Глава 3
Я специально обозначаю точное время. В один день может произойти столько событий, что в них можно потеряться, поэтому мне хочется на мгновение остановить то историческое время, о котором я сейчас пишу, и рассказать только об этом обычном рабочем дне школьной жизни детей в СССР , который идёт по расписанию.
В расписании был обед. Его Сашенька съедал дома, придя из школы. Анна Ивановна готовила обеды заранее, Сашеньке оставалось разогреть их. Вас может интересовать меню обеда советского школьника, жившего в лесном посёлке в 60-е годы 20-го века? Мне кажется, что об этом есть смысл сказать несколько слов.
Кухня, где сейчас обедает Сашенька, заслуживает отдельного рассказа. Из сегодняшнего дня, когда я пишу эту главу, она выглядит почти как музей древности. Большую часть кухни занимала большая печка. Не простая, а с железной плитой, на которой были сделаны четыре конфорки. Конфорка — это отверстия в плите, которые закрывались металлическими кольцами, вложенными друг в друга. Самое маленькое кольцо в центре конфорки закрывалось крышечкой с ручкой, которую надо было обязательно брать очень осторожно, даже если плита не топилась. Эта крышечка долго сохраняла тепло и была сделана несколько неловко, она могла в любой момент выскользнуть из рук.
Сашенька не торопился распаковывать кастрюлю, а вышел в коридор, где слева от двери в комнату можно было увидеть ещё одну дверь- в кладовку, где Анна Ивановна хранила соленья, варенье, овощи и картошку. Кладовка была защищена от холодов, продукты в ней не замерзали, а были как в холодильнике. Только холодильник этот совсем не похож на то, что стоит сейчас на большинстве современных вам кухонь. Сашенька взял с полки небольшую металлическую тарелку, закрытую чайным блюдечком как крышкой и, придерживая блюдечко пальцами, вернулся на кухню.
Плита была относительно невысокая, и Сашенька легко достал кастрюлю, плотно закутанную в старую шаль Анны Ивановны.
В металлической тарелочке под чайным блюдечком были солёные белые грузди. Тот, кто не знает их вкуса, может уже с тайной завистью сглотнуть слюни. Да. Да, это – непередаваемый, неописуемый вкус, которым сейчас наслаждается Сашенька, поочерёдно отправляя в рот грузди и кипешку.
Картошку и другие овощи Анна Ивановна м её сын Владимир выращивали сами. Если бы они знали тогда об экологической чистоте, то точно бы говорили о том, что у них – чистые, экологические овощи и картошка, добавляя, что без ГМО, т.е. без генно модифицированной обработки.
Мясо свинины было окуплено у соседей по улице, которые держали домашних животных для забоя. Одну забитую свинью они продавали, а вторую оставляли для своей семьи.
Анна Ивановна покупала много мяса и засаливала его на зиму в деревянной бочке.
Я не стала бы писать об этом так подробно, если бы не один важный факт , который сегодня можно считать фактом истории СССР : две соседские свиньи не жили рядом с домом, для них был сделан свинарник в лесу. Сделан так умело, что человек не сразу мог его заметить среди ветвей деревьев, если не искал его специально. Маскировка была такой удачной, что сосед шутил о том, что однажды заблудился в поисках своих хрюшек. Вы позже поймете, почему он прятал своих животных.
Сашенька закончил свой обед. Если вы обратили внимание, то заметили, что я ничего не написала о хлебе.
Хлеба и не было.
В этот день, о котором я пишу, хлеб – дефицит.
Это – страшное слово, которое, когда речь идёт о хлебе, вызывает у меня и сейчас страх, страх голода.
Сашенька живет во времена дефицита на многие продукты и вещи. Как вы помните, это время после Великой Отечественной войны 1941–1945 годов, страна ещё не оправилась от страшных ран, нанесённых войной. всей экономике СССР.
Однако, мне просто необходимо сказать, что дефицит хлеба был искусственным. Он был создан по невежеству руководителей государства.
Да, именно по невежеству, по незнанию, по той глупости, которая непростительна людям, занимающим посты руководителей страны.
Сашеньку я оставляю на время рассказа об искусственном дефиците. Он сейчас идёт, подпрыгивая, к магазину, куда скоро должны привести хлеб. Уже нужно занимать очередь. Очередь начинается у прилавка магазина, в его помещении уже тесно и люди стоят на улице возле магазина. Сашенька спрашивает:
- Кто последний?
- Я, - слышится из глубины магазина, и из его дверей появляется Костя. Он не мог стоять спокойно на месте и занялся подсчётом людей в очереди.
Их было 34. Об этом он и сообщил Сашеньке, уточнив, что он – 35, а Сашенька – 36.
Я ещё вернусь к этой очереди, а пока расскажу коротко как и почему возник искусственный дефицит хлеба. В моём рассказе есть и ответ на вопрос о том, почему хрюшки жили в замаскированном сарае.
Напомню ещё раз, что Сашенька живёт во второй половине 60-хгодов 20-го века.
Колхозные поля во всех регионах СССР засеяли по весне кукурузой, а сегодня, когда Сашенька стоит в очереди за хлебом, - глубокая осень. Урожай всех сельскохозяйственных культур убран в закрома, которые во всех радиопередачах и газетах называют закромами Родины.
Но!
Если посмотреть в эти закрома, то они вовсе не обрадуют взгляд изобилием зерна, нужного для производства муки и хлеба и на корм домашним животным и птицам.
Его очень – очень мало.
Кто или что не позволило этим закромам наполниться?
Ответ есть и он очень конкретный :
Этот «кто « - Н.С.Хрущев – руководитель СССР ,и все те, кто подчинился его приказу сеять « это « - кукурузу во всех регионах СССР.
Кукуруза – теплолюбивое растение ив северных широтах не вырастает до степени зрелости. Вместо сильных растений с большими сочными листьями и тяжёлыми початками к осенним заморозкам на большинстве полей были слабые, размером с детскую ладонь, хрупкие растения. Их даже на корм скоту было трудно собрать. Да и домашний скот подвергался опасности. Нет, не от хищных животных, а от правительства, которое ограничивало количество домашнего скота в личном пользовании и вводило огромные налоги на каждое домашнее животное.
Нехватка кормов для животных и налоги вынуждали таких людей как Анна Ивановна, Владимир и их соседи по посёлку, искать возможность избежать голода. Людям же надо есть и пить каждый день, а продукты питания не падают с неба. Все знают о существовании манны небесной, но никто из знакомых Сашеньке людей её не видел и, естественно, не пробовал.
Жители лесного посёлка разрабатывали землю около своих домов, выкорчёвывали пни, собирали камни, вскапывали лопатами участки земли, где устраивали огороды, выращивали картофель овощи. Редко около домов можно было встретить ягодные кустарники или фруктовые деревья. Холодный климат не позволял фруктовым деревьям выживать зимой, а ягод и грибов было достаточно в лесу, где их можно было свободно собирать в неограниченном количестве. Избыток ягод и грибов люди могли сдавать в специальные приёмные пункты и получать за это деньги.
Как случилось, что даже отдельные кусты ягод, которые люди посадили возле своих домов, стали вдруг источником экономических проблем для хозяев этих кустиков? Я пишу аккуратно – экономических проблем, надо, наверно, написать резко – вели к обнищанию, к нищете, к голоду.
Вопрос о кустиках ягод можно считать риторическим – не требующим ответа. Ответ на него уже есть в описании замаскированного свинарника. За каждый ягодный куст, как и за каждое домашнее животное, которое выращивалось семьёй на убой, начислялся налог ,и местные власти строго следили за количеством растений и животных в личных хозяйствах. Чтобы избежать нищеты, люди искали способы сохранить и ягодные кустарники и домашних животных и птиц. Люди устраивали тайники для содержания животных, тайные посадки ягодных кустарников и плодовых деревьев. Налоги были высокими, не все семьи могли их заплатить. Людям приходилось и вырубать плодовые деревья и ягодные кустарники, чтобы сократить выплаты.
Я рассказываю об одном из дней Сашенькиной жизни. Он – ребёнок, ученик; «А» класса начальной школы в лесном посёлке СССР, а в его маленькой, только начинающейся жизни уже есть то содержание, которое определяется другими людьми. Среди них те, кого он никогда не встретит лично, никогда не сможет посмотреть им в глаза и спросить о том, почему надо было сеять кукурузу, почему никто не сопротивлялся этому приказу.
Я знаю, что в то время были люди, которые оказывали сопротивление нелепым приказам о том, что и как надо сеять. Таких людей было немного, их называли диссидентами, власть преследовала их -они лишались работы, над их детьми издевались в школах, им была закрыта дорога к получению достойного профессионального образования, таких людей исключали из рядов компартии.
Вопросы о жизни страны придут, и Сашенька будет искать на них ответы.
Надо сказать, что после массового посева кукурузы, с 1963 года СССР был вынужден закупать за золото зерно за границей. Это подрывало продовольственную безопасность страны. Дефицитом стало не только зерно, но и все продукты животноводства: мясные и молочные изделия исчезали с прилавков магазинов. Власть пыталась исправить ситуацию и призвала школьников на помощь. Учащиеся всех классов должны были выращивать дома кроликов и сдавать их государству. Считалось, что таким образом можно преодолеть дефицит мяса.
Надо сказать, что к приезду Сашеньки из Москвы Анна Ивановна И Владимир завели двух кроликов Они жили в просторной клетке, их кормили свежей травой , давали воду. К осени кроликов уже было восемь. Сашенька застал их - и ему даже удалось познакомиться с ними и дать им клички. Но! Это вечное «но» всех историй и этой моей истории – тоже. В одно непрекрасное утро все кролики оказались мертвы. Болезни настигают их внезапно и разрушают беспощадно.
Анна Ивановна и Владимир не решились ещё раз завести кроликов, а Сашенька и не просил. Смерть кроликов произвела на него произвело сильное впечатление, о котором он не сумел поговорить со взрослыми, но, читая вечером молитву, он молился за их упокой.
Сашенька задавал много вопросов Анне Ивановне и Владимиру, жизнь в посёлке была для него новой, вопросы возникали сами собой. Я не уверена, что тогда он задавал вопросы о кукурузе или о дефиците мяса и молока. , он, как и все жители посёлка, был в потоке ежедневных дел и забот, которые требовали сил и внимания.
Сейчас он стоит в очереди за хлебом и вместе с Костей наблюдает за происходящим вокруг. Хлеб уже привезли и начали разгружать. Мимо очереди проходит продавщица, в руках у которой деревянный поднос с буханками ещё тёплого ржаного хлеба. Запах свежеиспечённого хлеба, когда она проходит мимо детей, заставляет их невольно сглатывать слюну. Очередь неожиданно заволновалась, люди повернули головы в сторону дома, который находился напротив магазина.
В этом доме жил начальник леспромхоза, вы уже знаете, что его звали Наш.
Возле дома разворачиваются не совсем обычные события, они происходят так быстро, что заставляют замереть всю очередь.
К дому подъезжает милицейский газик. Водитель остаётся за рулём, двое людей в милицейской форме выходит из машины и быстро поднимаются по ступенькам крыльца и начинают громко стучать в дверь. Слова, которые они произносят слышат все, а не только Сашенька и Костя:
- Откройте, милиция!
Дверь открывается, двое в форме входят в дом, а через несколько минут на глазах изрядно поредевшей очереди из дома выходят три человека. Двое милиционеров и всем известный человек – директор леспромхоза. Его все уважали, даже никогда не называли по имени или отчеству, тем более по фамилии, говорили о нём: «Наш».
Вот и сейчас по очереди прокатился шепот:
- Взяли Нашего -то, за что?
Это прошептала молодая женщина, стоявшая почти рядом с мальчиками.
- За политику, - в голосе отвечавшего мужчины слышалось удовлетворение, говорил он спокойно,
твёрдо произнося каждый звук.
Сашенька купил хлеба, ему досталась ещё тёплая буханка – кирпичик, которую он не удержался и немного надкусил по дороге домой. Костя сделал то же самое. Ни Анна Ивановна, ни Владимир, ни родители Кости не оговаривали их за то, что они приносили домой надкусанный хлеб. Они понимали, что
Очень трудно было детям устоять перед искушением. Да и не искушение это было, а давно данное разрешение чуть – чуть попробовать горбушку.
После долгого стояния очереди мальчики торопились домой, где их ждали свои ребячьи дела. Люди, все ещё стоявшие в очереди, словно отдалились друг от друга молчанием, которое не нарушалось даже тогда, когда они молча протягивали продавцу деньги за буханку ржаного хлеба, который все ещё хранил тепло.
Сашенькин день продолжился приготовлением домашнего задания и несложной домашней работой – ему надо было наносить дров к печке и подмести около крыльца дома.
Домашнее задание было записано в дневнике, где каждый день недели – учились шесть дней – был вписан в схему, которую ученику нужно было заполнить самому. В схеме было название учебного предмета, среди них любимые и все остальные. Любимыми для Сашеньки были русский язык, чтение, рисование и труд. В четвёртом классе изучали так же природоведение, математику, историю, пение, физкультуру.
Сашенька любил свой дневник.
Это я за него решила и написала слово «любил «. Сам он об этом, думаю, не подозревал. Собранный, аккуратный, всегда подтянутый вид мальчика предполагал, что всё, что
он делает или собирается делать, будет нести на себе отпечаток вот этой внутренней целостности, которую люди часто оценивают как надёжность человека. В специальных науках, изучающих людей, о таких как Сашенька пишут, что это – перфекционист, биофил и прочие научные слова – понятия, которыми я не буду злоупотреблять . Эти понятия, при всем стремлении науки к точности, описывают только некоторые мгновения из жизни, как бы останавливают течение жизни, в котором всегда происходит много видимых и невидимых другим людям событий.
Сашенькин дневник был такой вещью, глядя на которую, хотелось сказать, что он ведёт его с душой. Нарядная обложка с рисунком, который он сделал цветными карандашами, аккуратно, без единой кляксы заполненные страницы, маленькие рисунки на тех строчках, где оставалось пустое место. (Сегодня многие из них можно
Было бы сравнить со смайликами) Мне же не нужно объяснять, что такое смайликов, о которых не мог знать Сашенька, рисуя смешные рожицы, фигурки людей, животных, предметов на пустых местах строчек дневника.
Вас интересуют Сашенькины школьные успехи? Я напишу только три слова – он был отличником. Все школьные предметы давались ему легко и свои пятёрки он получал без зубрёжки или понукания взрослых
Сашенька испытывал радостное чувство, готовя стол для выполнения домашнего задания. Подобное чувство испытывает человек, с нетерпением ждущий начала любимой работы. Он хранил в себе это чувство как тайну, и никогда никому бы не признался, что ему нравится делать домашние задания по любому предмету. Он погружался с головой в э чувство сосредоточенности, которое свойственно интеллектуальной работе при чтении, письме, выполнении математических упражнений и решении задач. Оно приносило ему какое-тоновое знание о себе, о своих возможностях и силе, скрытых в нём самом.
Он всегда делал домашние задания один.
Анна Ивановна и Владимир в это время были на работе.
Сегодня в домашнем задании по чтению стояло «Принести» дневник. Сейчас мне придётся уточнить, о каком дневнике идёт речь. Читательский дневник! Это о нём напоминала строчка рабочего дневника с Сашенькиной картинкой на обложке.
Сашенька читал все рекомендованные в школе книги и записывал их названия в читательский дневник, сопровождая оценками: хорошая, не очень хорошая, неинтересная. Книг с последней оценкой было всего две, а общее число прочитанных книг превышало за двадцать.
Сашенька читал жадно, и далеко не все прочитанные книги он заносил в читательский дневник. Не думаю, что он в этот день мог объяснить, почему от книги может остаться впечатление брезгливости, отвращения и даже страха. Бумажная книга – это не только содержание текста, но и оформление. На читающего такую книгу человека производят впечатление все параметры книги (помните это слово – параметры?) Попробую перечислить некоторые из них: цвет обложки, страниц, рисунков, структура бумаги (гладкая, шероховатая, глянцевая, матовая и т.д. ) , размер книги , материал переплёта, рас положение текста на странице , шрифт ( размер, вид жирность ) . Я даю вам возможность найти и другие параметры бумажной книги. Может быть, у вас она лежит на столе и вам это легко сделать.
Сашенька научился читать очень рано, когда он должен был идти первый раз в детский садик — это было в Москве -, он взял с собой книгу, которую он уже читал не один раз. Читал вслух маме и няне. Ему было тогда чуть больше двух лет. Он был очень огорчён, что воспитательница не поверила ему, что он умеет читать. Она предложила ему прочитать из другой книги, что он и сделал. Об этом она и рассказала с извинениями о своём недоверии маме Сашеньки, когда она пришла забирать его домой.
Мама покупала ему много детских книг. Одной из таких книг были «Сказки» , написанные Корнеем Ивановичем Чуковским.
Книга была достаточно большая по размеру и даже тяжеловатая для детских рук. Сашенька читал её, сидя под столом, что придавало содержанию сказок ещё больше таинственности и усиливало впечатление от рисунков и содержания. Если вы помните, в этих сказках есть такие персонажи как Муха – Цокотуха, Паук, Доктор Айболит, Ваня Васильчиков, Бибигон, Федора. Я не буду перечислять их всех, надеюсь, что вы их знаете. Мне важно, что Сашенька смотрит на рисунки, где изображено чудо- дерево, Бибигон и вдруг резко отбрасывает книгу, замирает на мгновение , закрывает книгу, вылезает из-под стола , подходит к дивану и с серьёзным, даже строгим лицом прячет книгу под диваном. Няня была немало удивлена, когда во время генеральной уборки она обнаружила её там. Книга нашла своё место в книжном шкафу, но Сашеньку она больше не интересовала.
Я хочу рассказать ещё об одной книге, которая разделила участь «Сказок» К. И. Чуковского. Это тоже были сказки- книга сказок народов мира, изданная для младших школьников. Он прочитал только одну сказку о мальчике, желания которого исполнялись джином, которого он вызывал нажатием кнопки. За каждое исполненное желание мальчик должен был расплачиваться пальцем. К концу сказки у мальчика остаётся один палец. Сашенька не дочитал до конца, он закрыл книгу, ему стало так страшно, что он даже не хотел прикасаться к книге. Она долго лежала на столе в кладовке их московской квартиры, потом мама убрала её на книжную полку, где она и стояла нетронутой до генеральной уборки, во время которой книги были убраны в книжный шкаф, где книге сказок народов мира досталась нижняя полка, на которой ей и предстояло провести долгие годы без встреч с читателями.
Я не помню точное название сказки, но я знаю судьбу этой книги и Сашеньку как её читателя .
Надеюсь, что вы поняли, почему я останавливаюсь на этом так подробно. Книги – это особые предметы, созданные людьми. О них можно сказать, что они – один из путей человека к самому себе. Через чтение люди открывают в себе возможность сопереживания с другими людьми, и свой внутренний мир, который обладает особыми свойствами – принимать или отвергать воздействие других людей. Это ещё называют механизмами психологической защиты. Надеюсь, что у вас появится интерес подробнее узнать о их существовании, а я продолжу мой рассказ о Сашеньке.
Чем он занят сейчас? Он вклеивает переводную картинку- переводку – в специальную тетрадь., на обложке которой нет никаких рисунков или надписей. Сашенька вырезал переводную картинку из большого листа, на котором размещалось много маленьких изображений цветов. Он осторожно обмакнул вырезанный кусочек бумаги в заготовленное заранее блюдечко с тёплой водой. Сашенька дождался, когда картинка начинает отслаиваться от бумаги и острожное, стряхнув воду, переносит её на тетрадный лист, проверив не окажется ли изображение вниз головой.
Мокрый кусочек бумаги он разглаживает пальцами. Делает это очень осторожно, стараясь удалить все пузырьки воздуха, а затем начинает также осторожно убирать размягчённый верхний слой бумаги. На тетрадном листе остаётся изображение.
Такие картинки называли ещё сводилками. Их применяли везде, где хотелось украсить какую-нибудь поверхность.
Сашенька украшал страницы Песенника.
Так он пока только называл тетрадь, в которую он записывал слова песен, украшая страницы переводками.
Сашенька готовил Песенник в подарок Люсе.
Вы уже заметили, что он делает подарки своими руками. Полку – для Анны Ивановны, Песенник – для Люси. Такие подарки были очень распространены среди детей и взрослых, о таких подарках говорили, что они сделаны от души.
Сейчас Сашенька думает о Люсе и даже сговорит вслух:
- Девочка – ангел. – его слова звучат так проникновенно, что у меня не хватит знаков, чтобы точно передать его интонацию. Он продолжает заниматься переводкой, - картинка быстро высыхает и Сашенька с некоторым беспокойством посматривает на неё. Опасения были не напрасны, - переводные картинки, высыхая часто покрывались трещинами и осыпались, особенно по краям.
Эта картинка оправдала самые лучшие надежды. Высохнув полевые цветы не потеряли нежного глянца, и края картинки плотно были прижаты к тетрадному листку.
Сашенька ещё не решил, слова какой песни он напишет на этой странице. На предыдущих страницах он уже написал несколько песен. Среди них были такие:
Юный барабанщик.
Там вдали за рекой,
Парнишка,
Песни из кинофильма «Матрос с кометы «,
Весна,
Песня о краснодонцах.
Слова песен чаще всего он находил в журналах, которые можно было прочитать в библиотеке. Он не носил в библиотеку Песенник., это была его тайна и он бережно хранил её.
Сашенька переписывал слова песен на тетрадку из коричневую бумагу, её ещё называют крафтовой бумагой. В эту коричневую бумагу в магазинах упаковывали продукты, и Анна Ивановна хранила её для всяких хозяйственных нужд. Эту бумагу Сашенька разглаживал, положив на неё старый чугунный утюг и делал из неё тетрадку, скрепляя страницы нитками.
В ней же он рисовал пером и чернилами разные картинки, о которых я уже говорила, что они были похожи на смайлики.
Песенник Сашенька хранил в картонном ящике, где были и другие его сокровища: книги, краски, карандаши, прибор для выжигания и ещё много разных важных вещей, назначение которых было известно только ему.
В этом же картонном ящике лежит стопка чистых тетрадей в линейку. В этих тетрадях школьники пишут задания по русскому языку. Тетради нежно фиолетового и нежно голубого цвета сложены стопкой, верхняя тетрадь, на которую сейчас смотрит, Сашенька лежит задней стороной обложки лицом к нему. На этой странице напечатано Торжественное обещание пионера СССР. Так же выглядят и другие тетради, на каждой из них напечатан этот текст.
Я замечу, что тетрадь не случайно сверху стопки тетрадей лежит именно таким образом эта тетрадь. Сашенька уже не раз держал её в руках и делал то, что он делает сейчас. Он взял тетрадь в руки и читает текст с её страницы.:
- Я, С аша Кондаков, вступая в ряды Всесоюзной пионерской организации, перед лицом своих товарищей, торжественно клянусь: горячо любить свою Родину, жить, учиться и бороться, как завещал великий Ленин, как учит коммунистическая партия, всегда выполнять законы пионеров Советского Союза» Будь готов ! «Всегда готов!»
Голос Сашеньки звучит торжественно, прочитав клятву пионеров Советского Союза, он поднял руку над головой тем знаком приветствия, который он видел на пионерских сборах своих одноклассников.
Сашенька ещё не был пионером – членом детской организации. Как и другие организации она была официальной, работу взрослых в ней оплачивали из государственного бюджета.
Чтобы стать пионером, надо было выполнить несколько требований: быть в возрасте 9–14 лет, вести себя с честью и достоинством, старательно учиться. На совете пионерского отряда – отрядом был класс – обсуждали поведение тех, кто хотел вступить в пионеры и по возрасту уже мог быть пионером. Замечу, что отряд входил в состав школьной пионерской дружины
Совет отряда мог и отказать во вступлении в пионеры, если ученик плохо вёл себя, нарушал школьную дисциплину. Это бывало крайне редко, но бывало. Я напомню вам, что дети людей, которые выступали против решений правительства, могли подвергаться гонениям. Их могли не принять, например, в пионеры , это было общественным осуждением жизненной позиции семьи ученика. В Сашенькиной школе не было таких случаев, но во взрослой жизни он был знаком с Симой и Ирой, которых в детстве не приняли в пионеры, потому что их отец был священником действующей и в то время православной церкви.
Дети, которые готовились ко вступлению в пионеры, старались вести себя примерно и больше уделяли внимания учёбе.
Сашенька должен был вступать в пионеры 22 апреля. В этот день родился Владимир Ильич Ленин, его именем была и названа пионерская организация. Кто такой В.И.Ленин и почему его имя носила пионерская организация, вы можете узнать сами.
До весны ещё было далеко, но Сашенька уже хорошо знал торжественное обещание – клятву – юных пионеров и их законы. Тексты клятвы и законов были напечатаны на задних обложках школьных тетрадей. Как я вам уже рассказала, у Сашеньки были такие тетради. Ему нравился цвет обложек этих тетрадей и особенно – белые промокашки, которые были в каждой тетради. Промокашки – листы пористой бумаги, которые легко впитывали чернила. Как вы помните, школьники тогда писали перьевыми ручками и для них было очень важно убирать со страниц лишние чернила. Для этого и использовалась промокашка, кроме того, на ней оставались кляксы, которые Сашенька превращал в рисунки.
Тексты законов пионеров и торжественного обещания, напечатанные на задней обложке каждой тетради, казались Сашеньке очень строгими. Они были отпечатаны чётко, красивым шрифтом и вызывали у него чувство уважения не только содержанием, но и видом печатного текста.
Торжественность слов и их оформления в печатный текст создавали впечатление его важности. Недаром, когда Сашенька читал вслух торжественное обещание, его голос звучал не буднично, а с той выразительной интонацией, которая свойственна дикторам, объявляющим о начале важного для всех слушателей события.
В классе, где учился Сашенька, было уже десять пионеров. Они приходили в школу в пионерских галстуках – красных треугольных косынках, завязанных на груди специальным узлом.
Они собирались на сборы своего отряда, где обсуждали всякие полезные для общества дела. В то время в газете «Пионерская правда» рассказывали о жизни пионеров всей большой страны – СССР. Эта газета много писала о тимуровском движении- помощи пожилым и старым людям, помощи ветеранам Великой Отечественной войны и их семьям. Сашенька читал эту газету, он спросил однажды Анну Ивановну о том, не нужна ли ей тимуровская помощь. Она рассмеялась и сказала, что у неё есть помощники – Владимир и он Сашенька.
Надо сказать, что в посёлке не было старых и даже очень пожилых людей, и тимуровское движение не получило развития. Пионеры занимались другими делами: собирали металлолом, выращивали кроликов (об этом я уже писала ) , собирали макулатуру , древесную золу . Они ходили в походы породному краю, занимались спортом, играли в военизированную игру « Зарница». Если хотите узнать о ней подробнее, то Интернет содержит достаточно много подробностей о ней.
Одним из главных дел пионеров была забота о младших классах. Они были вожатыми в октябрятских звёздочках начальных классов. Сашенька тоже был октябрёнком. (Октябрята – это общественная организация для младших классов ) Его класс делился на звёздочки – группы из пяти – шести детей , две звёздочки составляли звено. У каждой звёздочки был командир, а у каждого звена – звеньевой. Вожатым в класс назначался пионер ученик 5-7 классов. Он организовывал внешкольную жизнь своего отряда октябрят.
У пионеров тоже были вожатые отрядов – ученики старших классов.
Сашенькиной вожатой будет невысокая худенькая девочка из 8 класса. Она забегала к ним в класс на большой перемене, помогала учительнице в организации всех внешкольных дел, но самое главное – она готовила октябрят к вступлению в пионеры.
Она собирала их в пионерской комнате, рассказывала об истории пионерской организации, о пионерах героях Великой Отечественной войны. Их портреты висели на стенах пионерской комнаты. Октябрята учили пионерские песни, которые были написаны для них лучшими поэтами и композиторами СССР,
Когда Сашеньку примут в пионеры, он запишет в Песеннике гимн пионеров: « Взвейтесь кострами, синие ночи, мы пионеры – дети рабочих..» Слова этого гимна и сегодня – в 2024 году – помнят многие взрослые люди, бывшие пионеры СССР.
Надо сказать, что истории о героях Великой Отечественной войны производили сильное впечатление на школьников.
Однажды Сашенька заметил на ладони Кости ожог. Костя прятал его, но сделать это было непросто, ожог был достаточно большой и мешал ему пользоваться рукой.
Косте пришлось рассказать Сашеньке, что он испытывал себя над горящей свечкой, хотел проверить, смог бы он выдержать боль или нет :
- Как молодогвардейцы, - в голосе Кости Сашенька услышал тогда ту твердость, которую он чувствовал и в голосе Владимира, когда тот говорил о чем-то серьёзном.
- Ты бы смог, - уверенно сказал тогда Сашенька другу.
Я оставляю Сашеньку, который уже положил на место тетрадь нежно фиолетового цвета. Он ещё полон чувств от прочитанного торжественного обещания. Позже он найдёт слова об этом чувстве, а сейчас он должен заняться другими делами.
Здесь я заканчиваю эту главу, а у вас есть возможность поговорить со своими родными и знакомыми взрослыми, может быть, кто-то из них помнит свои пионерские годы , и даже октябрятские, может быть они захотят рассказать и о комсомоле Всё это – названия детских организаций СССР , от них осталась историческая память , которую хранят , может быть, и люди вокруг вас.
В тот день, о котором я пишу, самой важной вещью был Песенник. Это его Сашенька обёртывает прочитанной уже газетой, а я заканчиваю здесь эту главу.
Свидетельство о публикации №224030601030