Глава двадцать пятая. Выборы в цехе водоснабжения

Книга третья.Лихолетье.
Глава двадцать пятая. Выборы в цехе водоснабжения.

 Выборы начальников цехов прошли почти во всех подразделениях Крутояровского металлургического комбината. Соперников у действующих начальников не оказалось. У всех у них был достаточно высокий авторитет и уважение в своих коллективах. 
 Прошли они и в цехе водоснабжения. И тут-то по Крутому Яру разнёсся слух, что всеми уважаемый на комбинате и в посёлке Гаврила Давыдович Артёмьев, многолетний руководитель этого трудового коллектива прямо на выборах разобиделся и снял свою кандидатуру. Посчитал для себя их оскорбительными и тут же написал заявление об уходе, затем уволился и уехал в Москву, где в это время жили и работали его дети.
 Но слух этот окажется не совсем верным. Он расстанется с коллективом цеха и предприятием недели через две-три. Возможно, не выдержала его душа такой обиды и унижения от своего коллектива, которому он отдал большую часть своей трудовой жизни, своих сил и способностей.
 Сергей хорошо знал Гаврилу Давыдовича. Часто встречался с ним по роду своей службы, беседовал с ним не только на производственные темы, но и на социально-бытовые, житейские. Всегда ему казалось, что такие люди, как он, редкость. 
 Гаврила Давыдович был прост в общении, духовно богат, добр и отзывчив, приятен и интересен в общении. Таких людей на комбинате было немного. С ним было можно по дружески пошутить и посмеяться, он мог поднять настроение. Но главное же - Гаврила Давыдович был специалистом высочайшего класса в своей профессии. 
 Ему было тогда уже хорошо за пятьдесят, но внешне-то он выглядел намного моложе. По образованию и призванию был настоящим инженером-геологом. А эта профессия накладывает на характер человека свой отпечаток - делает его мужественным и компанейским. И казалось бы, работать бы ему с молодости до старости в тульской Геологоразведке, коли бы ни его настоящая любовь. А она случилась и привела его на Крутояровский металлургический комбинат.
 Встретилась ему однажды в тульском трамвае, в молодые его годы, удивительная по красоте девушка. Но очень уж серьёзная. И он сразу же в неё влюбился, не смотря на всю её серьёзность и строгость. Вообще-то Гаврила Давыдович не знал никогда поражений в общении с девушками. Но тут-то у него всё получилось не сразу.
 Он и сейчас выглядит довольно привлекательно. Но тогда с густой своей шевелюрой и правильными чертами лица, высокого роста красавец, сухощавый и крепкий, сильного телосложения и характера, не мог не зацепить за живое и эту девушку. Он это почувствовал сразу и решил не отступать.
 К таким людям, как он, люди всегда относятся с уважением. В таких парней девушки обычно не сводят глаз и влюбляются сразу, а мужчины с уважением говорят вслед: "Крепкий, жилистый мужик!". Уступают ему дорогу. В том числе и любовных делах.
 Каким был Гаврила Давыдович в молодости нетрудно сейчас догадаться: с шутками и прибаутками, с полусерьёзными разговорами о своей романтической профессии он заинтересовал девушку и проводил её почти до самого её общежития, где жила она тогда, как молодой специалист и начальник уже одной из лабораторий Крутояровского металлургического комбината.      
 Екатерина Никаноровна Раевская, позже ставшая Артёмьевой, в девичестве  отличалась не только красотой и властным характером, но ещё и острым умом и словом, способным остановить любого нахала. Она не привыкла знакомиться с парнями на улице. Но вот Гаврила Давыдович почему-то ей понравился и она решила продолжить знакомство.
 И Артёмьеву она тоже всё больше и больше нравилась. Как оказалось Раевская обладала не только глубокими знаниями в области химии и металлургии, на была ещё очень начитана и развита в любой области науки и культуры. Для Гаврилы Давыдовича она оказалась интересной и серьёзной собеседницей на самые различные темы.
 Он ценил и уважал умных образованных женщин. Потому-то он вскоре перебрался в Крутой Яр и устроился здесь работать на комбинат в цех водоснабжения, где сразу же показал себя нужным специалистом и проявил все свои недюжинные организаторские способности одного из руководителей цеха и в области геологии. Этим он снискал всеобщее уважение у руководства комбината.
 Не могло это не сказаться и на их взаимоотношениях с Раевской. Ей нравилось то  уважение с каким к нему относятся на комбинате. Вскоре он становится начальником цеха водоснабжения. Екатерине Никаноровне это не могли не нравиться. А кому из девушек могут не нравится умные и весёлые, тактичные и культурные, красивые и сильные, парни. Гаврила Давыдович оказался тоже для неё приятным собеседником.
 Вскоре они поженились. Екатерина Никаноровна пользовалась в коллективе комбината, также, как и он, всё большим уважением как специалист высокого класса и ответственного руководителя. Вскоре она становится начальником Центральной лаборатории комбината.
 Авторитет Артёмьева рос изо дня в день, работая много лет в должности начальника цеха без всяких замечаний он вдруг споткнулся здесь на этих самых перестроечных демократических выборах. Это огорчило и поразило не только его одного, но и многих на комбинате и в посёлке.
 Его цех всегда бесперебойно обеспечивал все цехи на комбинате технической и питьевой водой. Жители Крутого Яра тоже в питьевой воде не знали недостатка. Насверлил Гаврила Давыдович вокруг Крутого Яра множество скважин с прекрасной питьевой водой, так что посёлок и всё предприятие были обеспечены ею сверх меры. 
 А несколько лет назад Гаврила Давыдович на окраине леса в районе санатория-профилактория комбината пробурил такую скважину, которая оказалась с лечебной целебной минеральной водой. По своему минеральному составу она не уступает воде ныне действующему курорту "Краинка", что в Суворовском районе.
 Вода тщательно была проверена, подтверждена её ценность и лечебные свойства, стала сразу же применяться для лечения в самом санатории-профилактории. Всё было бы хорошо, кабы ни вот эта перестройка. И ни вот эти выборы. Появился бы ещё тогда один цех на комбинате по разливу в бутылки крутояровской минеральной воды. И её продажи. Прибыль от неё шла бы в копилку комбината.
 Но теперь всё по иному. Стало всем не до того. Перестройка. Проблем на комбинате было и без того предостаточно, а теперь стало ещё больше. Решило было тогда начальством комбината законсервировать эту ценную скважину на будущее. Её заглушили, обили выход скважины досками и получилось над ней что-то вроде сарайчика.
 На опушке леса в Крутом Яру оградили этот сарайчик высокой изгородью их толстых железных прутьев. И не многие теперь знают проходя мимо какое богатство таится за этим забором.
 Сергей с сожалением подумал сейчас о жизни человеческой. Вот как бывает: старается человек, стремится делать добро и к своему человеческому счастью, а под конец жизни вдруг: бац! И вот случается такая нехорошая перестройка в его жизни.
 Да, нелегко сейчас Гавриле Давыдовичу и помочь ему не чем. Ни к чему ему теперь слова утешения. Тем более, что он потерял несколько лет назад свою жену, с которой он прожил столько лет и нажил двоих детей. Тяжёлая и неизлечимая болезнь отняла у него его Екатерину Никаноровну. Поговаривали, что он даже её побаивался, вернее строгости её характера. Но это было совсем не так. Это была настоящая любовь не угасающая с годами. Сергей видел это по глазам Артёмьева, когда он смотрел на свою жену. В них было обожание.
 После ухода её из жизни у него оставалась только лишь работа. Дети окончили в Москве институты и остались там жить и работать. Обзавелись там семьями. Теперь-то у Артёмьева и цеха нет? Отказали люди ему в своём доверии. И правильно, что он уехал к своим детям. Больше в Крутом Яру ему делать нечего, кроме могилы его жены на крутояровском старом кладбище его здесь ничего не держит.
 Сергей пожалел о том, что он сам не смог оказаться на том самом собрании и словом, хоть морально, как-то поддержать Артёмьева, на котором его так безжалостно отверг коллектив. Вот как это описывает Бутинова в своей заметке: "Коллектив выбирает начальника":   
 "Четырнадцатого июля 1988 года состоялись выборы начальника цеха водоснабжения. Это были первые выборы на комбинате, когда на должность начальника оказались два претендента.
 Итак два кандидата. Вначале была только кандидатура одного начальника цеха Г.Д.Артёмьева. От коллектива участка технического водоснабжения, руководителем которого являлся зам начальника цеха С.В.Васильев. Который, чуть позже, и станет вторым претендентом.  Во время собрания по выдвижению кандидата он был в отпуске и потому его фамилия на том собрании не прозвучала. Но до этого, на партийном собрании, некоторые работники цеха высказывали мнение о том, что начальником цеха должен быть именно Васильев. И только лишь за две недели до собрания по выдвижению Васильев подал своё заявление в конкурсную комиссию.
 Для справки: Гаврила Давыдович Артёмьев руководил цехом двадцать четыре года. Станислав Васильевич Васильев пришёл сюда три года назад. Пять лет назад он закончил Тульский политехнический институт, инженер-механик. Собрание по выборам начальника длилось более трёх часов. Проблем в цехе немало: необходимо бурить новые скважины, менять оборудование, используя более надёжное, ремонтировать плотины.
 Большое значение имеет привлечение в цех молодёжи, улучшение условий труда, внимание к эстетике производства. Перечислять и детализировать можно было бы ещё немало, но важно, что выполнять всю эту работу (как сказал на этом собрании главный энергетик комбината Р.З.Воробьёв, он же непосредственный начальник Артёмьева и член конкурсной комиссии) необходимо. А с каким начальником - это теперь решать коллективу. Мнения высказывались разные: в пользу Артёмьева и в пользу Васильева. Вот некоторые выступления. А.Н.Крылова:
 - Я работаю с Артёмьевым давно. Он человек опытный, грамотный. Велика его заслуга в обеспечении посёлка питьевой водой, он провёл реконструкцию всей системы питьевого водоснабжения. Считаю, что у Артёмьева много заслуг и немалая ещё энергия и потенциал, а Васильев молод, ему ещё стоит у Артемьева поучиться...
 М.Е.Крагин:
 - Я пришёл недавно в цех. Мне говорили, что цех работает стабильно, мастера и бригадиры здесь опытные. Но работая здесь слесарем увидел, что инструмента нет.Также как и нет единства в работе участков, взаимовыручки. Оборудование в цехе изношено. Автомашины в аварийном состоянии. Их нужно менять. Запущены водоводы. Молодёжь в цех работать не идёт, цех стареет. Конечно же, Гаврила Давыдович Артёмьев в своё время провёл колоссальную работу по бурению новых скважин и сейчас этим занимается, а что касается текущих дел цеха, то тут необходима большая активность...
 Поднимался на этом собрании и ещё один важный вопрос. который сегодня, к счастью, всё больше выходит на первый план. Это взаимоотношения в коллективах. Работники цеха говорили о том, что больше не хотят терпеть неуважение и пренебрежение к их мнению. Поэтому говорили о нетактичности в отношении с подчинёнными: как Артёмьева, так и его заместителя Васильева.
 В ходе собрания Г.Д Артёмьев решил снять свою кандидатуру с голосования. Однако участники собрания в девяти бюллетенях всё равно вписали его фамилию. Проголосовали всё равно за него. Тридцатью голосами против девять коллективом цеха начальником был избран Васильев, отдав предпочтение энергии молодости.
 Для Станислава Васильевича Васильева это, безусловно, большое доверие и большая ответственность. Согласитесь, есть разница быть начальником назначенным и быть избранным. Отдавая должное Гаврилу Давыдовичу, следует сказать, что он за двадцать четыре года своего руководства цехом не только сделал многое для развития водоснабжения посёлка и комбината, но и за три года подготовил себе достойную смену.
  Именно так начал своё первое выступление перед коллективом новый начальник цеха:
 - Я являюсь учеником Артёмьева...   
 И попросил его остаться работать в цехе. Он и остался, чтобы помочь молодому начальнику решать те задачи, которые стоят перед цехом и о которых так много говорилось на собрании".
Е.Бутинова,
3 августа 1988 года".
 Прочитав эту заметку Сергей произнёс про себя:
- Позолотили пилюлю. Вот такое "спасибо" вам Гаврила Давыдович за многолетнюю работу и то благо, что вы принесли Крутому Яру и комбинату. 
 После избрания нового начальника цеха работа коллектива водоснабжения особенно-то не изменилась, оставалась стабильной. После увольнения Артёмьева Васильев назначил слесаря Крагина своим заместителем, активно поддержавшего его кандидатуру в начальники цеха и имевшего средне-техническое образование. Вскоре его фамилия зазвучала в коллективе комбината слышнее, чем самого начальника цеха, хотя он старался оставаться в тени.
  Подобные выборы происходили на комбинате повсеместно, сверху до низа, вплоть до начальников смен, мастеров, бригадиров. И весь этот идиотизм закончился лишь в январе 1990 года, когда в в соответствии с Законом СССР "О предприятиях СССР"приказом по комбинату были внесены изменения в должностные инструкции. 
 Руководители цехов, отделов, отделений, участков, других аналогичных подразделений предприятий, а также мастера, старшие мастера стали назначаться и освобождаться от должности руководителем предприятия.
 На основании приказа министра от 2 января 1990 года главный инженер-заместитель директора, заместители директора, главный бухгалтер и руководитель юридической службы предприятия назначались и освобождались от должности приказом руководителя предприятия с последующим утверждением правлением концерна "Металлургпром".    
А.Бочаров.
2020.


Рецензии