо передвигаться по обширной области на мотоцикле "К-125" стало невмоготу, да и не солидно.
Машина оказалась предельно изношенной. Знакомый шофёр с трудом довёл её из Ленинабада в Кайрак-Кум (около 20-ти километров). Мне управлять четырёх колёсным средством передвижения ранее не приходилось.
Кое-что в нём подкрепили, заменили, и на другой день начал в одиночку осваивать вождение в тесном переулке, пугая соседей и дворовую живность.Постепенно стало получаться...
Замечаю остановившийся на перекрёстке холёный "уазик" с правительственным номером, из которого протискивается местный администратор, вслед за ним - подтянутый мужчина в гимнастёрке с небольшой растительностью под носом, и ко мне...Поздоровались доброжелательно...
Каково же было моё изумление, когда узнал, что передо мной не кто иной, как писатель Константин Михайлович Симонов. Ну и дела!?.
Симонов в тот период находился в опале и пребывал в Ташкенте,собирал материал для очередного произведения и решил посетить таджикистанских фронтовых друзей.
Вот и порекомендовали ему "законтактировать"с коллегой по газетному делу.Но основная причина такого знакомства крылась в моей "персональной" машине. Писатель понял необычность ситуации, не выказал и намёка сомнения,лишь доброжелательно улыбнулся.
Приял наше с супругой Ниной предложение поужинать и остаться на ночь. Благо, на втором этаже нашего крохотного редакционного финского домике для этого имелись нормальные условия. Пристанище гостю понравилось.
Встал в добром настроении, зарядку поделал, потеребил нашего добрейшего Полкана, поманил его сопроводить к берегу водохранилища, побродил босиком по краю. Благодатное выдалось утро...
После завтрака решили, - в Канибадам и далее - в Исфару. За рулём, естественно, хозяин средства передвижения,который всего второй день в этой роли, и со спутником,которого сам Сталин благоволил.
Останавливались несчётное количество раз. Драндулет явно дышал на ладан: то пропадал тормоз, то закипал мотор.Одни в горах, никаких там телефонных мобилок.
Лазали под кузов, клеили камеры, менялись за баранкой. Пассажир оказался вполне простым,земным мужиком, его спокойствие и поддержка придавали уверенность, что выкрутимся. В общем, не раскисли, сблизились.
К ночи, наконец, добрались до Исфары.
Остановились у дома с примечательным светящимся фонарём над входной дверью, и (эврика!) встретились с самим городским главой, бывшим фронтовиком Великой Отечественной Курбангали Азизовым.
Тот дар речи утратил и ещё долго приходил в чувство от неожиданности.А потом на русском и на таджикском напомнил насколько стихов Симонова про печурку, любовь,о Родине, про его кинофильмы.
В общем ночь стихийно превратилась во вселенское застолье.
Повезло и с машиной.Вокруг нашей колымаги образовался настоящий аврал.В течение двух суток заменили мотор,наладили тормоза, обули в новую резину, привели в порядок кузов и целиком покрасили. Загляденье, да и только!
Исколесили половину Ленинабадской области. Пассажир был задумчив, частенько потягивал трубку.Оживлялся при встречах и беседах с людьми,вызывавшими его писательский интерес, делал записи.
Радушно прошла его встреча с писателями и журналистами Ленинабадской области, среди которых выделялся остроумием и своеобразной речью Георгий Шелест, недавно освобождённый за невиновностью из воркутинского лагеря.
Я старался не терять времени даром, что-то записывал,регулярно передавал информацию в редакцию. Уже уверенно гонял на своей "ласточке".
В общей сложности находился с Симоновым больше месяца.
Накануне расставания к нему приехал сын Алексей. Как он нашёл отца осталось загадкой, ибо никакой информации, что он может появиться, не имелось.. Они тепло встретились и неожиданно отлучились.
Вернулись с сумками разнообразной снеди и спиртного. Нетрудно было догадаться, что побывали они не иначе как в закрытом городке переработчиков урановой руды, известном, помимо прочего, московским снабжением.
Пока мы с женой накрывали на стол, Симонов-младший извлёк миниатюрную кинокамеру и стрекотал по лицам, углам, двору, перспективе.
Прощаясь, Константин Михайлович душевно поблагодарил за интересное путешествие. Пожелал профессионального успеха, для которого,как выразился, задатки налицо.
В дальнейшем обменивались поздравительными открытками.
Наша семья смотрела каждую его телепередачу о Великой Отечественной войне...
Свидетельство о публикации №224030500988