Литературная медитация 8
В 4-й главе "Желтой стрелы" Андрей становится свидетелем сюрреалистических, гротескных, безумно-фантасмагорических похорон. Похорон в одном из вагонов поезда, который никогда не останавливается.
Зачем это лишнее напоминание о смерти, да ещё такое?
Герой не знает точного времени надвигающейся катастрофы. Может это и плюс, ведь герой может себе позволить размышлять, читать книги, беседовать с разными людьми. А может и минус, когда задремавший пассажир забывает о том, что поезд продолжает движение.
Впереди - разрушенный мост! Разве этого недостаточно, чтобы подтолкнуть героя к действию? Но разве не что-то похожее для нас представляет собой осознание неизбежности смерти, конечности нашего пребывания на этой земле? То есть проблема как бы есть, но она не столь очевидна. Её ещё необходимо домыслить, осознать.
Наверное, в этом главная опасность "Стрелы" - она пригодна для жизни, здесь можно худо-бедно устроиться даже таким как Андрей или Хан. Здесь нет агрессивной толпы, что скидывает тебя с поезда за чтение «Путеводителя по дорогам Индии». Серенько, бедненько, скатерти грязные, но кашу дают и даже по сто наливают. Сосед храпит, но газету читает, да и так вроде вежливый, порядочный человек. В тамбуре накурено, так я ж там только что покурил.
Опасность в другом - стать пассажиром, примириться с происходящим, навсегда уснуть под стук колёс.
Но тут мы опять вспоминаем про разрушенный мост. Это зачеркнутое будущее, это завтра, которого у пассажиров "Стрелы" попросту нет. И да - это ответ автора на вопросы всех тех, кто, кто намерен остаться пассажирами "Стрелы", кто находит в этом свои причины и оправдания.
Нормальный пассажир может возразить, что мы все и так умрем, что смерть неизбежна. Так надо ли, выражаясь словами Петра Сергеевича, смолоду забивать голову всякой фигней? Сосед Андрея по купе знает, что «Стрела» однажды погибнет, но не видит в этом проблемы лично для себя. Когда это ещё будет?
Но тот, кого сегодня хоронят - вчера тоже не видел в этом проблемы.
Да, поезд пока ещё не рухнул в реку с обрыва, хотя чего уж, мы-то подозреваем, что поезда всё-таки падают и этот, конечно же, может упасть. И вот сцена похорон. Время от времени со "Стрелы" падают и отдельные пассажиры.
Андрей видит гроб, обладатель которого – что за выражение!? – всё равно падает. Он летит под откос пусть не со «Стрелой», а со «Стрелы», но есть ли в этом большая разница? Уже никакой.
Похороны - это всегда напоминание, что разрушенный поезд ближе, чем полагают отдельные пассажиры.
Вопросы для ЛМ№8:
Так ли нужно герою лишнее напоминание о смерти?
За кого я голосую, за партию "разрушенного моста" или "прекрасного далёка"?
Не слишком ли фантастично звучат слова Андрея: ""Я хочу сойти отсюда живым..."?
https://t.me/stavvis
телеграм-канал и чат для общения
Свидетельство о публикации №224030601080
Александр Михельман 06.03.2024 18:06 Заявить о нарушении
Ястребов 07.03.2024 14:34 Заявить о нарушении