О староверах

Сергеич, позвонил Саша, как у тебя настрой на поход?
Не возражаю. Мне так же надоедает сидеть в квартире, как тебе на даче. Там хоть какое-то разнообразие и хоть какая-то надежда на снимки.
-Тогда завтра приезжаю к 10 часам.
-Приезжай.
-Да, с праздником тебя! Ты служил в Армии?
-Три года отбарабанил.
-Я чуть поменьше. До завтра.
Всю неделю стоит холодная погода. Ни рассветов, ни закатов. Утром на востоке или тучи, которые часа через два куда-то исчезают, или солнце без облаков. Где-то в Сибири и в Европе идут большие снегопады и сильные дожди, а у нас-тишина.
Утро опять было морозным и без единого облачка на небе. Саша гулял на площади у автовокзала. Видимо, уже замерз, ожидая автобус.
-Ну, когда, Сергеич, мы поймаем «Сказку»?
-В марте начинаются в Приморье снегопады. Пока надежда только на закат.
-Ни одного еще красивого заката не увидел в бухте Лашкевича.
-Я за всю зиму не увидел ни одного красивого рассвета. Никогда такого не бывало. Автобус наш подходит. Садимся.
По дороге к бухте говорили о погоде, которая происходит, как в Мире в целом, так и у нас в Приморье. Взяв ключ у сторожа, первым делом вскипятили воду для чая.
-Стол сегодня будет праздничным. Купил пирожков, колбасы рыбной, сыр, печенье, шоколад.
-Я прихватил твое любимое варенье смородинное и варенью клубничное.
После перекуса прогулялись по пляжу. Пройти к мысу Сестринскому не смогли. Припая не было. Вернувшись в домик, как обычно, достал распечатки.
-Путешествуя в Горном Алтае мы заехали в село Верхний Уймон. Моя мечта сбылась. Я побывал в двух музеях. В Музее –Мемориале имени Николая Константиновича Рериха и в Музее истории и  культуры Уймонской долины. Встретился с основателем и руководителем этого Музея истории и культуры, историком-краеведом Раисой Павловной Кучугановой. Она заслуженный учитель России, отличник народного образования, призер премии «Лучшие учителя России», писатель. В этом Музее приобрел редкую книгу о Уймонских староверов, которую написала Раиса Павловна  «И человеку человека повелел господь любить».
-Ты говорил, что твои родители были староверами.
-Да. Я вырос в семье староверов.
«Мы должны быть благодарны старообрядчеству за то…что на добрых три столетия продлило Русь в ее обычаях, верованиях, обрядах, песне, характере, устоях и лице. Эта служба, быть может, не меньше, чем защита Отечества на поле брани» Валентин Распутин
Послушай. Глава «Народ на Беловодье-как святость». Об истории заселения Уймонской долины, о Беловодском движении. Конечно, зачитываю в большом сокращении.
«Даже в настоящее время Уймон имеет всего одну колесную дорогу, связывающую его с остальным миром, построенную, кстати, самим населением, безо всякой помощи со стороны государства…Каких-нибудь полсотни лет назад не было даже и этой дороги, и сообщение проходило вьючными, труднопроходимыми тропами» Ученый-биолог Вера Александровна Шелудякова 1928г.
Страрообрядцы, спасаясь от религиозных преследований, «забежали в Камень»-в верховья рек Катунь, Аргут и Бухтарма.
«Русские раскольники жили на устье Аргута, бурной горной речки, впадающей в Катунь. Реку еще называют Тополевкой, на устье ее растут тополя. С этой Тополевки приходили в Уймон старообрядцы. Нам передавали, что на Тополевку зашли старообрядцы с вершин Енисея. В верховьях Енисея гнездилось старообрядчество и, вероятно, поддерживало отношения с Алтаем…Пришли старообрядцы с Нижегородской губернии, реки Керженец…Николай Михайлович Ядринцев, ученый, исследователь Алтая.
Ученые утверждают, что Уймон появился в 1786 году.
«Деревня Уймон, основанная 25 лет назад, насчитывает 15 крестьянских изб и находится в долине гор около трех верст в диаметре. Держат по многу скота, да и охота приносит им большую добычу. Крестьяне, жители этой деревни, мне понравились. В их характере есть что-то открытое, честное, уважительное, они были очень приветливы и прилагали все усилия, чтобы мне у них понравилось» Профессор Дерптского университета К.В.Ледебур1826г.
Николай Константинович Рерих в дневнике «Алтай-Гималаи» приводит воспоминания уймонцев о Беловодье:
«Дед Атаманова и отец Огнева ходили искать Беловодье. Через Кокуши горы, через Богогорше, через Ергор-по особой тропе. А кто пути не знает, тот пропадет в озерах или в голодной степи. Бывает, что и беловодские люди выходят верхом на конях по особым ходам по Ергору. Так же было, что женщина беловодская вышла давно уже. Ростом высокая, станом тонкая, лицом темнее, чем наши. Одета в долгую рубаху, как бы в сарафан… Отсюда пойдешь между Иртышом и Аргунью. Трудный путь, но коли не затеряешься, то придешь к соленым озерам. Самое опасное это место. Много людей уже погибло в них. Но коли выберешь правильное время, то удастся тебе пройти эти болота. И дойдешь ты до гор Богогорше, а от н их пойдет еще труднее дорога. Коли осилишь ее, придешь в Кокуши. А затем возьми путь через самый Ергор, к самой снежной стране, а за самыми высокими горами будет священная долина. Там оно и есть самое Беловодье. Коли душа твоя готова достичь это место через все погибельные опасности, тогда примут тебя жители Беловодья. А коли найдут они тебя годным, может быть, даже позволят тебе с ними остаться. Но это редко случается».
-Это Рерих пишет о Шамбале?
-Похоже.
«Много народа шло на Беловодье. Наши деды, Атаманов и Артамонов, тоже ходили. Пропадали года три и дошли до святого места. Только не было им позволено остаться там, пришлось вернуться. Много чудес говорили они об этом месте, а еще больше чудес не позволено им было сказать». «В 1923г. Соколиха с бухтарминскими поехала искать Беловодье. Никто из них не вернулся, но недавно получили от Соколихи письмо. Пишет, что в Беловодье не попала, но живет хорошо. А где живет, того не пишет. Все знают о Беловодье». «Это учение о Беловодье и теперь так сильно на Алтае, что всего шесть лет тому назад целая группа староверов отправилась на поиски священного места; до сих пор они не вернулись. Но когда мы проходили Алтай в 1926 году, некий ойрот принес письмо от одной женщины, ушедшей в этой группе. Она сообщает родственникам, что они еще не достигли святого места, но все же полны надежды дойти до него. Она не могла сообщить, где она живет сейчас, но говорит, что жизнью довольна. И эти люди твердо знают о Беловодье-Шамбале. И они шепчут путь к Гималаям». «Вот здесь и ушла чудь под землю. Когда белый царь пришел Алтай воевать и как зацвела белая береза в нашем краю, так и не захотела чуть остаться под Белым царем. Ушла чудь под землю и завалила проходы каменьями. Сами можете видеть их бывшие входы. Когда вернется счастливое время и придут люди из Беловодья и дадут всему народу великую науку, тогда придет опять чудь со всеми добытыми сокровищами». Николай Рерих. «Алтай-Гималаи»
«Прапрадед моего отца, Серапиона Семеновича, в числе первых рубил избушку в Уймоне, прокладывал первую борозду. Мои предки Атамановы пришли в эти места лет триста назад…»Владимир Серапионович Атаманов
«Здесь жил алтаец Уймон, по его имени деревню Уймоном назвали…» Фекла Семеновна Атаманова
Алтайцы долину называют Оймонской и переводят как «десять моих мудростей».
Старообрядцы легко налаживали связи с алтайскими племенами. По левую берегу реки Катунь-алтайские деревни, Уймон=-русская деревня, но холостые парни женились на выкрещенных алтайках. Старики говорят: «Да у нас ни одного чисто русского нет».
Глава «Крепко у нас стариковскую веру держат». Простота человека к Богу приводит.
Старожилы помнят: «Деды бежали сюда от щепоти, трехперстия, щепотью не Богу молишься, а дьяволу. От нашей веры хоть ниточка, да протянется, хоть маково зернышко, да останется. Наша вера гонима, но Богом любима».
Коллективная молитва лучше до Бога доходит, молятся на ногах, молитва ближе к Богу. На ходу молились, в ходьбе моленье дороже. «Хожу-молюсь, сижу-молюсь, лежу-молюсь. С Богом живу».
Принято ходить к могиле сорок дней. «Не плачь, душа утонет. По покойному плакать нельзя, ему и так тяжело».
«Та милостыня ближе к Богу, которая подается своей рукой».
Душа покойного не может просить за себя, а вот если за него просят, то просьбы доходят до Бога.
Самоубийство-большой грех. За такого не будут молиться, без толку это. «Хоть по пьянке умер, хоть задавился, все одно- самоубийство. Господь не примет, грех ляжет на внуков и правнуков».
Двумя перстами крестимся: один палец Исус Христос, а один-Богородица над ним преклонилась, три пальца вместе- это Божество. На правом плече ангел, а на левом нечистик, он копает тебя, чтобы ты нагрешил. Наносить крест надо так: на лоб, на пуп, на плечо правое, после на левое. Ложишься-молись, встаешь- молись. Утром молиться надо «Господи Исусе Христе, благослови меня на сегодняшний день».
По чужим верам не ходите, свою веру соблюдайте.
Отрицательно отношение у кержаков к записи на магнитофон, они не хотят фотографироваться». Кстати, Елена Ивановна Рерих не любила фотографироваться. Хотя и была красавица. Одна из самых красивых женщин в Петербурге.
Коллективизация, раскулачивание-время тяжелых испытаний для уймонцев. Разорили целые деревни: Ок-Кол, Подавыдкино, Щелкино. Многих людей арестовали, сослали…Сажали за крещение, моление, сжигали святые книги, иконы кололи. Много людей за веру сгубили: власти не только чинили произвол, но и помогали людям забыть о чести и порядочности. Завистники писали  доносы, мстили за мелочные обиды, отрекались от веры, высмеивали и преследовали тех, кто оставался с Богом. Количество уймонцев уменьшилось наполовину.
«Родители, спасаясь от колхозов и безбожной власти, убежали в Китай. У китайского дракона- змеиное крыло старики уверяли, что можно спастись под ним. К Колготоне были русская, казахская и китайская школы, мы учились в русской школе…» Клавдия Георгиевна Шутова.
В долину пришли колхозы, народ раскулачивали. Плетью обуха не перешибешь-смирился Серапион Семенович, хозяйство угнал в колхоз, жене велел не противиться. Из амбаров под метелку все выгребли, без зерна на посев оставили. Все прошел: страдания, лишения, невзгоды. Строил Беломорканал, чудом живой остался.
«У дяди Левона было 15 детей . Держал маральник, мельница на Ок –Коле стояла…Дядю Левона раскулачили, все хозяйство прахом пошло». Екатерина Анафитьевна Бочкарева.
«Во время переворота больше по пригонам воевали. Красные придут- хозяева, белые-хозяева. То овечку застрелят, то корову уведут. Позже колхозы пошли. Тятя отвел в колхоз три коровы, все равно раскулачили. Все собрали, осталась собака на цепи. В Уймоне жил Мартынка, в башке у него не хватало. Ни кола, ни двора, лодырь из лодырей. Все бегал по деревне, объединял, чужое хватал. Хватает чужое, ворует…Мартын к нам пришел, собаку убрал, цепь себе взял…Позже Мартын к маме ходил, милостыню просил…Разрушили деревню: дома, постройки пошли на дрова, людей сослали и расстреляли. Сколько разорили крепких усадеб, добрых мужиков повыбили…Пришли колхозы, все пособрали активисты. Новые хозяйки в тех сарафанах коров доили, бабы смотрели и плакали…» Евдокия Никоновна Машарова.
-Это, Саша, как в нашей деревне на моей Родине. В начале 30-х годов налетели на деревню отрядом, всех мужиков арестовали и увезли. Все пропали. Дома и имущество забрали. Оставили в деревне лодырей и пьяниц.
«Надо все переносить с терпением. Кого Господь больше любит, того испытывает больше. Терпение- половина спасения. Бог-главный судья. Обижают тебя, а ты делай добро. Бог простит неразумных, они сами придут к нему»
Глава «Держи себя как человек» Гордиться нечем, а опустить себя гордость не позволяет.
Человек грешит, ты видишь, его грехи забудь. Свои грехи, о них и помни. Кто в грехе, тот в ответе. Грех на том, кто не простил.
«Взял-пусть берет, Бог его найдет. Денежка чужая свой рубль сожжет. Если он пьет, то милостыню ему подавать нельзя; что псу, то ему. Гордиться не надо, сделал добро и погордился-вот и нет добра».
«Сами себя осуждайте, а людей не судите. Отдай последнее, напои жаждущего, накорми голодного».
Ругань, зависть, эгоизм осуждались. Дружба, совет-самое главное.
Что человек думает, тем он и становится. Думай доброту, не допускай плохое до себя. Держи в голове мысль светлую
Одна вера не спасет, нет веры без добрых дел.
Судить, оговаривать-грех. Бог-главный судья.
Господь Бог сказал: «Чти отца своего и матерь твою, да благо ти будет, и да благолепен будешь на земле».
Чужим наживаться грех. Воровства в деревне не было. Избы не запирались. Бога побаивались… Близко не клади, вора в грех не вводи.
За всякое праздное слово воздашь ответ в день судный. И когда кто неподобно матерно лается мерзкими словами погаными, в тот час и земля потрясается. Сквернословие не поощряли: «Смрад нечистый исходит из уст его». Не произносили браных слов, за них жестко наказывали в общине.
Табак курить грех, курение табака строго осуждалось. На хмель был особый запрет. Наказывали: «Хмель в человеке тридцать годков держится. А ну как умрешь пьяный. Умерших от винопития на общем кладбище не хоронили. Выпивающих ждало осуждение общины, в пьющую семью не выдавали дочерей.
В большой семье, где жили по несколько поколений, все держалось на трудолюбии, уважении к старшим. Почитание старших- главная заповедь старообрядцев. «Кто злословит родителям, наказан будет от  Бога и людей».
Глава «Хозяйство умелую руку любит» Зажиточно жить-надо труд любить.
«Мы здесь крепко на ноги встали: у каждого была усадьба, люди жили богато, трудились шибко. В два часа ночи ложились, а в шесть уж опять на ногах.  В деревне была своя кожемялка, шили обутки на мягкой подошве, в них мягко, тепло, сухо- нога спит. У крепких хозяев было до ста колод пчел. Ни мед ведь, ни волк скотину не трогали. Хлеб из Уймонсой долины поставляли к царскому столу. Масло из горных долин, альпийский мед, орех у кедровый-все, чем богат Алтай, попадало в Зимний дворец. И пшеницы сорта «аленька» выпекали знаменитые царские караваи. Уймонские деревни поражали обилием скота. В конце 19-го века ерофеевская семья имела около трехсот лошадей. В зажиточных хозяйствах было по 18-20 коров. Держали маралов, панты отправляли в Монголию, Китай, получали с продажи большие деньги. Рога маралов находят широкое применение в народной медицине…
«Встаешь-должен работать, пришел праздничек-отдохни».
Следующая глава «Каково в дому-таково и самому» Дом без хозяев-сирота.
Первопроходцы принесли в Уймонскую долину образцы строительного ремесла…Сначала жили в землянках, позднее стали рубить избы. На печи спали, хранили вещи, развешивали лук. Полы не красили, обливали водой, посыпали песком и скоблили голиками/вениками/. Вдоль стен- кедровые лавки, в красном углу-божница с иконами. Напротив печи-полати: один конец бруса врублен в стену, второй укреплен на печке…Спали на лавках, на полатях, на полу. Штор на окнах не было: грех от Божьего света закрывать окна.
 Чистота, порядок-закон жизни староверов. Грязь-стыд для хозяйки. Девушка, живущая в грязной избе,- незавидная невеста.
«Внутренность жилища старообрядцев отличалась замечательной чистотой» П.П.Семенов-Тян-Шанский.
Лекарь Шавров отмечал: «Даже самые бедные заботились о порядке в доме. Полы содержали в изумительной чистоте. Избы мели несколько раз в день».
Собаку не разрешали держать в доме, кошку держали, чтобы она мышей ловила. Собака- для двора, а кошечка- для дома. Освещалась изба огнем русской печи, лучинками из березовых щепочек. Много позже появились керосиновые лампы. Электричество в Уймоне появилось во второй половине 1950-х годов. Вот запись из дневника Николая Константиновича Рериха об Агашевне: «И лекарь, и травчатый живописец, и письменная искусница. Тоже знает травки и цветики. Распишет охрой, баканом и суриком любые наличники. На дверях и на скрынях наведет всякие травные узоры. Насадит птичек цветистых и желтого грозного леву-хранителя. И не обойдется без нее ни одно важное письмо в деревне. «А кому пишешь-то? Сыну? Дай-ка скажу, как писать». И течет длинное жалостливое и сердечное стихотворное послание. Такая искусница».
Глава «У мужа и жены две души, да единая воля» Выбрала молодца, так не пеняй на мать-отца.
Старообрядчество имело крепкие семейные устои, поддерживаемые и укрепляемые всей сутью общинной жизни крестьянина. Семья воспринималась как хозяйственная и нравственная основа правильного образа жизни. Чтобы «прилить новую кровь», женились на выкрещенных алтайках, что было необходимо в условиях жизненной замкнутости старообрядцев.
«Невест из своей деревни не брали: кругом родня. От Бухтармы до Уймона километров двести….Привозили невест из Коркогона, что в Усть-Канском районе из Солонешного. В этих местах жили кержаки. При выборе жениха и невесты просматривали родню до седьмого колена… Свадьба скорая что вода полая. Женился на скорую руку, да на долгую муку.
Не надо друг друга переделывать. Какой есть, такой и есть, это- в породу, не переделаешь. Нельзя мужу без конца приказывать, грубить ему…Любишь мужа-люби его родню».
«Не вздумайте при людях, при детях ругаться. Не выносите сор из избы».
Глава «Что в детстве воспитаешь, на то в старости обопрешься».
«Беременная женщина много трудилась: считалось, что крепче будет ребенок, быстрее родишь. Семья оберегала ее от тяжелой работы , старались не волновать по пустякам .Жалели: «Она ит так по краю могилы ходит»…Младенца старались оградить от сглаза и болезней, не показывали посторонним сорок дней…По поверью, счастье дается на роду вместе с именем. Имена для детей выбирали по святцам… Над зыбкой вешали игрушки. Ребенок хватает игрушки ручками, забавляется…Не надо кричать на детей, унижать: обиды в душе у ребенка останутся. Не от еды дитя растет, а от ласки. Детей оберегали от разговоров взрослых…Тем, кто вел себя недостойно, наказывали: «Берги честь семьи, по деревне ходить стыдно»…Вдовство и сиротство-непоправимое горе. Обидеть вдову, сироту-тяжкий грех. Сиротских домов не было. Оставались дети без родителей-община определяла, чья семья возьмет их. Отдавали самым достойны…Постепенно ребенку внушалось, что он становится взрослым…
Глава «Больше глаз у Природы не брали».
«Первопоселенцы, восхищенные сказочными богатствами приютившей их благодатной долины, нарекли ее земным раем.
Горы словно раздвинулись, и во всем великолепии показалась Уймонская долина. Реки несутся с гор бурными потоками, наполняют говорливую красавицу Катунь своими водами: Ок-Кол, Мульта, Ак-Чан, Катанда, Кураган, Ак-Кем, Чендек, Баштала, Кастахта, Маргала. Алтайский художник Григорий Иванович Чорос-Гуркин пишет о Катуни: «Вот она, бурливая, страстная, переливается, изумрудной струей плещет и играет цветами радуги. Вся она полна волшебной силы, вся- движение и жизнь. Столпились к берегам ее могучие сосны и протягивают к ней кудрявые ветви. А с высоты скалы и горы смотрятся в ее кристальные воды. Она есть счастье и украшение Алтая»…Родилась река Катунь, образовавшая вместе с Бией реку Обь. Она берет начало с горы Белухи, из ледника Геблера….Староверы поклоняются тем же источникам, у которых совершают языческие обряды алтайцы. Губить природу не смели, их сдерживало понятие «грех», Боженька накажет…Жили охотой и рыбалкой..Вода- живая, Христовы слезы. Божья вода по Божьей земле течет. Грязная вода через три камешка протечет-станет чистой. Черпая воду из речки, перекрестят ведро. После  заката солнца речку нельзя беспокоить…Нетронутые горные ущелья, тайга приносили людям удачу на охоте…»
«Много сейчас изменилось в природе: растительный мир уничтожаем, изнутри землю сосут и сосут-газ, нефть высосут, а закачивают воду. Да разве будет она греть землю? Раньше в наших местах была непроходимая тайга, по хребтам рос лес и защищал от ветров. Хвойные леса повырубили, реки высохли, лес растет никудышный, листвяк срубишь- гнилой…» Георгий Ялович Шикаков.
«Люди берегли природу. На Катуни есть Варваркина яма, там плесико. Зима придет-полно талмешат застынет. Весной вытаивают глыбы рыбы. Сколько рыбы, богатейшие места были! Зверя, птицы не стало, химию машинами на поле вываливали…Климат сильно переменился: днем жара, ночью холод. Толком ничего не растет…«Иван Никитович Рахманов
« Тяжелые трактора сровняли бугорки, распахали кустарники. От клубники, которая росла не одну сотню лет, не осталось и следа. Стали вырубать лес-нет вечно текущих ручейков, мелеет Катунь….
Засорены берега, мусор застревает на дне рек, в наносах, завалах, заводях и затонах. Рыба мечет икру в тихих заводях, погибают икра, мальки, гольяны, пескари…Удивляться нет смысла, почему не стало рыбы.
Природа Уймонской долины изумляет сказочной красотой. Реки чаруют своим шумом на перекатах, пихтовые и лиственничные леса меняют свое убранство в течении года, вдалеке сияют белки…Смотришь на воды Катуни и думаешь: «Правильно ли мы живем? Что мы людям после себя оставим?»
Последняя глава «Хлеб надо есть с голоду, а здоровье беречь смолоду».  Деньги потерять- ничего не потерять. Здоровье потерять- все потерять.
«Медицинская практика старообрядцев и поздних переселенцев впитали в себя знания, накопленные не только русскими врачевателями, но и теми народами, с которыми им приходилось соседствовать. Ученые, исследовавшие флору Уймонской долины, отмечали, что травы здешние обладают чудодейственными свойствами.  Народная медицина помогала бороться с болезнями, навыки траволечения накапливались столетиями.
«Вахромей Семенович Атаманов шубы, тулупы чернил, травы знал, роды в деревне принимал. Кто выставит, сломает руку или ногу-все к нему. Сращивал сломанные кости» Мирон Иванович Бочкарев.
Травы пить-надо меру знать, пить не крупными глотками, а понемногу.. Три глотка три раза в день, перекреститься и выпить…Горечавка бывает 12 видов…Боярка незаменима при сердечных и нервных болезнях. Простуду лечили медвежьим и барсучьим жиром.. Одних видов полыни различали двенадцать…Аполлинария Яковлевна Осокина.
«Лечили травами и домашними снадобьями не только людей, но и животных..Пустырник помогает от сердца…Марин корень надо копать при  цвете… Напейся подорожника, возьми тысячелистник- они кровь разжижают. Крови в голове не будет, и мысли придут хорошие. Соблюдаешь мысль в чистоте, так и жить будешь. Мысль чистая, и глаза чистые, а болезни- от мыслей. Печаль хуже зла отъедает. Зло да печаль-это самые плохие подруги. Гони их прочь.. Сомнение-плохое дело: враг искушает.   Мысли плохие пришли-отрекайтесь от них. Бани ставили поближе к речке..Бани топились «по-черному»-дым из каменки выходил внутрь. Она требовала меньше дров и быстрее прогревалась…Вместо мочалок-лопухи и березовые веники.. Банная вода на истечение дана. Банный пар-на здоровье дан.
 «Тятя у нас со спиной маялся, так только баней и лечился. Летом попарится и в речку, а зимой в сугроб, и мы так делали. Не простывали».
Чтобы не болеть и быть здоровым, надо много работать на свежем воздухе. Меньше пить, курить совсем нельзя..»
По народным представлениям, болезни приходят  людям через воздух. Через воздух распространяются не только болезни, но и «порча»-наведение болезней на человека и животных с помощью магических заговоров. Тех же, кто наводил порчу, считали носителями злой силы…Для людей старой веры, в чистоте сохранивших многие обряды и поверья язычества, были святыми и вода и травы, и лес. Вода и огонь очищали человека, обновляли его духовное и материальное естество. Купание осмысливалось как второе рождение… Заговоры, произнесенные с верой в их силу, помогали сохранить душевное равновесие, настроить себя на лад, привлекать к себе добро. Здоровый психологический климат, заботливо поддерживаемый в семье и деревенской общине, предохранял от тяжелых душевных травм, расстройства нервной и сердечно-сосудистой системы. Религиозная практика покаяния, способствующая нравственному очищению, помогала сохранить целостность сознания, предотвращая психические заболевания. Уберегала от болезней и потери жизненного тонуса и вера в силу мысли, слова и волевого настроя». Все! Ну, как? Тебе это что-то не напомнило?
-Да это же все взято из Учения Живой Этики!-удивился Саша.
-Староверы были общинниками. Жили Единением. Трудились. Творили добрые дела. Сейчас я зачитаю из Учения Живой Этики об общине, труде, добре, Общем Благе.
ОБЩИНА. Жизнь общинная уже была признаком сотрудничества и взаимоуважения. Так и каждая мастерская уже будет зачатком общины, где каждый приносит свое уменье. Нужно дружелюбие, чтобы отдать свое мастерство на дело общее. Единение указано во всех верованиях как единственный оплот преуспеяния. Путь жизни есть взаимная помощь. Общее дело есть Общее Благо.
Сотрудничество должно полагаться на крепкий устав. Такое положение приучает к порядку, то есть помогает войти в ритм.
Только щит Общины может осмыслить пребывание на Земле.
Без общины Земля жить не может. И каждое движение мира обусловлено общиною.
Что требуется в Нашей Общине? Прежде всего соизмеримость и справедливость. Конечно, второе всецело вытекает из первого.
Община-сотрудничество может неслыханно ускорить эволюцию планеты и дать новые возможности сообщения с силами материи. Не надо думать, что община и завоевание материи находятся в разных плоскостях. Одно русло, одно знамя-Майтрейя, Матерь, Материя!
У Нашей Общины не нужны утверждения и клятвы.
Врата Общины ведут к дальним мирам.
Конечно, община не допустит вора, кто кражею утверждает худший вид собственности.
Не может быть общинник, ограничивающий свое сознание. Как общинник может прикрыться плесенью суеверия? Без отрицаний, без суеверий, без страха пойдете к истинной общине.
Около общины должна быть вдохновенность.
Каждая община, основанная на труде и знании реальности, не вредит делу усовершенствования человечества. Против общины будет говорить лишь тот, кто начал двигаться назад, входя в состав космического сора.
Необходимо научиться говорить короче и содержательнее, иначе община будет отменена по скуке. Скука-опасный зверь!
Община- содружество, прежде всего, ставит условием для вступления два сознательных решения: труд без границ и принятие задач без отказа.
Построение общины любит напряженность.
Но руками и ногами человеческими строится Мировая Община- в этом лежит красота построения.
При устройстве общин наблюдайте, чтоб под личиной исполнения Заветов не обнаружилось своекорыстия.  Устройство общины, прежде всего, предусматривает равенство. Истинный жар-цвет-настоящее бескорыстие, но оно должно быть проявлено не только поступками, но, именно, в сознании.
Напомним о свойствах, совершенно недопустимых в общине: страх, ложь, лицемерие, своекорыстие, присвоение, пьянство, курение и сквернословие. Кто-то скажет: «Хотите ангелов набрать». Мы же спросим: «Разве в вашей земле все-лжецы или пьяницы? Мы же знаем многих мужественных и правдивых. Опять скажут: «Слишком высоки требования». Ответим: «Неужели у вас все сквернословы и своекорыстники?. Все эти условия страшны только для мещанина, прячущего под порогом богатство. У Нас в Гималаях, давно нашлись люди, которым сказанные условия-не пугало. Думайте о приложении себя к будущему, и страх настоящего растворится. Для начала не лгите, и не бойтесь, и учитесь каждый день. Для Нас имеет значение состояние сознания и действия.
В общине точность сроков установлена как основа.
С чем ближе сравнить Нашу Общину-с хором песнопевцев или с военным станом? Скорее второе.
Община должна быть принята сознанием.
Община.-Сотрудничество есть единственный разумный способ человеческого сожития.  Сознательная община исключает двух врагов общественности, а именно неравенство и наследование. Всякое неравенство ведет к тирании. Наследование является компромиссом и вносит гниение в основы.
Только из общины мы можем мыслить о будущем.
Часто обвиняют общину в насилии над свободою личности. Это обвинение приложимо к любому компромиссному строю, но не к общине. В сознательной общине место есть для каждого труда. Может каждый выбрать труд по желанию, ибо каждый труд изощрен новыми достижениями.
Кто же подозревает Нашу Общину в бездействии, те просто несведущи. Самое худшее- сказать ложное обвинение, ибо в нем ложь, и клевета, и предательство, и невежество.
Утверждающий Общину способствует ускорению эволюции планеты. Всякое окаменение и неподвижность будет означать возвращение к первичным формам.
Всякая насильственная община осуждена. Насильственное рабство, насильственный брак, насильственный труд возбуждают возмущение и осуждение. Но из всех насилий самое преступное и уродливое зрелище являет насильственная община».
-Это в СССР, Сергеич, была построена такая община.
-Да, строилась она путем геноцида русского народа.
«Долг общинника утверждать справедливость. Община не может рассуждать-он наш или не наш. Община говорит: он ценен для эволюции или не ценен. Сознание общения с миром и пользы другим совершенно преображает людей. Общее дело есть залог успеха.
Община может существовать только принятием и пониманием Основ Учения Жизни и при  вполне индивидуальном выполнении принятых на себя задач. Одним из главных условий существования Общины, кроме общего довольно высокого уровня сознания, будет наличие чистой праны и, конечно, ЛЮБОВЬ К ТРУДУ. Труженик не имеет времени для ничтожных мыслишек и дорожит каждой мыслью, осеняющей его и несущей ему новую силу для самоусовершенствования и тем самым оздоровляющей и всю окружающую атмосферу.
«Не делайте врагов»- в этом Завете заложено уже основание Общины Всеобщего Братства. Свойства злобы не годятся для общины.
Община- ключ ко всем вратам познания и достижений. Община- ключ к храму и дому Учителя! Община-кооперация!
Об ОБЩЕМ БЛАГЕ. Укажу качества взыскующих Общее Благо. Первое- постоянство устремления. Второе- способность вмещения, ибо плох коммунист отрицающий, но ищущий правды достоин Общего Блага. Третье- уменье трудиться, ибо большинство не знает ценности времени. Четвертое-желание помочь без предрассудков и присвоения. Пятое- отказ от собственности и принятие на хранение плодов творчества других. Шестое- изгнание страха. Седьмое- бодрствование явить среди тьмы.
Весь мир делится по границе личного и общего блага.
Каждая мысль Общего Блага преследуется нещадно, между тем лишь рост личного духа может наполнить сокровишницу Общего Блага.
Сознание общения с миром и пользы другим совершенно преображает людей. Общее дело есть залог успеха.
Только умейте мыслить об Общем Благе- и Мы всегда с вами.
Каждая волна Общего Блага напрягается силами Света и противодействиями. Явление светотени существует во всем Космосе. Задача человечества, устремляя свои мысли на Общее Благо, найти направление Космического Магнита.
Когда дух приобщается к Общему Благу, то все пути открыты ему.
Пустота ужасная покажется без приложения сил на Общее Благо. Темнота страшная выглянет отовсюду без общения с Иерархией. Сама жизнь, как отцветший цветок, потеряет смысл без Великого Служения.
Никто не может понять, что служа человечеству, мы служим самим себе. Хотя бы их эгоизма совершалось продвижение это.
Как же иначе показать Великому Владыке нашу преданность и готовность служить Общему Благу в тех условиях, в которых наша карма и общая поставила нас? Рука Ведущая перенесет через поток и утвердит в новом месте.
Общее дело есть Общее Благо.
Забота об Общем Благе, забота о ближнем есть высшее задание!
О ТРУДЕ. Труд, правильно распределенный, по природе своей не может утомлять. Не пытайтесь найти отдых в безделье.
Труд должен быть добровольным. И войдет в чистый труд высокое качество через любимое мастерство.
 
Только сознательное сотрудничество может оздоровить священный труд.
Нужно желание работы и раскрытое сознание, при котором каждый труд становится увлекательным. Ведь работа идет для будущего, и каждый несет лучший камень.
Явление радости в труде тоже есть явление особой формы психической энергии. Труд радостный является успешным в несколько раз.
Даже при  низшем труде человек творит проявление огненной энергии. Отнимите от него труд, и он неминуемо впадет в маразм, иначе говоря, утеряет огонь жизни. Нельзя насаждать понятие отставных людей. Они стареют не от старости, но от погашения Огня. Когда Огонь погашается, не нужно думать, что не произойдет вреда окружающего. Именно, вред получается, когда пространство, занятое Огнем, вдруг становится доступно тлению Это тление жизни противно закону Бытия.
Труд служит лучшим очистителем от всяких мерзостей. Труд порождает мощный фактор пота, который даже выдвигался как средство зарождения человека.
Труд может быть четырех родов: труд с отвращением, который ведет к разложению; труд несознательный, который не укрепляет дух; труд преданный и любовный, который дает жатву благую, и, наконец, труд не только сознательный, но и священный под Светом Иерархии. Постоянное общение с Иерархией дает высшее качество труду. Только источник вечный углубляет значение совершенствования. Можно среди труда приобщаться к Иерархии. Пусть Владыка живет в сердце. Пусть каждый ритм работы звучит Именем Владыки.
Труд есть огненное действо. Поймем труд во всем его значении, как умственный, так и физический.
Труд так же ведет к Высшему Миру, как и знание. Ведь каждый труд есть познавание. Так труд есть молитва.
Ритм труда есть украшение мира. Труд можно считать победою над повседневностью. Каждый труженик есть благодетель человечества. Именно ежедневный труд есть накопление сокровища. Уже называл труд молитвой. Каждый труд содержит в себе понятие Прекрасного. В труде-эволюция!
Каждый труд должен сопровождаться воодушевлением, ведущим к совершенствованию…Качество работы может быть непрерывно повышаемо.
Было бы унизительно, если бы Мы не звали к труду, который наполняет все Наше бытие.
Тот труд ведет к совершенствованию, который имеет в себе красоту.
Называют труд молитвой, радостью, восхождением. Много определений существует этому напряжению психической энергии. Поистине, пранаяма проявляется в ритме труда. Не может быть такого труда, который бы не подлежал совершенствованию.
Мы поощряем мастерство во всех областях труда. Каждый может иметь свое искусство, каждый должен приложиться к совершенствованию.
В каждом ребенке заложено какое-то мастерство. Ребенок может припомнить заветы из Тонкого Мира. Обычно взрослые навязывают детям игры по своему разумению, вместо того, чтобы наблюдать, куда устремляется внимание ребенка. Дети любят не сами игрушки, но зачатки мастерства, в них заключенные.
Одна из самых светлых радостей рождается в труде. Отдых-в смене труда.
Труд зарождает ритм; в труде приобщаются к надземным вибрациям, потому явление высокого качества труда так значительно. В каждом труде можно достичь высоких напряжений. Труд должен быть ритмичен и потому каждодневен.
Творчество, сознательный труд, стремление к высшему качеству поведет кратчайшим путем к Высшему. Каждый труд есть путь надежный. Только возлюбив высокое качество, можно преуспеть на пути восхождения. Только бы труд был добрым по существу, тогда не отчаяние, но радость будет уделом деятеля.
Человек может творить в любом мастерстве труда. Проявление высокого качества в каждом труде уже будет вдохновением. Так можно приветствовать каждый совершенный труд как истинное творчество.
Нужно также запомнить, что все земные труды совершаются для возвращения в Надземную Твердыню. Только в качестве каждый труд благословен.
Труд является освобождением от  самости. Труд высокого качества позволяет человеку вознестись над низменной самостью. Творец, в час истинного вдохновения, не думает о себе. Дар труда есть освобождение от самости. Искание лучшего качества уже есть устремление в лучшее будущее.
Мы называем труд источником целебного ритма. Мы твердим, что труд дает истинную радость труженику. Каждый труд, несомненно, дает кому-то радость. Самое чистое чувство сопровождает труженика как на земле, так и в Надземном. Мыслитель завещал труд как Радость Надземную.
Кто боится труда, пусть забудет о Нашем существовании.
Каждый улучшающий качество труда своего уже совершает подвиг.
Кто любит с детства трудиться, тот и останется тружеником. Природа труда или праздность заложены в прошлых жизнях. Утверждаю, что качество труда складывает и дальнейшее восхождение. Качество труда может быть достигаемо в любом состоянии.
Надо научиться трудиться радостно, какую бы работу ни приходилось исполнять. Ведь дело не в самой работе, видимые плоды которой сметет рука времени, но в самом процессе напряжения, усиления и накопления внутренних огней. Человек, окрыленный напряженным и вдохновенным трудом, преображается. Этим ценен энтузиазм. Служение Свету происходит в труде.                               
ДОБРОТА. «Доброжелательность есть лучшее средство для пищеварения. Нужно именно углублять путь доброжелательности. Утверждена она как сущность нашего бытия.
Нельзя хвалить за качество дружелюбия, ибо оно нераздельно от расширения сознания.
Дружелюбие не насилие.
Зло может быть искореняемо лишь добром. Добро есть самое действенное, бодрое, неисчерпаемое, непобедимое начало; но при  всей деятельности добро лишено жестокости. Не может добро завещать жестокость!
Добрый человек тот, кто творит добро. Сотворение добра есть улучшение будущего. Добро есть спасение будущего. Каждая мысль добра есть уже стрела Света. Каждая мысль добра получит и лучшую благодарность.
Облекаясь в земную оболочку, человек имеет творить добро, в том совершенствуясь. Разве труд земледельца-не добро? Разве творчество прекрасное- не добро? Разве знание- не добро? Разве служение человечеству- не добро? Можно утверждать, что существо жизни-добро. Только человек,  в нежелании совершенствования, предпочитает оставаться в невежестве, иначе говоря, во зле.
Мы посылаем мысль о добре, о труде, о действии. Не может быть добра без действия. Не будет добра там, где нет труда. Не будет добра, когда нет противодействия злу. Не будет добра, если не примем ответственности распознать зло.
Наша Обитель самая мирная, но готова к бою за добро.
Совесть или сознание призывает к добру.
Истинная преданность добру рождается сердцем, но не рассудком. Преданность добру есть основа жизни! Человек должен осознать, что добро полезно не только миру, но и ему лично.
Отступники от добра не верят в непрерывность жизни. Они будут надеяться, что их мрачные проступки умрут вместе с ними. Они очень боятся смерти и в боязни ищут удлинения земной жизни.
Учение добра предпосылает, что читатель, хотя бы в малой степени, применит преподанное, но в жизни,- наоборот.
Агни-Йога есть доброслужение. Научитесь служить добру. Познайте преданность Великому Служению.
Но не легко продвигать Учение Добра, когда оно не прилагается к жизни.
Что человек думает, тем и становится. Думай о добром.
Творение добра есть долг человека.
ЭВОЛЮЦИЯ есть ПРЕТВОРЕНИЕ ДОБРА». Все! Это первая часть качеств староверов. Как ты помнишь, есть еще о любви, о Природе, о здоровье, о мысли, о помощи и много других. Но это потом. Перекусим. Прогуляемся. Прочитаю еще кое-что интересное.
Итак, газета «Советская Россия» Статья Галины Платовой «Офшорная вольница». Но сначала ответь мне на такой вопрос. Какую стипендию получает студент в нашем Российском институте? В Советское время получал 40 рублей в месяц.
-Ну, наверное, тысяч 20-30-…замялся Саша.
-Две тысячи рублей в месяц.
-Да ты что? –удивился Саша. –Как можно прожить на две тысячи целый месяц?
-А Дума в лице нашей правящей партии сказала, что две тысячи рублей студенту достаточно на месяц.
-Сволочи! Их бы посадить на такую пайку.
-Сейчас ты поймешь, кто такая «пятая колонна», то есть предатели нашей страны.
«Нам много рассказывают о сбежавших из России различных певцах и шутах гороховых, испугавшихся санкций, променявших заграничный рай на Россию. Но среди предателей немало толстосумов, отказавшихся от российского гражданства в обмен на сохранение в иностранной юрисдикции нахапанных в РФ богатств. Недавно миллиардер Василий Анисимов отказался от российского паспорта, чтобы остаться за бугром с русскими капиталами…Кто такой Анисимов? Бывший президент Федерации дзюдо в РФ, бизнесмен. Наживался как все ему подобные, на спекуляциях, компаниях, по сути-на присвоении народного добра. Сейчас состояние Анисимова равно 1.6 млрд долларов, и у него паспорта Доминиканской Республики, Хорватии. Таких как Анисимов, немало: владелец холдинга Фредом Тимур Турлов, нагреющий как утверждает Форбес 2.4 млрд. Долларов, ставший гражданином Казахстана; отказался от российского гражданства Рубен Варданян, обладатель состояния 1.3млрд. долларов и компании «Тройка Диалог» Юрий Мильнер, уехавший с семьей из РФ с суммой около одного млрд долларов; Николай Сторонский, сын гендиректора АО «Газпром промгаз» Николая Сторонского, отказался от гражданства РФ, получил паспорт Великобритании, и вывез состояние в 7.1.млрд. долларов. Список можно продолжать. Еще масштабнее обескровливают Россию офшорники- собственники многочисленных российских предприятий, зарегистрировавших «свое» имущество в офшорах типа Гибралтар, Маршаловы или Сейшельские острова, в княжествах Монако..В либеральной РФ классу имущих разрешалось все… В числе предприятий, зарегистрированных в офшорах, оказались стратегические, обеспечивающие обороноспособность страны объекты, там же остаются значительные денежные средства…Любителей денег не встревожило даже то, что родная страна втянута в войну с укронацистами, и тысячи россиян пошли на фронт сражаться с врагом, не щадя своих жизней….Власть РФ заняла выжидательную позицию. А думская оппозиция взялась исправить положение. Группа справроссов в несла в Госдуму законопроект «О деофшоризации». Он сразу же не понравился кабинету и единороссам. Разработчики, в отличии от предыдущих инициатив, не лебезили перед собственниками, а поставили им жесткие условия: если в течении полугода не будут зарегистрированы прописанные в офшорных зонах шахты, заводы, трубопроводы и торговые сети, то эти владения перейдут под управление Росимущества, т.е. будут национализирован».
-Правильно!
-«А как иначе, возмущался один из авторов законопроекта Михаил Делягин: «Почти два года Россия ведет боевые действия. Но во многих сферах государство не просто не стремится к повышению эффективности, а, напротив, как будто пытается жить по-старому, как будто даже вот-вот откажется от суверенитета, передадим его Западу, вернемся в кровавые для народа и благословенные для наших врагов 90-е годы». Огромная часть крупного российского бизнеса,-подчеркивал депутат,- по-прежнему зарегистрирована в офшорах, там же остается почти весь ритейл. Собственники не желают возвращаться на свою Родину, где получают прибыли. Офшорный «бизнес» лишает бюджет РФ триллионных доходов, способствует выводу из страны колоссальных средств… Между тем большинство офшоров, где осели активы РФ, контролируются США и Англии, что объективно ставит офшорные капиталы России в зависимость от враждебных спецслужб, нацеленных на нанесение нашей Родине вреда. У нас уже ликвидировали птицефабрики разом и прямо перед яичным кризисом, то же усилив его…  Это оправдывает принудительную деофшоризацию, поскольку возможности добровольности исчерпаны»…И пока офшорная аристократия сопротивляется, чтобы не допустить возврата капиталов в РФ. Судьба Родины абсолютно не беспокоит жирных котов. Что и подтвердило напряженное обсуждение законопроекта в Госдуме. Единороссы-преданные лоббисты офшорников…Именно засилье в финансово-экономическом блоке правительства чиновников, ориентированных на поддержку капиталистов, той самой офшорной аристократии, а не на укрепление государства, и стало, по м нению думской оппозиции тормозом в проведении  деофшоризации…»Кто попал в офшоры?- задался вопросом Николай Коломейцев/КПРФ/,- те, кто за шапку сухарей хапнул триллионные состояния, и отправил их туда, где можно получать дешевые  кредиты и обогащаться, не выплачивая даже мизерные налоги, установленные в России…Поэтому собственники вывели активы туда, где выгоднее, а все плохое- минимальную зарплату, загрязненную экологию, истощение ресурсов, -оставили в РФ. Депутаты от КПРФ доказывали, что национализация нужна, ее во всех капстранах проводят в целях оздоровления предприятий, доведенных до ручки «Эффективными собственниками». Но единоросов от одних слов «национализация», «деофшоризация» в дрожь бросает. Большинство из них успели за рыночные годы обогатиться, и теперь они бояться потерять «нажитое непосильным трудом». При голосовании, законопроект «О деофшоризации» поддержали 98 депутатов-КПРФ и справроссы. «ЕдРо» промолчало, провалив тем самым принятие в первом чтении необходимого для государства документа. Делягин заявил, что «отвергшие законопроект ответили, что им важнее жизни сограждан сверхприбыли олигархии, способствующей через офшорную систему убийству неофашистами наших воинов и мирных жителей Донецка, Луганска, Белгорода, Крыма, Запорожья, Херсона…»
-Сталина, Сергеич, надо поднимать. Другого выхода нет. Путин-их человек.
-Иван Грозный, Саша, нужен с опричниками. Другого пути для России нет. Пятая колонна-вся партия «ЕдРосов. Сначала с ними надо разбираться. Пьем чай и идем гулять.
-Заметно потеплело, Сергеич. К перемене погоды.
-Пора бы. Что за зима!? Конец февраля, а снега нет.
-Чандалаз стоит серый всю зиму. Ни разу не оделся снегом. Если будет снег, то куда пойдешь?
-Все зависит от того, когда он закончится. Хотелось бы с мыса бухты Лесной отснять полуостров Змеиный. Несколько раз приходил после снегопада, но ветер успевал сшибить весь снег с деревьев. Он стоит черный. Снимок не интересный. Но, конечно, лучше отснять после снегопада сопку Сестру с Племянника. И, конечно, на рассвете. В начале марта еще можно успеть сделать этот снимок. От автобусной остановки идти до Племянника минут пятнадцать хорошим ходом. Можно на саму вершину сопки не подниматься. Там есть у подножия сопки одно место, откуда через скалы можно сделать красивый снимок Сестры.
-Ты забыл про Красные Скалы.
-Есть у меня зимние снимки тех мест. Там весной и заработал грыжу. Снега было много. Лазил на вершины сопок. Перестарался. Снимки неплохие получились. Но какой ценой! На целый год вышел из строя.
-Еще болит?
-Да, иногда что-то там беспокоит. Тренируюсь. Как-то сходил от площади до Волны. Там на базе Североторга покупаю овощи. Всегда хочу только пешком. Потом два дня ноги болели. Теперь понимаю тех туристов, которые без тренировок идут на высокие вершины. Лет семь назад ездил я с группой туристов за Алексеевку. Поднимались к озеру Ольховому. Мы с Никоновым были самыми старыми. Мне 70 лет. Ему около 60. Остальные –молодые парни и девушки. Они немного прошли и уже отдыхать, перекусывать. Мы ждать их не стали. Пришли на вершину горы на полтора часа раньше группы. Ходить в походы надо регулярно. Я терял форму только во время болезни. Ходил в любую погоду. Но этот последний год оказался крайне неудачным. За одну весну заработать две грыжи.
-Какая еще?
-Я же тебе говорил, что после работы на огороде заболела поясница. Лечение не помогло. Сделали рентген. Грыжа.
-Только упражнения Бубновского тебя спасут. Смотрел эти передачи. Многие спасаются от грыжи этими упражнениями.
-Да, скоро, наверное, начну. Пока боюсь. Пусть швы зарастут.
Закат был без облаков. Вернулись в домик. На этот раз проспал до рассвета. Видимо потому, что три последние ночи спал по четыре часа. Уже подумал: ну стал спать как Валентин Семененко. Оказывается, нет. Недосыпал. Вышел из домика. Облачность. Мороз не более трех-пяти градусов. Ветра нет. Луна круглая просвечивает через дымку облаков. Вышел Саша.
-Надо, Саша, перекусывать, и идти на остановку. Делать здесь нечего. Дома есть дела.
-Согласен. Но ты видишь, погода меняется. Если будет снег или дождь, то ты звони мене. Я вырвусь. Надо, в конце концов, сделать нужный нам снимок.
Через полчаса потопали к автобусной остановке.

Фото-путешественник, член Российского Союза писателей Владимир Маратканов


Рецензии